Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Марина Александровна Березовская

Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. Программа направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности для детей начальных классов с задержкой психического развития.
В результате этого курса учащиеся могут научиться самостоятельно устанавливать закономерность, определять причинно-следственные связи, ориентироваться в пространстве. Совершенствуются различные виды внимания, памяти, мыслительных процессов. Формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы получения результата, удерживать учебную задачу, осваивать необходимые объемы. Содержание, методы и формы занятий определяются особыми образовательными потребностями детей с ЗПР.
Программа может быть полезной учителям начальных классов, школьным психологам, специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyat_2_klass.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60

социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

 «___» ___________ 2017 г.

        «Утверждаю»

Директор школы

___________Л.В. Цыденова

«___» ___________ 2017 г.

Рабочая программа коррекционного курса

«Развитие познавательной деятельности

для учащихся с задержкой психического развития»

2 класс

        

                                                                                            Составитель: Хабинова О.Р.,

       Березовская М.А.

г..Улан-Удэ

2017

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Программа направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности для детей с задержкой психического процесса, обучающихся во 2 классе. Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении.  У таких детей не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических   и   познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы.

Цель коррекционного курса: коррекция и развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Задачи:

  • коррекция и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • формирование умения делать простые выводы и умозаключения;
  •  увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование познавательной активности и учебной мотивации детей;
  • создание климата психологического комфорта в обучении.

Место коррекционного курса в учебном плане

Данная программа состоит из организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся индивидуально – 2 раза в неделю. Всего - 68 занятий в год (34 учебные недели)

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты

Учащиеся получат   возможность   для формирования   следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и коррекционно-развивающим занятиям;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми в процессе совместной учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Учащиеся получат возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

-  принимать и сохранять цель и учебную задачу   с помощью учителя;

- высказывать свое предположение относительно способов работы с учебным материалом;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий.

 Данный курс формирует у учащихся следующие коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-принимать участие в диалоге; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учащиеся получат   возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. 

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов;
  • достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом;
  • самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • называть лишний предмет среди группы однородных, обосновывая свой выбор;
  • находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным предметам;
  • находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.);
  • определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать свое мнение;
  • ориентироваться в пространстве;
  • составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- правильно выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор;

  • правильно выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения, высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение;
  • осуществлять классификацию, обобщение, причинно – следственные связи;
  • давать определения понятиям;
  • систематизировать и обобщать понятия и текстовую информацию;

Содержание коррекционного курса

  1. Упражнения на развитие внимания (22 часа)

Диагностика уровня развития внимания. Совершенствование     различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания, устойчивости, объёма.

Упражнения на развитие внимания: «Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба», «Клетчатый рисунок» «Лабиринт»

Формирование устойчивого внимания:

Найди детали», «Зачеркни одну букву», «Впиши знак», «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Чем отличаются?».  Игра «Магазин»

  1. Упражнения на развитие памяти (22 часа) 

Диагностика    и развитие   разных видов памяти. Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем», «Дорисуй» Упражнения: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий

  1. Совершенствование мыслительных операций (24 часа) 

Диагностика мышления. Разнообразные методы и приёмы развития познавательной деятельности. Совершенствование мыслительных операций, развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Упражнения на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Тень», «Диковинный зверь» «Найди лишнее слово», «Угадай животное», «Найди общие признаки».

Тематическое планирование

№ п/п

 Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол.

час

дата

1.

Диагностика уровня развития внимания, памяти, мышления

Цель–  диагностика  развития  познавательных  процессов  у ребёнка: памяти, внимания, мышления.

1

2- 3

Развитие зрительной памяти, наблюдательности

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-  Игра «Что изменилось».

-  Игра «Ищи безостановочно».

- Корректурная проба. Проверка ошибок.

- Игра «Запомни порядок».

-  Игра «Карлики-Великаны».

3. Рефлексия занятия.

2

4-5

Развитие концентрации, устойчивости внимания;

наблюдательности;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Найти ошибки в алфавите.

- Игра «Запомни пары слов».

- Корректурная проба.

- Закрашивание кружков.

- Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.

2

6- 7

Развитие мыслительной операции «сравнение»

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Какой предмет самый большой».

- Игра «Найди и продолжи закономерность».

- Корректурная проба.

- «Найди лишнюю фигуру».

- «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

2

8- 9

Развитие устойчивости и произвольности внимания;слуховой памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Карлики-Великаны».

- Графический диктант.

- Игра «Зашифрованные цвета».

- Закрашивание кружков.

- «Заучивание слов».

3. Рефлексия занятия.

2

10 -11

Развитие концентрации, устойчивости и произвольности внимания;

Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Все наоборот».

- Корректурная проба.

- Задача «Нарисуй бусинки правильно».

- «Срисуй фигуру».

- «Запомни фигуры».

3. Рефлексия занятия.

2

12-13

 Развитие мыслительной операции «обобщение»;

памяти

 развитие моторики;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Что нового».

- Игра «Нарисуй правильно».

- Игра «Скажи на оборот».

- Закрашивание кружков.

- Графический диктант.

- Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

2

14- 15

Развитие концентрации внимания.

Развитие мыслительной операции «сравнение»

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Найди игрушку».

- Игра «Кто лучше нарисует».

- Корректурная проба.

- «Срисуй фигуру».

- «Картинки-нелепицы».

3. Рефлексия занятия.

2

16-17

 Развитие произвольного внимания; слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- «Запомни ритм».

- «Графический диктант».

- Игра «Повтори».

-Упражнение на распределение внимания.

- «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

2

18-19

 Развитие мыслительной операции «сравнение»

- Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- «Что изменилось».

- «Нарисуй правильно».

- Закрашивание кружков.

- «Найди отличия».

- «Срисуй фигуру».

 «Нарисуй по памяти»,

« Дорисуй»

3. Рефлексия занятия.

2

20 -21

Развитие мыслительной операции «обобщение»; развитие внимания, памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Упражнение «Все помню».

- Корректурная проба.

- Графический диктант.

- «Найди лишний предмет»

- Лабиринты.

3. Рефлексия занятия.

2

22- 23.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие переключаемости внимания;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

- «Трафареты».

- «Что изменилось».

- «Найди несоответствия на картинке».

- «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.

2

24- 25.

- Развитие концентрации и устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- «Срисуй фигуру».

- Упражнение «Цифровая таблица».

- «Шифровка».

3. Рефлексия занятия.

2

26 -27

- Развитие устойчивости внимания; памяти

 Развитие мышления;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Закрашивание кружков.

- Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

- Игра «Птица – не птица».

- Графический диктант.

- Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.

2

28 -29

 Развитие скорости,

помехоустойчивости внимания; памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра на внимание «Хлоп – топ».

- Корректурная проба.

- Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

- Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

- «Срисовать фигуру».

3. Заключение.

2

30 -31

Развитие наблюдательности;

устойчивости внимания; памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Игра «Что изменилось».

- «Найди отличия».

- Графический диктант.

 - Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

- «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

2

32- 33

 Развитие помехоустойчивости внимания;

Развитие слуховой памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

- Игра «Повтори».

- Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.

2

34- 35

 Развитие памяти; концентрации и устойчивости внимания;

 развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

- Корректурная проба.

- «Нанизывание бусинок».

- Игра «Пары слов»

- Игра «Дотронься до…»

- «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.

2

36-37.

 Развитие концентрации внимания;

наглядно- образного мышления

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть.

- Графический диктант.

- «Срисуй фигуру»

- Упражнение «Пары слов».

- Шифровка.

- «Найди лишнее»

3.Рефлексия занятия.

2

38- 39

 Развитие слуховой памяти;

 Развитие концентрации внимания;

 Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Корректурная проба.

- Игра «Мозайка»

- Игра «Запомни фигуры»

- Лабиринты.

- «Зашифрованные цвета»

3. Рефлексия занятия.

2

40 -41

 Развитие скорости переключения внимания;

 Развитие логического мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

“Животные- растения”

- Парные корректурные пробы;

- Логические задачи;

-Парные шифровки;

- Загадки;

- «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.

2

42- 43.

Развитие наблюдательности;

 развитие устойчивости внимания;

 развитие помехоустойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Упражнение «Хлопни в ладоши»;

- Игра «Что изменилось»;

- Параллельные корректурные пробы;

- «Срисовка»;

- Графический диктант.

3. Рефлексия занятия.

2

44- 45

Развитие устойчивости и концентрации внимания;

Развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

 2.Основная часть:

- Продолжи ряд фигур;

- Игра «Хлопни в ладоши»;

- «Расшифруй поговорку»;

- Закрашивание кружков;

- «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

2

46 -47

 Развитие концентрации внимания;

 Развитие мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- «Составь рассказ из предложений»;

- «Определи чувства человека на картинке»;

- Графический диктант;

- «Найди лишнее слово»;

- «Назови общим словом».

3.Рефлексия занятия.

2

48- 49

Развитие переключения,

концентрации,

устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Упражнение «Докрась вторую половину»;

- Упражнение «Числовой квадрат»;

- Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

- Корректурная проба;

- Загадки;

3. Рефлексия занятия.

2

50- 51

Развитие концентрации внимания;

Развитие мелкой моторики рук;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Упражнение «Перепиши без ошибок»;

- Мозайка;

- «Срисуй правильно»;

- Упражнение «Бусинки»;

3.Рефлексия занятия.

2

52- 53

Развитие концентрации и устойчивости внимания;

развитие мелкой моторики;

Развитие наблюдательности.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Игра «Что нового».

- Игра «Нарисуй правильно».

- Игра «Скажи на оборот».

- Закрашивание кружков.

- Графический диктант.

- Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

2

54- 56

Развитие мышления;

развитие памяти,

наблюдательности;

 развитие

 концентрации и устойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Корректурная проба.

- Упражнение «Тренируем пальчики».

- Упражнение «Лабиринты».

- Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

- Упражнение «Дорисуй вторую половину»

- Упражнение «Зашифрованный рисунок»

- Упражнение «Составь рассказ»

- Упражнение «Рассказ по цифрам»

- Упражнение «Угадай-ка»

3. Рефлексия занятия

3

57- 58

Развитие концентрации и устойчивости внимания;

 Развитие мелкой моторики;

 Развитие  воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Игра «Шнуровка»;

- Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

- Упражнение «Срисуй правильно»;

- Упражнение «Расшифруй поговорку»;

- Игра «Трафареты»;

3. Рефлексия занятия.

2

59 -60

 Развитие концентрации внимания;

 Развитие воображения;

Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Игра «Умный коврик»;

- Упражение «Срисовка»;

- Игра «Мозайка»;

- Тест Торренса.

3. Рефлексия занятия.

2

61-62

Развитие мыслительной операции «сравнение», «обобщение».

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Шифровка;

- Графический диктант;

- Упражнение «Что лишнее»;

- Упражнение «Скажи наоборот»;

- Загадки;

3. Рефлексия занятия.

2

63- 64

Развитие мыслительной операции «классификация»;

 развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- Графический диктант.

- Упражнение «Найди общее».

- Упражнение «Дай определение»

- Упражнение «Найди лишнее»

- Упражнение «Раскрась по образцу»

3. Рефлексия занятия.

2

65-66

Развитие воображения; словесно- логического мышления

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

- «Свободный рисунок».

- «Составь рассказ по картинке».

- «Придумай название».

- Аппликации.

3. Рефлексия занятия.

2

67- 68

Диагностика уровня развития внимания, памяти, мышления

Цель– диагностика развития познавательных процессов у ребёнка: памяти, внимания, мышления. Установить динамику развития познавательных процессов за год.

2

Приложение 1

Учебно-методическое обеспечение

1.Машталь О.Ю. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.-СПб.:Наука и техника, 2012.

2.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие. —М.: Издательский центр «Академия»,2011.

3.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. --М.: Владос,2011.

4.Гатанова Н.В. Развитие познавательных процессов у дошкольников. Улан- Удэ, 2013.

5.Н.В.Нищева. Развитие познавательных способностей детей

6.Н.В. Ротарь. Занятия для детей с задержкой психического развития

7.Е.В. Языканова. Развивающие занятия. 2 класс. Игры со словами. Обобщения, аналогии, восстановления.

8.О.А. Холодова. Рабочая тетрадь. Игры со словами. Разминки.

9.Сборник упражнений «Развитие познавательных способностей»

10.Сборник игр «Рисуй, играй, смейся»

Приложение 2

  1. Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развития свойств внимания, памяти

1.« Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

2. «Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

3.«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

 Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

4.        «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещенные» движения.

 5.        «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

6. «Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

- назови «соседей» цифры…

- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)

7. «Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, с его характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти

8. «Что изменилось»

Множество вариантов. Например,

- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

10. «Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

11. «Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.

Упражнения, направленные на развитие мышления

12. «Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

 13. «Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

14. «Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно:

-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),

- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)

- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)

- «смягчить» (мол – моль) и т.д.

15. «Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

16. «Что можно сделать с …»

Предлагается любой предмет нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

17.        «Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...