Урок окружающего мира по теме "Моя малая Родина".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кузьмина Наталия Геннадьевна

Урок разработан в системе требований ФГОС. Описаны универсальные учебные действия, формируемые на данном уроке. Конспект оформлен в виде таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         КУЗЬМИНА НАТАЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ №131»

ГОРОДА БАРНАУЛА

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС kuzmina.72@yandex.ru

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

А.А. ПЛЕШАКОВ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»  1 КЛАСС

Окружающий мир  А.А. Плешаков  

1 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Проект «Моя малая Родина».

Цель: создать условия для самостоятельного приобретения знаний учащимися, получение опыта познавательной и учебной деятельности.

Задачи:

  1. образовательные:

   - сформировать понимание значения выражения «малая Родина»

   - познакомить с достопримечательностями города Барнаула, его историческим прошлым;

   - сформировать представление о символах города (герб, флаг);

2) развивающие:

    - развивать умения строить монологическое высказывание, владеть диалогической речью;

         - развивать творческие способности;

   - развивать навыки поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

    - развивать навыки исследовательской деятельности.

3) воспитательные:

    - воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою малую Родину.

Образовательные ресурсы для обучающихся: фотоальбомы, иллюстрирующие достопримечательности города Барнаула, детская научная  и художественная литература о родном городе, рабочие тетради по окружающему миру, учебные плакаты, изображающие символы города Барнаула, рисунок герба для раскрашивания, физическая карта РФ.

Образовательные ресурсы для учителя: Ромашина С.Я., Шварко Л.И., Никитина Л.А. Моя малая Родина Барнаул. Барнаул, 1999., Садчиков В. Алтай. Москва, 2003.,Садчиков В. Барнаул. Барнаул, 1994., Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. История Барнаула: Учебное пособие для средней школы. Барнаул, 2000., Окружающий мир. Методические рекомендации. Москва, «Просвещение», 2012.

Планируемые достижения учащихся внесены в методический комментарий к  схеме содержания урока.

Подготовка к уроку.

Перед данным уроком была организована экскурсию по  Барнаулу, вместе с детьми делали фотографии достопримечательностей города. Учитель познакомила детей с тем, что такое  проект, договорились разделиться на творческие группы, чтобы создать  проект о своём городе и представить его сначала в классе, а затем перед воспитанниками подшефного детского сада. Так как это первый проект для учащихся,  учитель предложил план проекта (выполнение одного из творческих заданий): сочинить стихотворение о Барнауле, узнать об образовании города и его символах, познакомиться с историей создания некоторых архитектурных сооружений, подобрать книги о Барнауле. Учащиеся  дома, совместно с родителями в течение недели выполняли своё творческое задание, консультировались с учителем. Отчёт о проделанной работе решили представить на уроке, оформить папку – панораму.   

                                                                                                 Схема содержания урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1.

Организационный момент.

Приветствуют учителя. Контролируют организацию своих рабочих мест.

Приветствует учащихся.

Предлагает учащимся проверить  готовность  к уроку: наличие учебных принадлежностей, оформление рабочих мест, посадку.

Формируется умение организовывать своё  рабочее место.

2.

Введение в тему.





Учащиеся слушают.


















Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Стихотворение понравилось, потому что оно доброе, радостное и понятное.


-В нём говорится о Родине.

- Песенку ручья, голос соловья …

- Ребята, послушайте стихотворение, которое мне очень понравилось.

Учитель выразительно читает стихотворение М. Пляцковского.


Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя.
Видишь звёздочки Кремля?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина -
Это тоже – Родина.

Учитель проверяет восприятие учащимися текста стихотворения.

- Ребята, вам понравилось это стихотворение? Почему? Поделитесь своими впечатлениями.

 – О чем в нём говориться? 

-Что автор стихотворения называет «родиной»?

Формируется умение слушать, понимать содержание, называть тему текста.



















3









4.







































Постановка учебной задачи.




Исследование проблемы.







































Ответы учеников.

- Родина – это наша страна Россия.

- Родина – это где мы родились.

- Родина – это что-то близкое и родное.

-Уточнить, что значит слово «родина», узнать, какая бывает родина.





-Карта России.

- Наша страна.


- Родина – родное место, родная страна. Для нас родная страна – Россия.

- Родина – Россия.




Учащийся учатся на карте показывать границу России.

Учащиеся отвечают:

- Главный город  России  - Москва.

Ученик отмечает Москву флажком.


- Наша страна большая.








- Все слова о родном, о близком.


- Родина – это родное, близкое место.


Ученики называют места своего рождения.








Учащиеся отвечают:

-  Барнаул – малая Родина.



Учитель организует погружение в проблему.

- Ребята, а что бы вы назвали родиной?

-Почему получились разные ответы?

-Потому, что каждый понимает смысл слова «родина» по-разному.

-Значит, какую задачу нам необходимо решить на уроке?   ?  

На доске схема: «РОДИНА»        ?

Учитель фиксирует предположения, организует обсуждение.

- Поможет нам  решить задачу карта. Прочитайте её название.

-Что такое Россия?

-Можем ли Россию назвать нашей Родиной? Почему?

- Итак, какое первое значение имеет слово «родина»?

На доске слова: «РОДИНА» - «РОССИЯ»         

-Покажите границы нашей родины России.

-Назовите и отметьте флажком главный город нашей страны.


- Ребята, что вы можете сказать про нашу страну, какая она?

Учитель обобщает:

- Значит, можно сказать, что Россия – наша большая Родина.

- Ребята, в нашем языке есть слова, близкие по смыслу к  слову «родина» Прочитайте эти слова: род, родные родители, родиться.

-Чем они похожи со словом «родина»?

- Значит, какой ещё  смысл имеет  слово «родина»?

«РОДИНА» - «РОДНОЕ МЕСТО, ГДЕ РОДИЛСЯ»

- Расскажите, где вы родились?

- Место вашего рождения это тоже Родина, но уже другая – малая.

На доске: «МАЛАЯ РОДИНА» - ?

- Ребята,  как называется место, где мы с вами живём?

-Для нас Барнаул – родной город. Поэтому как можно его назвать?

На доске: «МАЛАЯ РОДИНА»-«БАРНАУЛ»

- Посмотрите на карту. Я прикреплю флажок, где находится город Барнаул. Это очень далеко от Москвы, на юго-востоке нашей страны.


Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.






На этом этапе учитель опирается на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.

Умение работать с географической картой.









Формируется умение называть родную страну, родной город (малую Родину).









5.

Конструирование способа действий.

Ответы учащихся:

- Когда появился наш город?

- Какие у него есть символы?

- Какие дома в нём есть?

- Нравится он жителям или нет?

- Какие книги есть о Барнауле?

-Что интересно узнать о нашей малой Родине?


- Чтобы узнать о нашем городе, вам пришлось стать поэтами, художниками, историками, экскурсоводами, библиотекарями и исследователями.






















6.






















Физ.

минутка.



- Рассказать всем о своём знании.


Командиры  групп по очереди   называют свои творческие задания.






                                  Историки и художники.



                     Экскурсоводы и исследователи.


                                               Библиотекари.



                                                      Поэты.


Под исполнение песни Ю. Антонова «В родных местах», ученики выполняют танцевальные движения.

- Чтобы другие ребята тоже смогли узнать новое о нашем городе, что нужно сделать?

 - О чём узнавали историки и художники?  Экскурсоводы? Библиотекари? Поэты?


Учитель прикрепляет на доске таблички с названиями групп и задания, обозначает последовательность выступления групп.

1.



2.


3.


4.



- Это план, который поможет вам рассказать о малой Родине.   Чтобы работа была дружной, предлагаю начать с доброй песенки и танцевальных движений.










Умение работать по предложенному плану.







7.

Этап решения творческой задачи.

Учащиеся каждой творческой группы  вместе выходят к доске и рассказывают о том, что они узнали, выполняя  задание. (текст сообщения распределён на всю группу, чтобы была возможность выступить каждому ученику, об этом договариваются заранее, в процессе подготовки к уроку.)

Отчёт 1 группы. Образование города.

В начале 18 века на территории нашего крае были найдены полезные ископаемые с содержанием серебра и меди. Чтобы получать медь и серебро, решили на реке Барнаулке построить медеплавильный завод. Богатый человек – А. Демидов дал деньги на строительство заводов. Завод построили и вокруг него поселились рабочие. Так в 1730 году был основан город Барнаул. Его символами являются герб и флаг. На них изображены лошадь и заводская печь.

Отчёт 2 группы. Достопримечательности.

Демидовская площадь – одна из старейших площадей города Барнаула. Она была построена в середине XIX века. Обелиск в честь 100-летия открытия первых заводов на Алтае.

Здание Алтайского государственного краеведческого музея. Оно было построено в 1851 году. В нём размещаются уникальные коллекции, многие из которых собраны более 100 лет назад.

Дворец зрелищ и спорта находится на площади Сахарова, был построен в 1966 году. Здесь проходят соревнования по хоккею, проходят праздники, выступают артисты.

Алтайский краевой театр драмы имени В.М.Шукшина был построен в 1973 году. Здесь ставят спектакли для детей и взрослых.

На берегу Оби находится здание речного вокзала. Оно было построено в 80-е годы 20 века. Речные суда перевозят пассажиров и грузы, подходят к причалам речного вокзала.

Мемориал Славы на Привокзальной площади был воздвигнут в 70-е годы 20 века в честь памяти героев Барнаула, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

Отчёт 3 группы. Обзор книг.

Отчёт 4 группы. Чтение стихов.

Учитель приглашает для выступления отдельно каждую группу учащихся.







Учитель благодарит за выступление, предлагает учащимся класса сигнальными карточками оценить выступление.


































Напротив каждой таблички после выступления учитель прикрепляет «звёздочку». Этот обозначает, что группа закончила выступление. А сообщение, которое учащиеся заранее оформили на листе, учитель размещает в папку – панораму.

Рассказы учащихся должны быть лаконичными, включать понятные и интересные сведения о городе для первоклассников.



Формируется умение занимать активную познавательную позицию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками.








Умение оформлять свою мысль в устной речи

Умение относиться к книге как к источнику знаний.

8.

Подведение итогов урока.


Контроль.


Ученики называют задачу урока.

-Вспомнить, что значит слово «родина», узнать, какая бывает родина.


Отвечают на вопросы.

- Ребята, мы прошли все ступеньки плана, подошло время подвести итог.

-  Какую задачу мы ставили на этом уроке?

- Что узнали о нашей   Родине?

- Чтобы узнать  новое о нашей малой Родине, какие задания необходимо было выполнить? Как вы выполняли задания? Что вам помогло?

- Почему получилось о многом узнать и рассказать?

 Вывод-обобщение: общее дело на выполнение замысла называется проектом. На доске опорное слово – «ПРОЕКТ».

-Мы с вами составили проект.

- О чём   наш проект?

- Ребята, я думаю вам нравиться то место, где вы родились и живёте.

- Какое чувство вызывают у вас слова «малая Родина»? Как нужно относиться к нашей Родине? Почему?












Умение осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине.

9.

Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность всего класса по подготовке и представлению проекта.

Учитель предлагает оценить сначала индивидуальную работу каждого ученика, а затем весь проект при помощи условных значков (смайлики разного цвета).

Учитель благодарит учащихся и вручает  изображение герба города Барнаула, который дома можно раскрасить и вклеить в рабочие тетради.

Формируется умение совместно давать эмоциональную оценку деятельности ученика и всего класса на уроке

Как появился наш город? Его символы. Символы.

Красивые сооружения города.

Книги о Барнауле.

Стихи о Барнауле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс

Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...

урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"(презентация к уроку)

Урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"...

Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме "Малая Родина"

Проект-презентация выполнен учеником МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 46" В презентации рассказывается о месте, где ученик родился и живет (город Рязань)Работа может быть использова...

Урок окружающего мира "С чего начинается Родина"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС...

Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Наша Родина" 1 класс

Урок сопровождается презентацией, видеороликом.Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при п...

Презентация к уроку окружающего мира "Москва – столица нашей Родины"

Презентация "Москва – столица нашей Родины" предназначена как для уроков окружающего мира, так и для внеклассных мероприятий.Эта презентация поможет учителю познакомить обучающихся с с...