Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Царь-плотник. Выход к морю»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тимиряева Любовь Александровна

Цель урока познакомить  с правлением Петра1, показать великие дела царя, уточнить представления о жизни людей в петровские времена, расширять их кругозор, развивать познавательную активность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Царь-плотник. Выход к морю»

                   

              Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной  категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан  

Цель: познакомить учащихся  с правлением Петра1, показать великие дела царя, уточнить представления о жизни людей в петровские времена, расширять их кругозор, развивать познавательную активность, речь, память, патриотические чувства, любовь к своей Родине.

Оборудование: выставка книг, эпиграф урока, индивидуальные карточки,    картины художников, грамзапись.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Аутотренинг. Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Мой язык- моё лицо. Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь. Учусь чувствовать себя и другого. Я спокоен и уверен в себе.

- Мне бы хотелось, чтоб эту уверенность в себе вы сохранили на протяжении всего урока.

- Вдумайтесь в смысл стихотворения А.Я. Яшина.

     

      А все ли помним

И всегда ль о том

Что родина была ,и есть, и будет

       Не только реки, горы, отчий дом,

       Не просто небо и земля,

         А люди?

                                                                   ( А.Я. Яшин.)

-Каждый человек свою любовь  к родине, к России  выражает по-своему.

Художники рисуют картины, поэты пишут стихи, писатели- рассказы, композиторы сочиняют музыку. А мы?

- Господа, поговорим о России?

- рассказы детей  начинаются со слов (Господа, поговорим о России)

   2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

          1.  Литературный диктант.

( Учитель читает начало, учащиеся дописывают фразу).

 Кто с мечом к нам придет…( тот от меча и погибнет.) А. Невский.

Не числом бьют, (а уменьем.) А. Невский.

Умру- с вами, ( спасусь- с вами.) Д. Донской.

Все равно, надо строить город! ( Сам Бог велел стоять Москве тут.)

И. Калита.

- самопроверка с доски.

-- чьи это слова?

3. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

- Кто был первым строителем Москвы?

- Кто первым принял христианство на Руси?

- Что принялось с собой на Руси принятие христианства?

- Кого считают просветителями славян?

- Какие христианские заповеди вы знаете?

- Чем страшно было для всей России монголо- татарское иго?

         4   ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  - Много времени прошло с тех пор, как русичи победили монголо-татар.                            Наше Отечество долго поправлялось от этого ига. Много лет понадобилось,   чтобы Россия стала на равне с другими государствами сильным государством.

Не столь важно знать, кто и как княжил и царствовал, после Ивана 3 -все правители старались сделать Россию единым и сильным государством. И одним из них был царь Пётр 1.

Знакомство с биографией Петра !.

-чтения с доски.

Вопросы учителя.

-В каком году родился Пётр 1?Что нового, интересного узнали о нём?

     5 СЛОВАРНАЯ РАБОТА.      

Порт- это специально оборудованное место на берегу моря или реки для причала и стоянки кораблей.

Верфь- место ремонта и постройки кораблей.      

Держава- Государство.

Просвещение- распространение знаний, образования.

Наука-система знаний в определенной области.

Инженерная- наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.

Академия- высшее научное учреждение.

Суконный сюртук- мужская длинная одежда из шерстяной плотной ткани.

Денщик- солдат, стоящий при царе для личных услуг.

        6. ЧТЕНИЕ В УЧЕБНИКЕ.

               «Беру на буксир.»(комбинированное чтение )

РАБОТА С КАРТОЙ.

-объяснения учителя, показ по карте “Окно в Европу”.

-чтение из ”Медного всадника”. А.Пушкина.

(о строительстве города)…

ПОЛТАВСКИЙ БОЙ.

-прослушивание грамзаписи.

    Полтавская победа превратила Россию в морскую державу - теперь она имела выход к морю и свой флот на Балтийском море. Но выход в другие страны через Чёрное море ещё остался в руках турок.

   ВЕЛИКИЕ ДЕЛА ВЕЛИКОГО ЦАРЯ:

-Чтение по абзацам ( каждый вариант(1-4) читает свой абзац и выделяет великие дела).

1).Открыты медицинские, инженерно-артиллерийские школы, создана Морская академия.

2)Введен новый шрифт.

3)Открываются церковные  и церковно-приходские школы для простых людей.

4)Одеваются по европейской моде, стали коротко стричься и бриться.

5)Дал свободу женщинам

6)Выходит газета «Ведомости»

7)Основан первый музей, театр.

8)Заботился о правах и поведении молодых дворян и купцов.

   РЕШЕНИЕ  ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

-индивидуальная работа (по карточкам).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

1)Первый русский император Петр 1 ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Все остальное время работал. Сколько часов продолжался его «рабочий день»?

2)Петр 1 за всю свою жизнь освоил 14 ремесел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а еще 38 утеряно. Сколько всего токарных станков было у царя-труженика?

3)Первой высшей наградой Российского государства является орден Андрея Первозванного, утвержденный Петром 1.Петр пожаловал эту высокую награду всего 26 своим приближенным и 12 иностранцам. Сколько кавалеров ордена Андрея Первозванного было в петровское время, учитывая то, что сам царь также был награжден орденом?

4)В России нумерацию годов рождения Христова, которой мы пользуемся ныне, ввел Петр 1 в 1007 году. Сколько веков минуло со дня этого события?

-проверка

ИТОГ УРОКА :

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющий душой

На троне вечный был работник..

                                (А.С. Пушкин)

-Пусть и в вашей памяти он останется, как величайший правитель России.

Спасибо за работу. Урок окончен.

 

                                       Литература

                     

  1.   Амелькин А.О.,  Степанов Д.И., Карпов С.П.  История. - М.: «Астрель АСТ», 2001
  2. Горбачевич К., Хабло Е.   Почему так назвали. -  Лениздат: 1975
  3. Демкина М.Н.   Эпоха Петра I. - ООО «Издательство Мир книги», 2008
  4.  Ошимова А.О.   История в рассказах для детей. -  М.: Россия, Ада, 1994
  5. Павленко Н.И.   Петр Первый и его время.- М.: «Просвещение,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир животных".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...