Презентация: «Теоретические основы подготовки дошкольников к письму»
методическая разработка (1 класс)

Презентация: «Теоретические основы  подготовки дошкольников к письму»

Что такое письмо?

Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо - сложный координационный навык, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, правильная координация всего тела; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_podgotovki_doshkolnikov_k_pismu.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы подготовки дошкольников к письму Выполнил а Засядько Валентина Константиновна ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский . Доказано , что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Слайд 3

Что такое письмо? Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Письмо - сложный координационный навык, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, правильная координация всего тела; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

Слайд 4

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений: Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация), Развитие у детей чувства ритма , умения согласовывать слово и движение в определенном ритме, Развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивания, штриховки и других видов заданий), Развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)

Слайд 5

Основные характеристики письма детей старшего дошкольного возраста: Нестабильность , нервность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение, несовершенны механизмы регуляции позы, фактически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и связности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не может произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными или быстрыми, но неправильными). Все это свидетельствует о том, что моторная программа еще только формируется и необходима постоянная коррекция и оценка по ходу движения.

Слайд 6

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Слайд 7

Основные задачи курса Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.(Используем трафаретные линейки ) Познакомить с основными правилами штриховки : - не выходить за контуры фигуры; соблюдать параллельность линий; не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см ; научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке : познакомить с основными правилами красивого письма; подготовить к формированию графического навыка;

Слайд 8

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками Игры с конструкторам и мозаикой Средства развития мелкой моторики Массаж кистей рук и пальцев Графические упражнения Складывание оригами Игры с веревочкой, шнуровка Вырезание ножницами Пальчиковая гимнастика Работа с бумагой Рисование и раскрашивание Игры с пластилином Штриховка

Слайд 9

" Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. " Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковая гимнастика

Слайд 10

Динамические упражнения для пальцев ( потешки ) «Апельсин» «Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну , а волку кожура !» ( Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)

Слайд 11

В гости к пальчику большому ( выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому : (Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, ( поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок ( пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы ) Постучался на порог. ( кулаки стучат друг о друга ) Вместе пальчики - друзья, ( ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя. «В гости»

Слайд 12

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я – Вот моя семья . ( Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца, а при словах «вот и вся моя семья» второй рукой охватить все пальцы) «Моя семья» Гребешок

Слайд 13

Специальные упражнения для разминки пальчиков Упражнение «Пианист» Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке. Упражнение «На зарядку становись!» Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Слайд 14

Подготовка пальчиков к графическим упражнениям Массаж пальчиков с помощью массажных мячей, грецких орехов, каштанов , простым карандашом. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание. Кинезиологические упражнения

Слайд 15

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук. « Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Слайд 16

Графические упражнения, штриховка Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняются на нелинованной бумаге.

Слайд 17

Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии. Важно

Слайд 18

Применение су- джок массажера Использование Даров Фребеля Штрихуем

Слайд 19

Полезная литература

Слайд 20

Ожидаемый результат Соблюдение гигиенических правил письма (правильная осанка за столом, правильно держать ручку, располагать необходимые предметы на парте ); Умение ориентироваться в тетради, на строке, на странице ; Умение штриховать не отрывая руки , в разных направлениях ; Правильно (не зеркально) писать буквы и цифры ; Уверенность в своих знаниях и умениях; желание пойти в школу

Слайд 21

Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

Эти¨занятия помогут преодолеть детям в дальнейшем один из самых коварных камней преткновения начальной школы знакомство с буквами и освоение письма. Игры со звуками и линиями помогут детям приобр...

Как подготовить руку дошкольника к письму?

     Как подготовить руку дошкольника к письму? ...

Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной ...

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...

Презентация: «Теоретические основы подготовки дошкольников к чтению»

Презентация: «Теоретические основы  подготовки дошкольников к  чтению»Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым ...

Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»

Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём сл...

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»

Презентация: «Игры и упражнения, направленные на подготовку дошкольников к письму»Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной коорд...