Урок по окруж миру
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Долгова Еленка Николаевна

Урок по окруж миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок123 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_okruzh.doc123 КБ

Предварительный просмотр:


 Тема: Древнерусское государство*

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси; познакомить с городами-крепостями в Древней Руси; развивать познавательный интерес к истории своего государства.

Оборудование: исторические карты, иллюстрации старинных государств, диск «Окружающий мир 1-4 тесты»

.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как люди узнают о прошлом?

– Что такое история?

– Кого называют потомками древних восточных славян?

– Как звали одного из русских летописцев? (Нестор.)

– Какой труд он написал? («Повесть временных лет».)

– Где расселялись потомки восточных славян?

– Как произошли названия славянских племен?

– Покажите  на  карте,  по  берегам  каких  рек  расселялись  восточные славяне.

Диск «окружающий мир 1-4 тесты

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы узнаем, когда и как возникло Древнерусское государство. Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской землей или русской землей – Русью. Почему эта земля стала называться Киевской Русью?

В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья
на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия Киевом». Может, это легенда, а может, так оно и было.

Высоко на кручах на берегу Днепра стоит Киев. Река Днепр глубока, красивы ее берега. По Днепру с юга из Византии идут груженые лодки со всякими товарами: драгоценными украшениями, тканями. А из Руси везут пшеницу, меха, сало, мед. С севера плывут переселенцы в надежде найти места потеплее и безопаснее. Через Киев по Днепру плывут с товарами торговцы отовсюду, в том числе и варяги в Византию. Византия в то время была богатой страной и привлекала торговцев дорогими тканями и украшениями. И стал этот путь называться путем «из варяг в греки».

Никто из торговцев не миновал Киев. У подножия киевских холмов была пристань, куда причаливали суда, лодки, плоты. За провоз товаров киевляне брали дань. Киев постепенно разрастался и богател.

Однажды двое знатных бояр Аскольд и Дир плыли по пути «из варяг в греки». Увидели красивый город на высоком берегу Днепра и решили поселиться в нем. Они освободили полян, живших вокруг Киева, от дани, которую собирали с них хазары.

Ближе к Киеву стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал Киев называться «матерью городов русских», а Русь стала называться Киевской.

Киев притягивал к себе жителей из западных стран. Их правители присылали в Киевскую Русь своих послов, чтобы подружиться, торговлю вести, молодых киевлянок в жены посватать – завести родство с киевлянами.

После Аскольда и Дира в Киев пришел могущественный и сильный князь Олег из Новгорода. Он решил подчинить себе Киев и захватил его.

Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.

– Вспомните из курса 2 класса, каких князей вы знаете?

– Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

После смерти князя Владимира стал править его сын Ярослав. Читая летопись «Повесть временных лет», мы узнаем о правлении в Киеве князя Ярослава, который был прозван Мудрым.

Летописец отмечал, что, окончив войны, занялся он мирным устроением русской земли. На том месте, где русские дружины разбили кочевые племена печенегов, повелел Ярослав возвести собор Святой Софии в честь великой победы.

Рассматривание иллюстраций Софийского собора на с. 12.

– При нем были построены каменные стены вокруг Киева, возведены Золотые ворота.

В Софийском соборе была создана крупнейшая библиотека, в которой собирались и переписывались книги. При монастырях открывались школы. Сам Ярослав был образованным человеком и, по словам летописца, «к книгам прилежал, читая их ночью и днем». Ярослав Мудрый заботился о процветании государства и стремился сохранить мир с соседями.

При Владимире Мономахе время на Руси было спокойным и мирным. Мономах завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми.

 Физкультминутка

– Выполните задания в рабочей тетради № 2 на с. 5–6.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 9–13, выполнить задания в рабочей тетради № 2.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им М.М.Рудченко с. Перелюб

Перелюбского  муниципального района  Саратовской области»

                                                                                          Разработала:

                                                                                                    Долгова Елена Николаевна

                                                                                                      учитель начальных классов.

        

2012г.



Предварительный просмотр:


 Тема: Древнерусское государство*

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси; познакомить с городами-крепостями в Древней Руси; развивать познавательный интерес к истории своего государства.

Оборудование: исторические карты, иллюстрации старинных государств, диск «Окружающий мир 1-4 тесты»

.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как люди узнают о прошлом?

– Что такое история?

– Кого называют потомками древних восточных славян?

– Как звали одного из русских летописцев? (Нестор.)

– Какой труд он написал? («Повесть временных лет».)

– Где расселялись потомки восточных славян?

– Как произошли названия славянских племен?

– Покажите  на  карте,  по  берегам  каких  рек  расселялись  восточные славяне.

Диск «окружающий мир 1-4 тесты

III. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы узнаем, когда и как возникло Древнерусское государство. Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской землей или русской землей – Русью. Почему эта земля стала называться Киевской Русью?

В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья
на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия Киевом». Может, это легенда, а может, так оно и было.

Высоко на кручах на берегу Днепра стоит Киев. Река Днепр глубока, красивы ее берега. По Днепру с юга из Византии идут груженые лодки со всякими товарами: драгоценными украшениями, тканями. А из Руси везут пшеницу, меха, сало, мед. С севера плывут переселенцы в надежде найти места потеплее и безопаснее. Через Киев по Днепру плывут с товарами торговцы отовсюду, в том числе и варяги в Византию. Византия в то время была богатой страной и привлекала торговцев дорогими тканями и украшениями. И стал этот путь называться путем «из варяг в греки».

Никто из торговцев не миновал Киев. У подножия киевских холмов была пристань, куда причаливали суда, лодки, плоты. За провоз товаров киевляне брали дань. Киев постепенно разрастался и богател.

Однажды двое знатных бояр Аскольд и Дир плыли по пути «из варяг в греки». Увидели красивый город на высоком берегу Днепра и решили поселиться в нем. Они освободили полян, живших вокруг Киева, от дани, которую собирали с них хазары.

Ближе к Киеву стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал Киев называться «матерью городов русских», а Русь стала называться Киевской.

Киев притягивал к себе жителей из западных стран. Их правители присылали в Киевскую Русь своих послов, чтобы подружиться, торговлю вести, молодых киевлянок в жены посватать – завести родство с киевлянами.

После Аскольда и Дира в Киев пришел могущественный и сильный князь Олег из Новгорода. Он решил подчинить себе Киев и захватил его.

Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.

– Вспомните из курса 2 класса, каких князей вы знаете?

– Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу. О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

После смерти князя Владимира стал править его сын Ярослав. Читая летопись «Повесть временных лет», мы узнаем о правлении в Киеве князя Ярослава, который был прозван Мудрым.

Летописец отмечал, что, окончив войны, занялся он мирным устроением русской земли. На том месте, где русские дружины разбили кочевые племена печенегов, повелел Ярослав возвести собор Святой Софии в честь великой победы.

Рассматривание иллюстраций Софийского собора на с. 12.

– При нем были построены каменные стены вокруг Киева, возведены Золотые ворота.

В Софийском соборе была создана крупнейшая библиотека, в которой собирались и переписывались книги. При монастырях открывались школы. Сам Ярослав был образованным человеком и, по словам летописца, «к книгам прилежал, читая их ночью и днем». Ярослав Мудрый заботился о процветании государства и стремился сохранить мир с соседями.

При Владимире Мономахе время на Руси было спокойным и мирным. Мономах завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми.

 Физкультминутка

– Выполните задания в рабочей тетради № 2 на с. 5–6.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 9–13, выполнить задания в рабочей тетради № 2.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им М.М.Рудченко с. Перелюб

Перелюбского  муниципального района  Саратовской области»

                                                                                          Разработала:

                                                                                                    Долгова Елена Николаевна

                                                                                                      учитель начальных классов.

        

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окруж.миру Мы-граждане России.

Конспект урока по окружающему миру. Цель: Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»...

открытый урок по окруж.миру

корспект урока по окружающиму миру...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

конспект урока по окруж.миру

Тема урока : В гости к весне. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока : заочная экскурсия. Цель :  познакомить детей с признаками весны в проце...