Край мой родной
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Интегрированный урок по окружающему миру и кубановедению в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass._kray_moy_rodnoy.zip36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа  №19, г. Армавира, Краснодарского края.

                                                                           2012 г.

Интегрированный урок по окружающему миру

«Край мой родной». 4 класс

                                                                                                                                                   Подготовила

                                                                                                    учитель   начальных   классов

                                                                                                     Мечет Лидия Николаевна

         

Тема.                 Край мой родной.

Цель:     закрепить знания учащихся о географическом положении Краснодарского края,

                дать понятие о численном и качественном составе населения; формировать  пред-

                ставление о многообразии  растений и животных края, развивать речь учащихся,

                воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:   физическая карта  Краснодарского края, книги о крае, иллюстрации  растений

                                  и животных,  маски волков, костюмы дуба, липы, берёзы; Красная книга

                                  Краснодарского края, слайды «Поверхность  края».

 Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Основная часть.

-Запись на доске.

             Могучие горы.

             Степные просторы

             Приморского берега грань.

             Леса и поляны,

             Сады и лиманы-

             Всё  это родная Кубань!.

Учитель:

Среди  необозримых просторов России есть место, где мы живём. Это место- Краснодарский край, его ещё называют Кубанью.  Богат наш край. Богат дарами природы, богат сокровищами, созданными умом и  трудом наших людей.

           Каждый из вас, ребята, обязан хорошо знать природу  родного края и  чем занимаются его люди. Это поможет вам крепче полюбить свою малую Родину. Помогут нам ещё лучше узнать свой край  «научные группы», которые работают на уроке. Первым я хочу представить слово  географам, которые изучали географическое положение  Краснодарского края, его климат и поверхность.

          Географы:  (показ на карте).

На юге России находится наш край. На север от реки  Кубань широко раскинулись степи.

В предгорьях степная зона сменяется лесостепной. На юге находятся Кавказские горы.

                (показ слайдов  «Поверхность края»).  

Наш край омывается водами Азовского и Чёрного морей. Самая крупная река- Кубань.

Краевой центр- г. Краснодар.  (показ по карте).

Климат Краснодарского края умеренно-тёплый, с зимними холодами и жарким  летом с грозами и ветрами. Влияние на климат оказывают близость Азовского и Чёрного морей. Тёплый  период  в крае длится 250-300дней, а на черноморском  побережье холодного периода почти не бывает. Переход от холодного к тёплому сезону  раньше наступает на побережье, позже в степях.

Задания и вопросы для учащихся:

                   - показать на карте Краснодарский край;

                   - какие формы поверхности  есть в нашем крае;

                   -  какие моря оказывают влияние на климат нашего края? Показать на карте.

   Учитель:    А теперь слово социологам, изучающим  количественный и качественный   состав

                         населения.

Социологи:     1.   В Краснодарском крае проживает 5 миллионов человек.  Преимущественно край

                                 заселён русскими, но  здесь проживают и украинцы, армяне, азербайджанцы,  

                                  чеченцы, немцы, грузины и  представители  других национальностей.

2.     Кубанцы трудятся на фабриках, заводах. Они производят мебель, станки, машины,

         обувь, одежду. Сельские труженики  выращивают пшеницу, рожь, сады, подсолнеч-

         ник, разные овощи и фрукты.

Учитель:       Сколько  человек проживает в нашем крае?  Люди  каких национальностей  живут на

                        на Кубани?  Чем занимаются труженики нашего края?

         А что же интересного скажут нам ботаники-люди, изучающие  растительный мир Кубани?

Ботаники:     1.  Флора-растительный мир  нашего  края составляет около 3000 видов. Основная

                             часть лесов  находится в горах. Там произрастают граб, пихта, бук, каштан, раз-

                             личные кустарники: терновник, лещина, самшит.

 2.       А я хочу рассказать об очень интересном растении- тисе ягодном. Тис ягодный

          содержит ядовитый токсин и эфедрин. Ядовиты его ветви и ягоды. Иногда отрав-

          ления  заканчиваются смертью. Но у тиса  очень стойкая древесина, которую исполь-

           зуют в кораблестроении. В наше время тис  значительно вырублен и нуждается в

          охране.  (Показ слайдов). В одной забавной  французской легенде тис так говорит о

           себе: «Горе птице, которая сядет на мои ветки – она умрёт. Горе пчеле- я отравлю её.

           Горе человеку, который дышит моими испарениями».

Учитель:       Дети, тише!  Деревья плачут. Берёзонька, что с тобой?

Выходит девочка в костюме берёзки.   Полвека прожила я на свете и всё думала, что я –берёза.

                   Но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом

                   дачник подошёл и вырезал «Лёня». Осенью грибник присел отдохнуть и вырезал на

                   коре   «Миша», а сегодня за берёзовым соком пришёл мальчик, вытащил огромный

                   ножище и  вырезал  «Эдуард».  Так кто же я, наконец,  берёза или  «Эдуард»?.  И

                   почему все кому не лень, тычут в меня ножами?  Ребята, я очень прошу, на поступайте

                   так?.

Учитель:        Ой, липа-липушка!  Что грустишь ты?

Девочка в костюме липы.     Была я тонкой липкой, а стала сухой корягой, ободрали меня, «разде-

                      лали» под орех.  Ни семян на мне, ни веток- хоть в костёр головой!. Хоть бы ты, дуб,

                       меня защитил.

Мальчик в костюме  дуба:  Что ты, что ты. Я сам теперь такой, что краше в дровяной сарай кладут.

                    Всю-то осень с меня жёлуди  сшибали, камнями  да палками по голове колотили, всю

                    душу вытрясли.  Был я дубом, стал  дубинкою.

Учитель:    Бедные вы, наши деревья, как вам досталось!   А ведь вы наша жизнь! А какую пользу

                     вы нам приносите!  Ребята, а вы знаете, какую  роль  в нашей жизни играют деревья?

                     (ответы детей).  А сейчас зоологи расскажут нам о животном мире  Краснодарского

                      края.

Зоологи:     1. Богат и разнообразен животный мир нашего края. В  северной  части края распрос-

                         транены степные животные: полевые мыши, тушканчики, хомяки. Они приносят

                         большой вред сельскому хозяйству. Из хищников распространены лисицы, хорьки и

                         очень смелые ласки. Хорь и ласка истребляют грызунов.

   Из 300  видов птиц, особенно многочисленны   воробьи, галки, жаворонки, дятлы,

                             синицы, голуби, сойки, сороки и другие. Птицы являются естественными санита-

                             рами в природе.

                     3 .    В плавнях и лиманах водятся дикие кабаны, лисицы, много водоплавающей птицы:

                             пеликаны, чайки, выпи, кулики,  цапли, утки, гуси. По вечерам  поймы рек  огла-

                        шаются  многочисленным хором лягушек.  

     4.      В горах  обитают: бурый медведь,  шакал, кабан, лось,  косуля, белка. На территории

              Кавказского заповедника  есть  серны, лоси, зубры.

               (  Показ слайдов.  Можно  предложить детям  любой кроссворд  о животных края).

Учитель:         А какая же экологическая  обстановка в нашем крае?  

Экологи:       После некоторых «любителей»  природы  остаются  сломанные деревья, мусор,

                        пищевые отходы.  Лес, как и всё живое, требует  бережного отношения к себе, не

                        только  лесничих,  учёных, лесоводов, но и всех людей.  Нам необходимо соблюдать  

                        правила  охраны лесов,  правила поведения в природе, не допускать лесных пожа-

                        ров.

Учитель:             А сейчас  я объявляю  конкурс рисунков на тему:  «  Правила  поведения в приро-

                              де».

                         ( Дети показывают и защищают рисунки, подготовленные дома).

Учитель:          Наши ученики  приготовили к этому уроку  инсценировку сказки «Совет волков».

                            Среди валежен, меж корней,

                            Открывши яму  для жилья

                            Подрастала   волчья семья.

                    Волки  делают логово  недалеко о воды, в местах,  к которым  трудно  добраться.  Од-

                    нажды стая волков   собрала совет.  Все слушали вожака.

Все  волки:     У-у-у-у!    У-у-у-у!

Вожак:      Закон  вам известен!

                    Смотрите  ж, о волки!

                    Засады, облава!

                   Люди вынесли нам  смертный приговор:  за уничтожение  домашних и диких животных,

                  за распространение опасных  болезней,  за нападение на человека.  Я  хочу, чтобы вы,

                  свободный народ,   опровергли  эти обвинения!

1 волк:       Я хочу поставить под сомнение  нападение на человека. Волк редко  нападает на чело-

                    века, если человек  сам не провоцирует на это волков.

2 волк:      Идёт по деревне старый  волчатник  за  волчатами с мешком. На лице улыбка.  Он не

                    только  храбрый, этот волчатник, он – жестокий.  За взрослых волков ему платят больше

                    денег. Поэтому   волчатам он перекручивает ноги проволокой,  чтобы   они ходить не

                    могли. Бедные звери далеко от логова  не уползут, а родители  их не бросят, выкормят.

                    И снова придёт волчатник и  положит в мешок  подросших калек.  Вот и деньги у него в

                    кармане.

Все волки:       О-да-да-да!    О-да-да-да!

3 волк:         А я хочу  опровергнуть  2 пункт  обвинения. Представьте!  Тундра.  Тьма оленей.  Не-

                     далеко  волки.   Они  бросаются  за стадом. Олени не дремлют,  убегают. Волкам не

                     догнать.  Даже тонконогие оленята  бегут быстрее, чем волки. Волки отстают, зачем

                     зря тратить время.    Но вот из стада  выделяется олень, он хромает.  Волки настигают

                     именно его.

Учитель:          Совершено  злодейское  преступление?

Вожак:       Но все мы знаем, что это больной олень.  Лёгкие больны, кишечник тоже  и сердце

                     слабое. Остался бы этот олень жить, стал бы источником заразы.  Нашёл бы себе самку,

                     родился бы у них нестойкий  к болезням оленёнок.  Когда он вырастет, у него тоже

                     будет болезненное  потомство.  Так вымирают целые стада оленей.  А учёные  раз-

                     водят руками:  «Почему так?».  Теперь ясно почему.

4 волк:       А на Аляске, в одном заповеднике  перебили всех волков.  Четыре  тысячи  оленей

                     обрели покой.   Через десять лет их стало сорок две тысячи. Огромное стадо  съело

                     весь лишайник и вытоптало все пастбища. Катастрофа!  Олени стали погибать от  

                     голода.

5  волк:         Мы, волки- главные  санитары леса, тундры, степей.   Если нет  крупных животных,

                        мы едим грызунов- вредителей  сельского хозяйства. Иногда  вынуждены есть и

                        насекомых.   Мы очень   нетребовательные звери.

Все волки:   О-да-да-да!         О-да-да-да!

Вожак:           Так вредный или полезный  зверь- волк?  Пусть рассудят люди.

Учитель:        Такие вопросы  задавать неправильно, ведь многие животные могут быть и вред-

                         ными   и полезными   одновременно.   В  природе всё взаимосвязано. Это  нужно

                         понимать человеку  и не нарушать природное  равновесие.

Все  волки:      Мы, волки, свободный  народ, но сегодня  просим защиты  у  вас, люди!

Учитель:                Какой вывод можно сделать из этого урока?                                                                                          

                     Да, природа  всемогуща!  Но и она требует защиты.  Везде, где мы живём, давайте

                     посадим деревья и цветы,  разведём сады, сделаем кормушки для птиц. Природа-

                     наш друг, наша кладовая, зелёный наряд и « лёгкие»  нашей планеты!.

                    Урок я хочу закончить следующими  словами:

                     - Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

                       Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

                       Мы общей жизни  зёрна, одной судьбы родня,

                       Нам пировать позорно в счёт будущего дня!

Литература:     1.  Никитин В.П., Новиков Ю.В.  «Окружающая среда и человек», Москва, 2004.

                            2.В. Борисов «Занимательное краеведение», Кубанское книжное  издательство»,

                                 2005 г.

  3.   ж. «Начальная школа»,  №  11, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...

Тест по теме «Родной край – часть родной страны»

Тест по теме «Родной край – часть родной страны»  курса "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа России"...

Практическое занятие " Любовь к родному краю, к родной стране"

Практическое занятие по теме граждпнственность, патриотизм 3 класс...