Ель, сосна - хвойные растения
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Козликина Ольга Семеновна

Урок развития устной речи в 4 классе. Школа VIII  вида. Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок-конспект58.5 КБ
Office presentation icon презентация2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи

Тема. Ель, сосна – хвойные растения.

Козликина О.С.

Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,

          распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Задачи: 

1.Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, научить распознавать ель  и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе);
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе

             

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Сосна и ель - хвойные деревья»,  мешочек с шишками

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

   - Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и  составлять рассказы.
- Я вижу, что вы готовы к путешествию, и предлагаю вам отправиться в одно замечательное место - лес.

2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления

       - Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

                Игра «Лишнее слово».                                                     Слайд3

              Дуб, берёза, клён, смородина.

              Ива, осина, ель, липа.

   

           Ель, сосна, берёза, кедр.        

2.2. Работа над антонимами .    Слайд 4

- Подберите противоположные по смыслу слова

Короткие иголки - …

Тонкий ствол - …

Молодое дерево-...

  - Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

                       Её всегда в лесу найдём,                                                    Слайд5

Пойдём гулять и встретим.

                      Стоит колючая, как ёж,

                     Зимою в платье летнем.

 Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?

              ( Ёлка)

 - Кто приносил ёлку в дом на Новый год?

- У кого была искусственная ёлка? Почему?

- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

          У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

                    (Сосна)

- Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема. Ель, сосна – хвойные деревья.                                             Слайд5

- Значит, какая цель урока? (изучить ель и сосну)

- Почему ель и сосну мы изучаем вместе? (похожи, но есть и отличия, значит, надо учиться их различать)

-еще мы должны выяснить, какую пользу приносит лес людям, и как человек иной раз даже не задумываясь наносит вред лесу.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, учиться разумно использовать лесные богатства.

- Раз наш урок называется развитее устной речи, какие дополнительные задачи мы должны поставить? (развивать речь, правильно отвечать, строить предложения,  узнавать больше новых слов и использовать их в своей речи)

-Что необходимо для успешной работы на уроке?

(Слушать, думать, отвечать.)

3. Работа над темой урока.

Практическая работа

 (У детей, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.

1.  Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.                                                      

Коллективная проверка.

- Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

- Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.                                                                                               Слайд4

- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

- В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.        

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? (Части хвойных деревьев)

4. Физминутка.

Во дворе стоит сосна.

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветви гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать –

1, 2, 3, 4, 5.

Мы размялись от души

 И за парты вновь спешим.

Отличие ели от сосны. 

- Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

- Как сказать – шишка ели -  еловая,

                          шишка сосны – сосновая.

- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

- Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

- Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

- Оцените работу своего соседа.

6. -

1). – Построить предложения из слов.                                Слайд 7

Сосна растёт в бору.   (Что такое – бор?)

В густом ельнике медведь устроил берлогу. (Что такое – ельник?)

2). – Составить рассказ из предложений.

Тихо дремлет зелёный бор.                                                 Слайд 8

Стоят прямоствольные сосны.

Прекрасные ветви устремились в небо.

В сосновом бору светло и сухо.

Приятно дышать смолистым ароматом.

В зале стоит душистая ёлка.

На ветках красивые игрушки.                                            Слайд 9

На макушке надета звезда.

Дети водят хороводы вокруг ёлки.

3). Скороговорка.

Шапкой Саша шишку сшиб.                                                  Слайд 10

-Кто хочет поблагодарить своего соседа? Себя?

7. Физминутка.

- При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо.

- Длинные иголки,  короткие иголки,

 шишки округлой формы, шишки продолговатой формы,

корни не глубоко уходят в землю, корни глубоко уходят в землю.

 8. Значение леса, охрана.

- Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни? (Воздух, для красоты, ягоды, грибы, звери, птицы)

- Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу. Не случайно люди строят санатории, дома отдыха, лагеря для отдыха детей там, где растут сосны и ели.

-  Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.

В наше время очень много вырубается лесов. А кто знает, какая древесина самая ценная? (ель и сосна)  - Для чего люди вырубают леса?

 (для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов) Леса становится всё меньше и меньше.

- Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдёт, если вырубят лес? (обмелет и высохнет)

- Хвоёй питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

- Что мы должны делать? (сохранять леса)

- Деревья живут очень долго, до 500 лет.

 Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.                                                                         Слайд 11

Пословицы.

Сломить дерево – секунда, а вырастить года.

        Слайд 12

Много леса – не губи,

мало леса – береги,

нет леса – посади.

- Объясните смысл пословиц.

9. Итог урока. Рефлексия.

- Вернёмся к теме урока. Ель, сосна – хвойные растения.

Цель: изучить ель и сосну.

Задачи: найти черты сходства и различия, определить части этих деревьев, их особенности, развивать речь, учиться разумно использовать лесные богатства.

(Проанализировать выполнение каждой задачи)

- Кому было интересно работать на уроке?

- Кому было трудно?

- Кто узнал новое на уроке?

Игра «С какого дерева шишка?»

- Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева.

Игра «Угадай».

- У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева.

Слайд

                         

     

 Литература

Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс.  

Москва, АРТКИ, 2006г.

Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.

Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.

Н. Ю. Васильева. Растения России: Начальная школа. Москва, «ВАКО», 2011г.

http://animalworld.com.ua/news/Rastenija_ne_tak_uzh_prosty_i_bezobidny

http://aerialcrystal.wordpress.com/2009/12/14/елки-сосны-новый-год/

http://www.ua.all.biz/buy/goods/?group=1066825&page=2

http://www.satoc.ru/notes_foto_el7.php

http://klarinia.info/page/32/

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&noreask=1&lr=21&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0&rpt=image&ed=1

http://www.sunhome.ru/wallpapers/2308

http://www.mobus.com/nikolaev/163054.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Цветковые и хвойные растения».

Подробный конспектор урока с  презентацией на тему: «Цветковые и хвойные растения». Ознакомление с окружающим миром УМК «Перспективная начальная школа»2класс....

Хвойные растения

Многообразие хвойных растений, их отличие и интересные факты....

Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"

Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащен...

Урок развития речи "Ель, сосна - хвойные деревья"

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 видаТема. Ель, сосна – хвойные растения....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...