Развитие пространственного представления у учащихся младших классов
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы​, но и воспитатели .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennaya_orientaciya.odt28.62 КБ
Файл prezentaciya_prostranstvennoy.odp1.56 МБ

Предварительный просмотр:

        Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы​, но и воспитатели .

         Развитие пространственной ориентации ребёнка происходит в неразрывной связи с формированием его мышления и речи. В результате взаимодействия взрослого и ребёнка, последний постепенно переходит от неточных общих словесных обозначений пространства («там», «тут», «здесь» и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими («слева», «выше» и т.п.). Эти понятия становятся орудием для дальнейшего, более глубокого анализа пространственных представлений, обозначенный словом признак предмета вычленяется и превращается в самостоятельный объект познания.Однако, важно то, что уже от первоклассника учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и владения основными пространственными понятиями.  

Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:

  1. опора на наглядность ситуации;
  2. практическая деятельность с конкретными предметами;
  3. использование в развивающей работе дидактических игр;
  4. создание игровых ситуаций (ведь именно игровая форма работы вызывает в этом возрасте неподдельный интерес ребёнка);
  5. активное употребление ребятами в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов (например, когда один из участников развивающего занятия предлагает другим свой вариант задания);
  6. введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.    

         1. Упражнение «Расставь правильно!»

        Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

        Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

        Ученикам раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет воспитатель определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству ребят в классе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем ребята по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

         2. Упражнение «Разноцветные клеточки»

        Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

        Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся.

        Поле для ведущего

        Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

        После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

        Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

        3. Упражнение «Собери узор из кубиков»

        Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов в горизонтальной плоскости; развитие умения самостоятельного употребления предлогов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

        Используемые материалы: по 9 кубиков из набора Б.Никитина для одного ребёнка, карточки – ориентиры по количеству учащихся.

        4. Упражнение «Самый внимательный»

        Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания.

        Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя парта?».

        Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства

        Этот этап связан с упражнениями на усвоение и автоматизацию понятий вперед - назад, справа - слева. Начинать их можно с того момента, когда ребенок запомнит, где у него находится правая рука.

         5. Игра "Правый глаз"

        Вы просите ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т. д.

        Можно чередовать просьбы показать что-нибудь "правое" и что-нибудь "левое". Если ребенок легко справляется с этими заданиями, можно перейти к просьбам что-нибудь сделать правой или левой рукой (сжать кулак, поднять руку вверх), подмигнуть правым (левым) глазом, пожать правым (левым) плечом, согнуть правую (левую) коленку и т. д.

        Далее можно просить правой рукой коснуться левого плеча, левого уха, левой ноги, а левой рукой, наоборот, дотронуться до правого уха, правой ноги и т. д.

        6. Внутри и снаружи

        Попробуйте объяснить ребенку разницу между понятиями "внутри" и "снаружи". Можно сделать это с помощью обыкновенной коробки. Пусть ребенок заберется в нее и попробует сделать в ней какие-нибудь движения. Потом предложите малышу выбраться из коробки и проделать те же движения, стоя рядом с ней. Потом опять подвигаться внутри коробки - и опять выбраться наружу. А теперь отвернитесь и попробуйте угадать, где - внутри или снаружи - находится ребенок. Скажите: "Раз, два, три! Ты где, говори!" Пусть ребенок ответит: "Здесь!" - "Ты внутри, правильно?" Заметит ли ребенок, если вы не угадаете?

        7. Я робот!

        Попросите ребенка представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Взрослый подает команды:

"Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.

Руки за спину, один шаг назад.

Поворот налево, три шага вперед.

Руки вперед".

        Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.

"Поворот направо, руки вниз.

2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.

Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза".

        Когда ученик освоит подобные игры, можно перейти к простейшим графическим диктантам.

        Для начала покажите ему, как проводить горизонтальные и вертикальные линии на листе бумаги. Лучше делать это без линейки. Получается кривовато, но зато полезно для развития глазомера и руки. Для работы давайте лист квадратной формы. Постепенно   ученик научится самостоятельно расчерчивать листок бумаги на шестнадцать ячеек, напоминающих клеточки, уже знакомые ребенку по предыдущим играм.

        Предположим, что ваш ученик уже знает названия некоторых плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб и т. п.) Если нет, покажите их ему, предложите начертить, вырезать.

        После этого можно поиграть в парад фигур. Скажите, что квадраты и треугольники будут строиться на листе бумаги так же, как это делали зайцы и индейцы перед генералом.

Вместе с ребенком уточните, где находятся верхние углы, а где - нижние, где располагается левый верхний угол, а где - правый нижний, и так далее.

        Теперь можно диктовать: "В крайней клеточке левого верхнего угла нарисуй квадрат. Отступи две клеточки вниз и нарисуй треугольник. От треугольника отступи вправо четыре клетки и нарисуй окружность". Лучше сразу учить ребенка различать окружность и круг: окружность - граница круга.

        8."Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

        Перед выполнением упражнения приготовьте лист бумаги, в середине которого нарисуйте круг.

        Основная цель этого задания - научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. Упражнение не требует предварительной подготовки. Вы можете самостоятельно разнообразить инструкции со словесным обозначением местоположения фигур на листе - мы дали только необходимые примеры.

        Через 9-10 таких упражнений ребёнок начнёт уверенно ориентироваться на пространстве листа.

Ребенку дается следующая инструкция:

        Слева, справа, ниже, выше - нарисую, как услышу - правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

Перед тобой нарисован круг.

  1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
  2. Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
  3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
  4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
  5. Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.
  6. Правее флажка, на некотом расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
  7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

        9. После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:

  1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
  2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
  3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
  4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
  5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
  6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
  7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.
  8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
  9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
  10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
  11. Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.
  12. Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и зеленымРаскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и зеленым

  1. 10. Показать действия, о которых говорится в стихотворении.

  1. Буду маме помогать,

Буду всюду убирать:

И под шкафом,

и за шкафом,

и в шкафу,

и на шкафу.

Не люблю я пыли! Фу!

     

        11.  Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.

  1. Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
  2. Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
  3. Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?
  4. Возьмите его. Откуда взяли карандаш?
  5. Спрячьте карандаш под книгу. Где он?
  6. Выньте карандаш. Откуда его вынули?

        12.  Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.

        Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди,позади и т.д.).

        13. «Какого цвета предмет?», «Какой формы предмет?».

        У каждого игрока карточка определенной формы. Дети подбирают к ней подходящие предметы, изображенные на картинках.

        14.Упражнение «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?».

        Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд. Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность. Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось.

         15. Упражнения на формирование предстаевлений о величине:

  1. Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
  2. Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.
  3. Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.
  4. Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.
  5. Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т. д.

        16.Игра. Рисунок на спине.

        Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры,простые предметы.

        Нужно догадаться, что нарисовал партнер.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система задач для развития пространственного мышления учащихся младших классов

В данной работе представлены задачи на уроках геометрии, которые развивают различные виды мышления у детей. Задачи разделены на группы....

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Приемы развития пространственных представлений младших школьников.

При формировании таких отношений основными практическимидействиями ребенка должны выступать действия по раскрашиваниюпредметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметовбуквами, с помощью к...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

Система практических заданий и упражнений для развития пространственных представлений у младших школьников.

Развитие пространственных представлений младших школьников  одна из важных задач обучения в школе.  Ребёнок как правило, придя в школу, уже различает свои правую и левую руку, понимает значе...

Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений у младших школьников со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение интеллекта).

В статье представлены игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта....