Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
рабочая программа по окружающему миру на тему

 

  • Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon departament_obrazovani1.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 56 г.ТОМСКА

Смирнова ул., д. 28, Томск, 634059, тел. (факс): (3822) 62-77-10, e-mail:  sch-056@mail.tsu.ru

Рабочая программа

по внеурочной  деятельности

Юный эколог.

Авторы: 1.учитель начальных классов

Пчелинцева Надежда Васильевна,

2. учитель начальных классов

Захмаревич Елена Владимировна.

Томск – 2013.

Структура рабочей программы:

1.пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы
  2. Актуальность и особенность программы
  3. Формирование способностей младших школьников
  4. Сроки реализации программы

2. содержание изучаемого курса

3. методическое обеспечение программы

4.планируемые результаты.

5. календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка.

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации  является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. художественно-эстетическое;
  3. научно-познавательное;
  4. военно-патриотическое;
  5. общественно-полезная деятельность;
  6. проектная деятельность.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  1. предметные;
  2. метапредметные;
  3. личностные.
  4. В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».  Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
  6.            Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.

Цель программы:

  1. Создание условий для формирования у  младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
  2. Формирование знаний о Родном крае, любви к своей малой Родине.

       Задачи программы:

  1. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются  личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
  2. формирование позитивной самооценки
  3. формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
  4. К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свой город, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных  и обществоведческих дисциплин в основной школе.
  5. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Актуальность.     

Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.     С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретёт характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.     Программа обусловлена ее методологической и нравственной значимостью. Знания и умения, полученные в результате работы с информацией,  лягут в основу  последующей работы с информацией на уроках, в старших классах.

      Воспитывая любовь к родному краю, гордость  за его историю, развиваем гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым существам.      

Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностно –  ориентированный, деятельностный подход.

    К числу важнейших задач курса относятся также воспитание к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В соответствии с экологической направленностью  курса программы, особое внимание мы уделяем знакомству  младших школьников  с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение  его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Особенностью данной программы является включение её в Городскую программу экологического образования и воспитания школьников «Экополюс», в городские экологические слёты школьников «Чистая тропа», организуемые ежегодно Департаментом образования администрации города Томска и  реализация педагогической идеи  формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие творческих способностей ребенка и формирование у младших школьников патриотического воспитания.

У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать - видеть проблему, способы ее решения, причины ее появления
  2. Проявление инициативы в поиске способа решения задачи
  3. Вступать в коммуникацию – взаимодействовать при обсуждении способов решения задач, отстаивать свою позицию, аргументировано отклонять позицию других.  Видеть и уметь общаться с окружающими людьми.
  4. Вносить посильный вклад в охрану окружающей среды.
  5. Презентовать добытые знания в Городской программе экологического образования и воспитания школьников «Экополюс» на фестивалях, акциях, медиа – играх детского дома творчества

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях посёлка Сосновый бор, в МОУ ДОД  Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска.

 Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родители), СМИ, интернет, экскурсии.

Срок реализации программы: 4 года (1-4 классы)

 Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:

Первый уровень:

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний. Воспитание позитивного отношения к ценностям общества. Результатом является понимание детьми методов обработки информации, приобретение опыта самостоятельного поиска.

Второй уровень: получение самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в социальной жизни окружающего мира.

    Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций,  в электронном виде отчётов о проведении акций, выпуска газет, мастер – классов, участиях в фестивалях МОУ ДОД  Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска,  выполнение конкурсных работ, предлагаемых  кафедрой   естественно - математического образования и Ресурсно-методического центра Томского областного института  повышения квалификации  и переподготовки работников образования.

Содержание курса

Работа над этим курсом предполагает получение детьми различной информации, ее обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги, сказки, рассказы взрослых людей (опрос людей старшего поколения, фиксация их воспоминаний, отзывов).

Методическое обеспечение курса: 

Городская программа экологического образования и воспитания школьников «Экополюс» МОУ ДОД  Дворца творчества детей и молодёжи г.Томска.    

Интернет (Википедия)

А.А.Плешаков. Атлас- определитель « От земли до неба», М. «Просвещение», 2012.

А.А.Плешаков. «Зелёные страницы». М. «Просвещение», 2010.

Н.А.Олонов, М.В. Олонова. «Растения Томской области. Деревья, кустарники, кустарнички. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ОГУ «Облкомприрода. Кафедра экологического менеджмента БИН ТГУ. «Мир природы Томской области», Томск, «Печатная мануфактура», 2010.

Под редакцией А.М.Адама. «Птицы Томской области». Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ОГУ «Облкомприрода. Кафедра экологического менеджмента БИН ТГУ. «Мир природы Томской области», Томск, «Печатная мануфактура», 2009.

Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «И учёба, и игра: природоведение». Ярославль «Академия развития», 1997.

В.Г.Рудский. «Экология. Природные комплексы». Рекомендовано Управлением образования Администрации Томской области. Томск, 2000.

Планируемые результаты

Обучающие должны научиться:

Видеть проблемы, решать вопросы, наблюдать и делать выводы, структурировать материал, чувствовать и сопереживать окружающему миру.

Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении экологических  задач, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )

Календарно-тематическое планирование курса.

1 класс (1 час в неделю, 32 часа в год.)

Номер

Тема занятий

Количество часов

В школе (классе)

Вне школы (класса)

теория

практика

1

Введение в курс внеурочной деятельности «Юный эколог».

+

1ч.

2

Осенняя экскурсия «Фенологические наблюдения.

+

3

Осень в лесу. Городской экологический слёт школьников «Экологическая тропа».

+

4

Листопад.

+

5

Подготовка и организация к проведению экскурсий по ООПТ ( по графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска).

+

6

Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Лагерный сад.

7

Организация и проведение МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска экскурсии в Университетскую рощу.

+

8

Обработка полученных материалов, чтение книг и рассказов.

+

9

Фестиваль «Заповедное».

+

10

Подготовка к участию в медиа- игре « ООПТ Томской области».

+

11

Природа живая и неживая, её взаимосвязь. Сочиняем экологические сказки для конкурса «Экологическая сказка 2012».

+

12

Времена года.

+

13

От чего бывает ветер. Л.Н.Толстой.

+

14

Непогодо, вёдро, пасмурно. Приметы погоды.

+

15

Медвежонок и дятел. Сказка.

+

16

Растения у порога моего дома. Подготовка  и организация к проведению медиа- игры «Растения Томской области».

+

17

Что нужно растению для жизни.

+

18

Почему деревья не ходят. Б. Заходер.

+

19

Про берёзу и берёзовый сок.

+

20

Подготовка к участию в медиа- игре «Растения Томской области». Сбор информации.

+

21

«Что растёт?» Г.Лагздынь.

+

22

Медиа- игра « Растения Томской области»

+

22

Медвежонок и дятел. Сказка.

+

23

О птицах весной.

+

24

Лисья охота.

+

25

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».

+

26

Подготовка к мастер- классу, организация рабочих мест.

+

27

Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»

+

28

Медиа-игра «Животные Томской области».

+

29

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+

30

Презентация мастер – класса «Птица года 2012».

+

31

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.

+

32

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».

+

2 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

33

Внеурочная деятельность «Юный эколог» во 2 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+

34

Осенняя экскурсия в окрестности «Соснового бора», выявление экологических проблем.

+

35

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»

+

36

Деревья, кустарники и травы Томской.

+

37

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

38

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+

39

Экскурсия в Ботанический сад.

+

40

Экскурсия в Заварзино «Большие муравейники»

+

41-42

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+

43

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)

+

44-45

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

46

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

47

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2012» 

+

48

Деревья, кустарники и травы Томской.

+

49

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

50

Медиа – игра «Растения Томской области»

+

51

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2012 года».

+

52

Акция «Покормите птиц зимой!»

+

53-54

Подготовка к мастер – классу,  работа в группах, подбор материала.

+

55

Мастер- класс «Варакушка- птица 2012 года» в рамках акции «Дети- детям!»

+

56

Кто в лесу живёт?

+

57

Б.Ржевский. Приключения барсучонка Тёпы.

+

58-59

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+

60

Медиа-игра «Животные Томской области».

+

61

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+

62

Презентация мастер – класса «Птица года 2012».

+

63

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.

+

64

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+

65

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».

+

66-67

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+

3 класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

68

Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 3 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+

69

Осенняя экскурсия в берёзовую рощу, выявление экологических проблем.

+

70

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»

+

71

Деревья, кустарники и травы Томской области.

+

72

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

73-74

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+

75

Экскурсия на Синий Утёс в Аникино («Чёртов палец»)

+

76

Экскурсия на Песчаное озеро.

+

77-78

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+

79

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)

+

80-81

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

82

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

83

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2013» 

+

84

Деревья, кустарники и травы Томской.

+

85

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

86

Медиа – игра «Растения Томской области»

+

87

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2013 года».

+

88

Акция «Покормите птиц зимой!»

+

89-90

Подготовка к мастер – классу,  работа в группах, подбор материала.

+

91

Мастер- класс «Птица 2013года» в рамках акции «Дети- детям!»

+

92

Это интересно. Птицы – наши помощники.

+

93

Зависимость внешнего вида и поведения животного от места их обитания.

+

94-95

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+

96

Медиа-игра «Животные Томской области».

+

97

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+

98

Презентация мастер – класса «Птица года 2013».

+

99

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.

+

100

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+

101

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».

+

102

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+

4класс (1 час в неделю, 35 часов в год.)

103

Внеурочная деятельность «Юный эколог» в 4 классе. Анализ работы за прошедший год, планы на текущий год.

+

104

Осенняя экскурсия на болото в окрестностях «Соснового бора», выявление экологических проблем.

+

105

Городской экологический слёт школьников «Чистая тропа»

+

106

Деревья, кустарники и травы Томской области.

+

107

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

108-109

Подготовка и организация к проведению экскурсий по особо охраняемым памятникам природы. (По графику МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска)

+

110

Экскурсия в Ларинский заказник. Звёздный ключ.

+

111

Экскурсия «Таловские чаши».

+

112-113

Обработка и выбор материала на презентацию к фестивалю «Заповедное»

+

114

Фестиваль «Заповедное» (Презентации школьниками памятников природы, посещённых с экскурсиями)

+

115-116

Подготовка к медиа–игре «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

117

Медиа–игра «Особо охраняемые природные территории Томской области».

+

118-119

Сочиняем экологические сказки для участия в областном конкурсе «Экологическая сказка -2014» 

+

120

Деревья, кустарники и травы Томской области..

+

121

Оформление работ для участия в областном конкурсе «Растения нашего края»

+

122

Медиа – игра «Растения Томской области»

+

123

Акция «Дети- детям!» в рамках «Экополюса». Знакомство с понятиями «Красная книга», «Птица года» и «Птица года 2014 года».

+

124

Акция «Покормите птиц зимой!»

+

125-126

Подготовка к мастер – классу,  работа в группах, подбор материала.

+

127

Мастер- класс «Варакушка- птица 2014года» в рамках акции «Дети- детям!»

+

128

Исчезающие растения Томской области и их охрана.

+

129

Охрана животных в Томской области.

+

130

Подготовка к медиа - игре «Животные Томской области».

+

131

Медиа-игра «Животные Томской области».

+

132

Подготовка в электронном виде отчёта о проведении акции «Дети- детям!»

+

133

Презентация мастер – класса «Птица года 2014».

+

134

Весенние наблюдения за птицами в Университетской роще.

+

135

Подбор материала и подготовка к экологической акции «Марш парков»

+

136

Экологическая акция «Марш парков» в рамках «Экополюса».

+

137

Подготовка к экологической работе в лагере с дневным пребыванием детей при школе.

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....


 

Комментарии

 Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, углубляет патриотическое и экологическое воспитание младших школьников.