Болодурина О.А. Создание ситуации успеха как средство обучения младших школьников
статья (3 класс)

Болодурина Ольга Александровна

В данной статье представлен опыт работы по созданию ситуации успеха в обучении детей младшего школьного возраста. Описаны приёмы и методы создания данной ситуации на уроках в начальной школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolodurina_oa_publikatsiya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха как средство обучения младших школьников.

Болодурина Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей г.Козьмодемьянска»  Республики Марий Эл.

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по созданию ситуации успеха в обучении детей младшего школьного возраста. Описаны приёмы и методы создания данной ситуации на уроках в начальной школе.

Ключевые слова:  Успех, мотивация, снятие страха, благоприятный микроклимат, результат.

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».

                                                           В.А. Сухомлинский

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Существуют несколько технологических операций для создания ситуации успеха в обучении:

- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

– Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

– Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

– Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

– Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

– Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

– Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является предоставление ученикам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки используется прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле “место на сомнение”, ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой. Многие скептики могут усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок. Но практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле “место на оценку”. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов: 

1.   Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. 

  Неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

   На уроках я применяю следующие  приемы “неожиданной” радости:

- «Эмоциональное поглаживание» (поддакивание, комплимент, похвала, содружество и т. д)

-     “Лестница”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

-    “Даю шанс”.Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. 

2. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

-  “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

-  “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

-  “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

- “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.    

 3.  Радость познания - учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. 

Важно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Список литературы.

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк., 1988.

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

5. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: « Просвещение», 1991.

6. Глассер У. Школы без неудачников. М.: « Просвещение»,1991.

7. Билюк Е.Г., Круглова Н.С. создание ситуации успеха для каждого ученика //

8. Международный журнал экспериментального образзования. – 2014. - №7-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на тему :"Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника".

Выступление о том, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно вз...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

доклад  по теме: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников"...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако час...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла. И что может быть больше этого?»...

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....