Урок-поиск по теме "Зона Арктики".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 

МБОУ «Семикаракорская средняя

общеобразовательная школа

им. А.А. Араканцева»

 

 

 

УРОК – ПОИСК

 

С использованием работы

в творческих группах по теме:

«Зона  Арктики»

 

 

 

 

Разработан учителем

I квалификационной категории

Стельмашовой Л.П.

 

 

Окружающий  мир  4 класс.

 

Тема:«Зона  Арктики»

 

Цели урока:

 

  1. Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях.
  2. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».

 

Задачи урока:

 

  1. Образовательные задачи:

 

  1. Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах.
  2. Расширить знания обучающихся через различные источники информации.
  3. Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

 

  1. Воспитательные задачи:

 

  1. Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики.
  2. Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

 

  1. Развивающие задачи:

 

  1. Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам.
  2. Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

 

Оборудование:

 

  1. Аудио-видео материалы, презентация к уроку;
  2. Познавательные материалы «Мир природы», карточки для учащихся;
  3. Хрестоматия по окружающему миру;
  4. Детская энциклопедия.

 

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап.

 

  1. Приветствие. Минутка здоровья.

Учитель:

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас красивыми и здоровыми.

 

Учитель:

1. Сядьте на стул.

2. Выпрямите свой позвоночник.

3. Сделайте вдох и выдох.

4. Выдохните все обиды и беспокойства.

5. Разотрите кулачками грудь и шейный отдел позвоночника.

6. Улыбнитесь друг другу.

 

  1. Аутогенная тренировка.

Учитель:

Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и шепотом произнесите «У меня все получится! Я умею делать все!».

 

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель:

Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

 

  1. Актуализация  знаний.

 

  1. Создание условий для формулировки детьми темы урока.

Учитель:

Посмотрите на экран и попробуйте догадаться, о какой природной зоне пойдет речь на уроке. Ее земли лежат под созвездием Большой медведицы, вокруг Северного полюса. Эту природную зону называют «страной льда и тьмы» (слайд № 1).

 

Учитель:

Разгадайте эту шифровку и сформулируйте тему урока. (слайд №2)

ПОЛТЗОНАСВМЯ

КПРЕАРКТИКИЕМИ   

                                           

Дети:

Зона Арктики (слайд № 3).

                           

 

  1. Работа над новым материалом.

Поиск и открытие знаний детьми.

 

  1. Создание условий для формулировки детьми целей урока.

 

Учитель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Проблема на ладошке».

Вытяните правую ладонь. Закройте глаза. Вспомните тему урока. Мысленно посмотрите на ладонь и поставьте для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке.

Дети:

  • Узнать, где расположена зона Арктики на карте.
  • Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.
  • Узнать, чем занимается население этой зоны.
  • Выяснить какая там экология.

Учитель:

Молодцы! Я согласна с вами, но хочу предложить еще несколько проблем.

  • Узнать из дополнительной литературы о том, как люди осваивают Арктику.
  • Узнать интересные факты о животных и растениях Арктики и провести «Аукцион знаний».
  • Придумать творческое задание по теме Арктика.

Учитель:

Сегодня мы будем работать в группах. Я хочу, чтобы вы вспомнили главное правило работы в группах.

 

Дети:

Работать надо дружно!

  1. Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.

Учитель:

Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам предстоит выбрать нужный вам материал для решения поставленной перед вами задачи.

1 группа.

Природные условия Арктики.

а). Где расположена зона Арктики?

            б). Погодные условия.

            в). Необычное явление в Арктике.

Ваша информация на стр.129 учебника и в книге «Мир природы».

 

2 группа.

Растительный мир Арктики.

            а). Растения Арктики.

            б). Особенности растительного мира.

            в). Много или мало там растений? Почему?

Ваша информация на стр.130 учебника.

                       

3 группа.

Птицы Арктики.

            а). Какие птицы обитают в Арктике?

            б). Что является кормом для птиц?

            в). Птичьи базары.

Ваша информация на стр.131 учебника и в книге «Мир природы».

                       

4 группа.

Животный мир Арктики.

            а). Какие животные обитают в зоне Арктики?

            б). Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?

            в). Чем питаются?

Ваша информация на стр.130-132 учебника и в книге «Мир природы».

                       

5 группа.

Арктика и человек. Экологические проблемы Арктики.

            а). Население Арктики, их занятия.

            б). Экологические проблемы Арктики.

            в). Как охраняют природу Арктики?

Ваша информация на стр.132 учебника и в книге «Мир природы».

 

  1. Упражнение – энергизатор.
  2. Хлопните в ладоши, если вам нравится работать в группе.
  3. Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.
    1. Упражнения «оживлялки».
  4. С силой потереть одну ладонь о другую.
  5. Кончиками пальцев постучать по затылку и макушке.
  6. Потянуть вниз мочки ушей.
    1. Мини-конференция по результатам исследований и поиска информации. Мини-проект.

Учитель:

Сейчас каждая группа представит свой мини-проект, сообщит о результатах своих исследований. Ваш рассказ я буду сопровождать показом слайдов.

1 группа.

Зона Арктики расположена по берегам Северного Ледовитого океана и его островах (слайд № 4).

                              

В эту зону входят Земля Франца-Иосифа, Новые Земли, Северная Земля, остров Врангеля. Погодные условия очень суровые. t- 50⁰С. Часто дует холодный ветер, свирепствует буря.

Большие площади заняты льдом, который не тает даже летом (слайд № 6).

                              

Зима и лето в Арктике: Лето короткое, устанавливается полярный день. Полярная ночь и полярный день длятся по 3-4 месяца. Лишь прибрежная часть островов освобождается летом от снега и льда (слайд № 7).

                             

Полярной ночью можно наблюдать необычное явление – северное сияние (слайд №  8, 9, 10).

 

 Это красивое свечение воздуха в виде дуг, занавесей, полос.

 

  1. Музыкальная физ.минутка «звезды»(слайд № 5 ).

 

 

2 группа.

Растительность Арктики очень скудная, приспособившаяся к суровым климатическим условиям. Это лишайники, мхи, камнеломки, полярные маки. Чтобы получить больше тепла, их листья прижимаются к земле. У камнеломок листья мелкие, а у полярных маков разрезаны на дольки. Это позволяет испарять мало воды. Деревьев и кустарников нет, так как нет почв (слайд № 11, 12).

 

 

 

3 группа.

Птицы Арктики: чайка (слайд № 13), гагарки, чистики, кайра, тупик (слайд № 14).

 

        

       Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. Они питаются рыбой. Многие птицы не строят гнезд, а откладывают яйца на голых камнях.

 Шумные скопления птиц называют птичьими базарами (слайд № 15).

                    

 

4 группа.

Животный мир Арктики: морж, тюлень (слайд № 16), белый медведь (слайд № 17), полярный кит.

 

 

 

Белый медведь, морж и полярный кит взяты под усиленную охрану. Они занесены в Красные книги Международного союза охраны природы и России. На острове Врангеля создан заповедник.

 

5 группа.

На берегах Северного Ледовитого океана живут люди, но коренного населения в арктических пустынях нет. Люди ловят рыбу, занимаются охотой, изучают природу, наблюдают за погодой (слайд № 18).

Экологические проблемы Арктики: загрязнение Северных морей, браконьерство, охота на животных.

 

  1. Принцип МиниМакса.

 

Дети:

  • Вдоль берегов Северного Ледовитого океана люди проложили морской путь.
  • По нему с помощью атомных ледоколов проходят суда.
  • На многих островах и льдах созданы научные станции, где ученые изучают природу. Они наблюдают за погодой, льдами и водами.

 

Учитель:

Молодцы!  Последняя проблема тоже решена.

 

 

  1. Аукцион знаний.

Учитель:

Какие еще дополнительные сведения вы можете рассказать об Арктике?

Дети:

  • Лишайники, которые есть в Арктике, растут очень медленно, за год всего на 2 мм. Их значение очень велико. Они поселяются первыми в самых беспочвенных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором могут жить другие растения.
  • Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество водорослей. Ими питаются черви и рачки. Встречаются рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь, сельдь.
  • Во рту самого крупного обитателя Северного Ледовитого океана – полярного кита находятся роговые пластины, которые образуют цедильный аппарат. Передние конечности у него превращены в плавники, а задние отсутствуют.

Учитель:

Все проблемы озвучили.

Дети:

Нет. Не решены проблемы: «Как люди осваивают Арктику» и творческие задания.

Учитель:

Справиться с одной из проблем вам поможет «Детская энциклопедия».

  1. Творческое задание. (Дети составили кроссворды, загадки, стихи об Арктике).

 

 

  1. Закрепление  знаний.

 

  1. Офтальмотренаж «Бабочки на потолке».
  2. Рефлексия деятельности групп (тест).

Учитель:

Группы достаточно хорошо решили поставленные перед ними задачи. Мы узнали много нового об Арктике.

 

Вам предлагается выполнить тестовую работу (слайд № 19).

                        

 

Природная зона, которую изучали:

Животные Арктики:

Птицы Арктики:

1. Тундра

1. Верблюд

1. Тупик

2. Арктика

2. Песец

2. Соловей

3. Тайга

3. Морж

3. Сова

 

 

 

  1. Проверка работ(слайд № 20).

 

  1. Подведение итогов работы.
  2.  

Учитель:

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Дети:

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Учитель:

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Дети:

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.

 

 

  1. Самооценка деятельности групп «Горка».

Групповая дискуссия.

 

Учитель:

У вас на столах лежат карточки, где нарисована горка. Вы посовещаетесь и поставите крестик на горке там, где вы считаете находится сейчас ваша группа. Чем лучше работа, тем выше крестик.

imageНапример:                                  

                                                               

 

 

 
 image

 


  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. «Дерево чувств».

Учитель:

Ребята, у вас на столах лежат листочки разных оттенков. Мы с вами изобразим «Дерево чувств».

                                         

 

Если вам на уроке понравилось все – вы прикрепите на дерево – желтый листок, если понравилось что-то – красный, а если ничего не понравилось – зеленый листок.

 

Учитель:

Спасибо за урок. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

К уроку окружающего мира в 4 классе

по теме «Зона Арктики».

 

 

Урок проводился в 4 классе «А» по программе «Планета знаний» И.А. Петровой, автор учебника Г.Г. Ивченкова, В.В. Потапов. Урок запланирован в рабочей программе по окружающему миру в разделе «Наша Родина на планете Земля». Количество уроков в неделю – 2 часа, в год – 68 часов.

Количественный состав класса – 24 человека. Уровень развития детей – высокий, выше среднего и средний. Социальная и психологическая обстановка в классе соответствует норме.

Урок четко показывает реализацию системно-деятельного подхода к обучению. Построен на основе коммуникативно-диалоговых, личностно-ориентированных технологиях.

На уроке организована учебная деятельность как проблемно-поисковая, исследовательская, что целенаправленно развивает универсальные учебные действия по работе с информацией, обеспечивает включение обучающихся в совместную деятельность по формулированию целей урока и организацию работы в творческих группах по их достижению, формированию коммуникативных навыков.

На уроке использована форма учебного сотрудничества – работа в творческих группах; созданы условия для ведения диалога, поиска, активной мыслительной деятельности.

Учебная ситуация четко спланированна. Дети обнаружили с помощью учителя предмет своего действия; исследовали его, работая с различной информацией; предлагали свои мини-проекты по предложенной им проблеме. При этом учебный материал на уроке выступает как материал для организации самостоятельной учебной деятельности детей, в которой совершая специфичные для данного урока-поиска действия, дети осваивали универсальное учебное действие – работа с информацией и самостоятельно добывали новые знания, озвучивали их, аргументировали свои ответы. Использовался принцип МиниМакса, который предполагает, что дети должны освоить минимум, но могут освоить максимум знаний на уроке.

Учебная мотивация детей сохранялась и развивалась на протяжении всего урока, что привело всех обучающихся к ситуации успеха.

 

ЭТАПЫ  УРОКА.

 

  1. Организационно-мотивационный этап.

 

  1. Приветствие.
  2. Аутогенная тренировка.
  3. Эмоциональный настрой.

Эти приемы направлены на сохранение физического и психического состояния детей, пробуждают учащихся к работе.

 

  1. Актуализация знаний.

 

С помощью методического приема «Вызов», «Подводящий диалог» учащимся создаются условия для самостоятельной формулировки темы урока.

 

  1. Работа над новым материалом. Поиск и открытие новых знаний.

 

  1. Игра «Проблема на ладошке».

С помощью игры «Проблема на ладошке» (это еще и скрытый прием здоровьесбережения) обучающимся создаются условия для того, чтобы они самостоятельно поставили для себя проблему, которую хотят решить на уроке.

 

  1. Практическая работа в творческих группах.

Методический прием «Работа с информацией» позволяет детям, пользуясь карточкой с обозначенными проблемами и дополнительной литературой, искать и выбирать нужную информацию, выдвигать свои версии, озвучивать и доказывать правильность своих суждений.

 

  1. Упражнение-энергизатор, упражнения «оживлялки».

Эти упражнения являются здоровьесберегающими приемами работы на уроке.

 

  1. Мини-конференция. Мини-проект.

Эти виды работ помогают обучающимся совершать разнообразные действия, важные для личностного развития детей.

 

  1. Музыкальная физ.минутка «Звезды».

Помогает учащимся снять утомление и напряжение.

 

  1. Принцип МиниМакса. Дискуссия. Аукцион знаний.

Позволяет учащимся освоить минимум, но дает возможность узнать максимум, поделиться своими знаниями с одноклассниками.

 

  1. Закрепление знаний. Рефлексия деятельности групп.

Позволяет узнать достигли ли обучающиеся поставленных целей.

 

  1. Самооценка деятельности групп «Горка».

Чем лучше работа группы, тем выше ставится крестик на горке.

 

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Дерево чувств».

Позволяет выявить эмоциональный фон обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_poisk_po_teme_zona_arktiki_.docx592.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Семикаракорская средняя

общеобразовательная школа

им. А.А. Араканцева»

УРОК – ПОИСК

С использованием работы

в творческих группах по теме:

«Зона  Арктики»

Разработан учителем

I квалификационной категории

Стельмашовой Л.П.

Окружающий  мир  4 класс.

Тема: «Зона  Арктики»

Цели урока:

  1. Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях.
  2. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи:

  1. Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах.
  2. Расширить знания обучающихся через различные источники информации.
  3. Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

  1. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики.
  2. Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

  1. Развивающие задачи:

  1. Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам.
  2. Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

Оборудование:

  1. Аудио-видео материалы, презентация к уроку;
  2. Познавательные материалы «Мир природы», карточки для учащихся;
  3. Хрестоматия по окружающему миру;
  4. Детская энциклопедия.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап.

  1. Приветствие. Минутка здоровья.

Учитель: 

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас красивыми и здоровыми.

Учитель:

1. Сядьте на стул.

2. Выпрямите свой позвоночник.

3. Сделайте вдох и выдох.

4. Выдохните все обиды и беспокойства.

5. Разотрите кулачками грудь и шейный отдел позвоночника.

6. Улыбнитесь друг другу.

  1. Аутогенная тренировка.

Учитель: 

Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и шепотом произнесите «У меня все получится! Я умею делать все!».

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель: 

Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

  1. Актуализация  знаний.

  1. Создание условий для формулировки детьми темы урока.

Учитель: 

Посмотрите на экран и попробуйте догадаться, о какой природной зоне пойдет речь на уроке. Ее земли лежат под созвездием Большой медведицы, вокруг Северного полюса. Эту природную зону называют «страной льда и тьмы» (слайд № 1).

Учитель: 

Разгадайте эту шифровку и сформулируйте тему урока. (слайд №2)

ПОЛТЗОНАСВМЯ

КПРЕАРКТИКИЕМИ    

                                           

Дети: 

Зона Арктики (слайд № 3).

                           

  1. Работа над новым материалом.

Поиск и открытие знаний детьми.

  1. Создание условий для формулировки детьми целей урока.

Учитель: 

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Проблема на ладошке».

Вытяните правую ладонь. Закройте глаза. Вспомните тему урока. Мысленно посмотрите на ладонь и поставьте для себя проблему, которую вам хочется решить сегодня на уроке.

Дети:

  1. Узнать, где расположена зона Арктики на карте.
  2. Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.
  3. Узнать, чем занимается население этой зоны.
  4. Выяснить какая там экология.

Учитель: 

Молодцы! Я согласна с вами, но хочу предложить еще несколько проблем.

  1. Узнать из дополнительной литературы о том, как люди осваивают Арктику.
  2. Узнать интересные факты о животных и растениях Арктики и провести «Аукцион знаний».
  3. Придумать творческое задание по теме Арктика.

Учитель: 

Сегодня мы будем работать в группах. Я хочу, чтобы вы вспомнили главное правило работы в группах.

Дети: 

Работать надо дружно!

  1. Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.

Учитель: 

Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам предстоит выбрать нужный вам материал для решения поставленной перед вами задачи.

1 группа.

Природные условия Арктики.

а). Где расположена зона Арктики?

        б). Погодные условия.

        в). Необычное явление в Арктике.

Ваша информация на стр.129 учебника и в книге «Мир природы».

2 группа.

Растительный мир Арктики.

        а). Растения Арктики.

        б). Особенности растительного мира.

        в). Много или мало там растений? Почему?

Ваша информация на стр.130 учебника.

                

3 группа.

Птицы Арктики.

        а). Какие птицы обитают в Арктике?

        б). Что является кормом для птиц?

        в). Птичьи базары.

Ваша информация на стр.131 учебника и в книге «Мир природы».

                

4 группа.

Животный мир Арктики.

        а). Какие животные обитают в зоне Арктики?

        б). Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?

        в). Чем питаются?

Ваша информация на стр.130-132 учебника и в книге «Мир природы».

                

5 группа.

Арктика и человек. Экологические проблемы Арктики.

        а). Население Арктики, их занятия.

        б). Экологические проблемы Арктики.

        в). Как охраняют природу Арктики?

Ваша информация на стр.132 учебника и в книге «Мир природы».

  1. Упражнение – энергизатор.
  1. Хлопните в ладоши, если вам нравится работать в группе.
  2. Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.
  1. Упражнения «оживлялки».
  1. С силой потереть одну ладонь о другую.
  2. Кончиками пальцев постучать по затылку и макушке.
  3. Потянуть вниз мочки ушей.
  1. Мини-конференция по результатам исследований и поиска информации. Мини-проект.

Учитель: 

Сейчас каждая группа представит свой мини-проект, сообщит о результатах своих исследований. Ваш рассказ я буду сопровождать показом слайдов.

1 группа.

Зона Арктики расположена по берегам Северного Ледовитого океана и его островах (слайд № 4).

                               

В эту зону входят Земля Франца-Иосифа, Новые Земли, Северная Земля, остров Врангеля. Погодные условия очень суровые. t - 50⁰С. Часто дует холодный ветер, свирепствует буря.

Большие площади заняты льдом, который не тает даже летом (слайд № 6).

                             

Зима и лето в Арктике: Лето короткое, устанавливается полярный день. Полярная ночь и полярный день длятся по 3-4 месяца. Лишь прибрежная часть островов освобождается летом от снега и льда (слайд № 7).

                             

Полярной ночью можно наблюдать необычное явление – северное сияние (слайд №  8, 9, 10).

 Это красивое свечение воздуха в виде дуг, занавесей, полос.

  1. Музыкальная физ.минутка «звезды» (слайд № 5 ).

2 группа.

Растительность Арктики очень скудная, приспособившаяся к суровым климатическим условиям. Это лишайники, мхи, камнеломки, полярные маки. Чтобы получить больше тепла, их листья прижимаются к земле. У камнеломок листья мелкие, а у полярных маков разрезаны на дольки. Это позволяет испарять мало воды. Деревьев и кустарников нет, так как нет почв (слайд № 11, 12).

3 группа.

Птицы Арктики: чайка (слайд № 13), гагарки, чистики, кайра, тупик (слайд № 14).

         

       Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. Они питаются рыбой. Многие птицы не строят гнезд, а откладывают яйца на голых камнях.

 Шумные скопления птиц называют птичьими базарами (слайд № 15).

                     

4 группа.

Животный мир Арктики: морж, тюлень (слайд № 16), белый медведь (слайд № 17), полярный кит.

Белый медведь, морж и полярный кит взяты под усиленную охрану. Они занесены в Красные книги Международного союза охраны природы и России. На острове Врангеля создан заповедник.

5 группа.

На берегах Северного Ледовитого океана живут люди, но коренного населения в арктических пустынях нет. Люди ловят рыбу, занимаются охотой, изучают природу, наблюдают за погодой (слайд № 18).

Экологические проблемы Арктики: загрязнение Северных морей, браконьерство, охота на животных.

  1. Принцип МиниМакса.

Дети:

  1. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана люди проложили морской путь.
  2. По нему с помощью атомных ледоколов проходят суда.
  3. На многих островах и льдах созданы научные станции, где ученые изучают природу. Они наблюдают за погодой, льдами и водами.

Учитель: 

Молодцы!  Последняя проблема тоже решена.

  1. Аукцион знаний.

Учитель: 

Какие еще дополнительные сведения вы можете рассказать об Арктике?

Дети:

  1. Лишайники, которые есть в Арктике, растут очень медленно, за год всего на 2 мм. Их значение очень велико. Они поселяются первыми в самых беспочвенных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором могут жить другие растения.
  2. Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество водорослей. Ими питаются черви и рачки. Встречаются рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь, сельдь.
  3. Во рту самого крупного обитателя Северного Ледовитого океана – полярного кита находятся роговые пластины, которые образуют цедильный аппарат. Передние конечности у него превращены в плавники, а задние отсутствуют.

Учитель: 

Все проблемы озвучили.

Дети: 

Нет. Не решены проблемы: «Как люди осваивают Арктику» и творческие задания.

Учитель: 

Справиться с одной из проблем вам поможет «Детская энциклопедия».

  1. Творческое задание. (Дети составили кроссворды, загадки, стихи об Арктике).

  1. Закрепление  знаний.

  1. Офтальмотренаж «Бабочки на потолке».
  2. Рефлексия деятельности групп (тест).

Учитель: 

Группы достаточно хорошо решили поставленные перед ними задачи. Мы узнали много нового об Арктике.

Вам предлагается выполнить тестовую работу (слайд № 19).

                         

Природная зона, которую изучали:

Животные Арктики:

Птицы Арктики:

1. Тундра

1. Верблюд

1. Тупик

2. Арктика

2. Песец

2. Соловей

3. Тайга

3. Морж

3. Сова

  1. Проверка работ (слайд № 20).

  1. Подведение итогов работы.

Учитель: 

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Дети: 

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Учитель: 

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Дети: 

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.

  1. Самооценка деятельности групп «Горка».

Групповая дискуссия.

Учитель: 

У вас на столах лежат карточки, где нарисована горка. Вы посовещаетесь и поставите крестик на горке там, где вы считаете находится сейчас ваша группа. Чем лучше работа, тем выше крестик.

Например:                                  

                                                               

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. «Дерево чувств».

Учитель: 

Ребята, у вас на столах лежат листочки разных оттенков. Мы с вами изобразим «Дерево чувств».

                                         

Если вам на уроке понравилось все – вы прикрепите на дерево – желтый листок, если понравилось что-то – красный, а если ничего не понравилось – зеленый листок.

Учитель: 

Спасибо за урок. Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

К уроку окружающего мира в 4 классе

по теме «Зона Арктики».

Урок проводился в 4 классе «А» по программе «Планета знаний» И.А. Петровой, автор учебника Г.Г. Ивченкова, В.В. Потапов. Урок запланирован в рабочей программе по окружающему миру в разделе «Наша Родина на планете Земля». Количество уроков в неделю – 2 часа, в год – 68 часов.

Количественный состав класса – 24 человека. Уровень развития детей – высокий, выше среднего и средний. Социальная и психологическая обстановка в классе соответствует норме.

Урок четко показывает реализацию системно-деятельного подхода к обучению. Построен на основе коммуникативно-диалоговых, личностно-ориентированных технологиях.

На уроке организована учебная деятельность как проблемно-поисковая, исследовательская, что целенаправленно развивает универсальные учебные действия по работе с информацией, обеспечивает включение обучающихся в совместную деятельность по формулированию целей урока и организацию работы в творческих группах по их достижению, формированию коммуникативных навыков.

На уроке использована форма учебного сотрудничества – работа в творческих группах; созданы условия для ведения диалога, поиска, активной мыслительной деятельности.

Учебная ситуация четко спланированна. Дети обнаружили с помощью учителя предмет своего действия; исследовали его, работая с различной информацией; предлагали свои мини-проекты по предложенной им проблеме. При этом учебный материал на уроке выступает как материал для организации самостоятельной учебной деятельности детей, в которой совершая специфичные для данного урока-поиска действия, дети осваивали универсальное учебное действие – работа с информацией и самостоятельно добывали новые знания, озвучивали их, аргументировали свои ответы. Использовался принцип МиниМакса, который предполагает, что дети должны освоить минимум, но могут освоить максимум знаний на уроке.

Учебная мотивация детей сохранялась и развивалась на протяжении всего урока, что привело всех обучающихся к ситуации успеха.

ЭТАПЫ  УРОКА.

  1. Организационно-мотивационный этап.

  1. Приветствие.
  2. Аутогенная тренировка.
  3. Эмоциональный настрой.

Эти приемы направлены на сохранение физического и психического состояния детей, пробуждают учащихся к работе.

  1. Актуализация знаний.

С помощью методического приема «Вызов», «Подводящий диалог» учащимся создаются условия для самостоятельной формулировки темы урока.

  1. Работа над новым материалом. Поиск и открытие новых знаний.

  1. Игра «Проблема на ладошке».

С помощью игры «Проблема на ладошке» (это еще и скрытый прием здоровьесбережения) обучающимся создаются условия для того, чтобы они самостоятельно поставили для себя проблему, которую хотят решить на уроке.

  1. Практическая работа в творческих группах.

Методический прием «Работа с информацией» позволяет детям, пользуясь карточкой с обозначенными проблемами и дополнительной литературой, искать и выбирать нужную информацию, выдвигать свои версии, озвучивать и доказывать правильность своих суждений.

  1. Упражнение-энергизатор, упражнения «оживлялки».

Эти упражнения являются здоровьесберегающими приемами работы на уроке.

  1. Мини-конференция. Мини-проект.

Эти виды работ помогают обучающимся совершать разнообразные действия, важные для личностного развития детей.

  1. Музыкальная физ.минутка «Звезды».

Помогает учащимся снять утомление и напряжение.

  1. Принцип МиниМакса. Дискуссия. Аукцион знаний.

Позволяет учащимся освоить минимум, но дает возможность узнать максимум, поделиться своими знаниями с одноклассниками.

  1. Закрепление знаний. Рефлексия деятельности групп.

Позволяет узнать достигли ли обучающиеся поставленных целей.

  1. Самооценка деятельности групп «Горка».

Чем лучше работа группы, тем выше ставится крестик на горке.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Дерево чувств».

Позволяет выявить эмоциональный фон обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Окружающий мир. Урок-поиск по теме ,,Первое знакомство со звездами’’

        В данной статье представлен конспект урока-поиска по окружающему миру во 2 –м классе по  системе учебников ,,Начальная школа ХХI века’’. В ходе урока у уч...

Окружающий мир, 2 класс, урок-поиск "Мой город".

На уроке обучающиеся закрепляют знания по теме:"Города России", знакомятся с историей родного города и его памятниками. В процессе групповой работы решаются вопросы экологии, овладения способами сущес...

Урок-поиск.

Основной результат – развитие личности ребенка   на основе учебной деятельности.Вектор смещения акцентов нового стандарта....

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...

Технологическая карта дефектологического занятия по теме: Арктика. Животные Арктики.

Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять знания о природной зоне – Арктика;- закреплять названия животных, обитающих в Арктике.Коррекционно-развивающие:- развивать логическое м...


 

Комментарии

Корниенко Ольга Юрьевна

Людмила Петровна, урок очень интересный,продуктивный, спасибо!