Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Валиева Залия Ильдаровна

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_pticy.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Класс: 1

Предмет:  Окружающий мир (открытый урок на семинаре учителей начальных классов)

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся  

Простой карандаш, цветные карандаши.

Карточки с заданиями для работы в группах

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: 

Презентация   “Зимующие птицы»

Аудио запись с “разговором” птиц.

ЦЕЛЬ:  Провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года.

ЗАДАЧИ:    1.   Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

            2.      Формирование исследовательских умений:

                 - проводить наблюдения;

                 - работать с дополнительной литературой;

                 -  выдвигать гипотезу и делать выводы;

                 - представлять результаты исследовательской работы;

 3.   Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Хорошо, как говорят в народе «Была бы охота – будет ладиться работа».  Нам надо выяснить, как птицам перезимовать? Давайте поможем ему решить эту проблему. Я предлагаю вместе подумать, ответить себе, понаблюдать, посмотреть в компьютере.

- Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать и записывать.  Вот и мы с вами сейчас понаблюдаем.

II. Наблюдение.

- Посмотрите в окно.  Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.

- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.

1. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

2. В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

3. Вы не сердитесь на январь ненастный

На самый главный месяц холодов:

Чтоб было всё по-зимнему прекрасно

Он много приложил своих трудов.

4. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

5. Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идёт.

6. Февраль гуляет на дворе

И щиплет уши детворе,

И красит щёки до красна.

Уйдёт февраль – придёт весна.

- А какой месяц на дворе?

- Какое сегодня число? Какой день недели? Какая сегодня погода, расскажите что вы наблюдаете?

III. Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.

- А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют и укрыв- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета.  Вот  бы и нам посмотреть!  (имитация полета птицы).

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

- А эту птичку знают все.

Чик-чирик!  К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!  Кто это? (воробей)

Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.  Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей».

Прослушивание сообщений о вороне, сороке, голуби, клесте, снегире. Просмотр презентации «Зимующие птицы».

IV. Физкультминутка. Игра «Мы птицы»

Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка. 

  1. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я воробей!

  1. Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил ...

В круг вылетает дятел.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я дятел!

  1. А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я синица! 

  1. Известная персона,

         А зовут ее ... (ворона)

  1. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я снегирь!

  1. Вещунья белобока

А зовут её ...

Учитель: Но быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

V. Беседа о корме для птиц, о кормушках.

- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)

- Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).

- Почему вы так думаете? Объясните.

ВЫВОД:  Птицам холодно и голодно зимой.

- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом.

 -Посмотрите, какие бывают кормушки (слайды).  А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы! Завтра же мы развесим эти кормушки и этим поможем нашим пернатым друзьям! Но мало развесить кормушки, надо ещё знать, чем можно подкармливать птиц.

- А чтоб понять, как чувствуют себя птицы зимой, посмотрим сценку под названием «Доживем до весны», которые подготовили ваши одноклассницы.

VI. Сценка «Доживем до весны».

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! [1]

VII. Подведение итога урока. Обобщение ответов детей.

VIII. Рефлексия.

- Наше исследование подошло к концу.

-Что понравилось на уроке?

- А что не понравилось?

- Вы собрали богатый материал о зимних месяцах, узнали о жизни птиц зимой. Всё это мы оформим в одну большую папку-альбом: Как птицам перезимовать.

Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. На следующем уроке мы развесим несколько кормушек возле школы и будем помогать птицам зимовать, а несколько кормушек вы с родителями повесите возле своих домов. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование по окружающему миру "Птицы и их клювы"

Урок  по  окружающему  миру,   где  учащиеся  знакомятся  с  общей  схемой  исследования,  выполняют  работу,  которую  делают ...

Урок-исследование "Загадка названия птиц" (конспект, презентация в 4 частях, схемы, шаблоны).

Цель урока: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых птиц и их особенностями; расширить знания учащихся о птицах.Задачи урока:Образовательные:познакомить с предметом  науки этимологии, со ...

Урок - исследование: «Кто такие птицы?»

В процессе практических действий учащиеся  знакомятся с птица­ми, учатся выделять существенные призна­ки природных объектов; продолжают обуче­ние практическому исследованию предме­тов природ...

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....