Программа коррекционного курса (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

   Цель данной программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и  

                                                    родителями, найти свое место в школьной жизни.

  Задачи программы обучения: 

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и  

     учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость

     к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_klass.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                                              приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                                             № _____

 «___» __________ 20____ г.

  Рабочая программа коррекционного курса

для обучающихся 3 «д»

2019 – 2020  учебный год  

Учитель: Удовенко Л.В.

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__» ___________ 20__ г.

г. Советский

2019 г.

  Рабочая программа разработана на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья",  на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2015г.

   Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

   Цель данной программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и  

                                                    родителями, найти свое место в школьной жизни.

  Задачи программы обучения: 

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и  

     учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость

     к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Краткие сведения о категории детей.

 У  детей  данной  категории  все  основные  психические  новообразования  возраста  формируются  с  запаздыванием  и  имеют  качественное  своеобразие.  Для  них характерна значительная  неоднородность  нарушенных  и  сохранных  звеньев  психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической  деятельности.  Такие  дети  не  имеют   нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых  структур,  но  отличаются  незрелостью   сложных форм поведения,  целенаправленной  деятельности  на  фоне  быстрой  истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. 

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности; некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности.    

  Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

   

Место коррекционного курса в учебном плане

На коррекционный курс   отводится  31 час (1 ч в неделю, 31 учебная  неделя).

  Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Тропинка к своему Я»

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной  

   действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего

    ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в  

  общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и

   обеспечение благополучия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и

  ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в

   совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир

   для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  • учиться исследовать свои качества и свои особенности
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе
  • выполнять различные роли
  • слушать и понимать речь других ребят
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

курса «Тропинка к своему Я»

   В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

   В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

  В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

   В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Содержание программы

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

Раздел 1. Я – фантазёр (7часов)

Я – третьеклассник. Что интересно третьекласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы?

Школа моей мечты, какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

Все ли дети умеют фантазировать?  Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром?

Мои сны: что в них, правда, а что –фантазии?

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (5 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?

Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!

Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула:  «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (4 часа)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.

 Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?

 Правила поведения и общения с взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».

 Почему родители наказывают детей?

Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья  (5 часов)

Каким должен быть настоящий друг.

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

Раздел 5. Что такое сотрудничество  (5 часов)

Что такое сотрудничество?

Умею ли я понимать другого? Извинения :  зачем  они нужны? Трудно ли понять другого человека?

Зачем нужно договариваться с людьми? Умею ли я это делать?

Умение действовать сообща. Мой класс – какой он?

Что такое коллективная работа?  Когда  она получается? Что может помешать коллективной работе?

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

1.

Я - фантазёр

 7

Формировать  позитивное  отношение к своему «Я».

Формировать познавательный  интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развивать  умение  распознавать и описывать свои чувства и эмоции.

Развивать  умение формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие вербального мышления. Развитие произвольности.    Формирование коммуникативных умений.  

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие децентрации.

Развитие активного и пассивного словаря.

Развитие адекватной самооценки.

 

2.

Я и моя школа

 5

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Повышать  уверенность в себе и развивать самостоятельность.

Способствовать снижению уровня страха.

Формировать  способность к самооценке.

3.

Я и мои родители

4

  Развивать  эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

  Развивать  умение  распознавать и описывать свои чувства и эмоции,  и чувства  других людей, качества характера.

Развивать  умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

  Развивать  умение формулировать собственное мнение и позицию.

 Формировать  способность к самооценке.

4.

Я и мои друзья

5

5.

Что такое сотрудничество

5

6.

Диагностика

2

 Выполнять тестовые задания.  Действовать по  устной   инструкции.

7.

Снятие психоэмоционального напряжения

3

   Использовать конструктивные способы для стабилизации своего психоэмоционального состояния.  

ВСЕГО

31ч

Календарно-тематическое планирование на 2019 – 2020 учебный год

 

заня

тия

Содержание занятия

по

плану

по

факту

Я – третьеклассник.

24.09

Кого можно назвать фантазёром?

1.10

Я умею фантазировать! Школа моей мечты, какая она?

8.10

Мои сны: что в них правда, а что – фантазии?

15.10

Я умею сочинять!

22.10

Мои мечты.

5.11

Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии.

12.11

Я и моя школа.

19.11

Что такое лень?

26.11

Школа на планете «Наоборот».

3.12

Я и мой учитель.

10.12

Как справляться с «Немогучками».

17.12

Я и мои родители.

24.12

Моя семья.

14.01

Я умею просить прощения.

21.01

Почему родители наказывают детей?

28.01

Настоящий друг.

4.02

Умею ли я дружить?

11.02

«Колючки»  моего характера,  как от них избавиться?

18.02

Трудности в отношениях с друзьями.

25.02

Ссора и драка.

3.03

Что такое сотрудничество.

10.03

Я умею понимать другого.

17.03

Я умею договариваться с людьми.

31.03

Мы умеем действовать сообща.

7.04

Что такое коллективная работа?

14.04

Итоговая диагностика

21.04

Итоговая диагностика.

28.04

Песочная терапия. Правила работы с песком. Знакомство с песком и песочницей.

12.05

Песочная терапия. Снятие психоэмоционального напряжения.

19.05

Песочная терапия. Снятие психоэмоционального напряжения.

26.05

ИТОГО

31ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"

Рабочая  программа  коррекционного  курса  "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  литературному  чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"

Рабочая  программа  коррекционного  курса "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  математике"...

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...