конспект урока по окруж.миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хамерзокова Фатима Мадиновна

Тема урока : В гости к весне.

 

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Форма урока : заочная экскурсия.

 

Цель :  познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями

             живой и неживой природы.

 

Задачи : - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой

                    - природе

                    - углубление знаний о жизни растений, животных, птиц

                    - развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать

                       выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся      

                    - воспитание бережного  отношения, любви к природе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_urok.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

     

Урок по окружающему миру во 2 классе

Тема : « В гости к весне »

         

                      Составила учитель

                 начальных классов

                                                                              МБОУ «СОШ №4»,                   а.Мамхег

Хамерзокова Ф.М.

а.Мамхег

2018г.

Тема урока : В гости к весне.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока : заочная экскурсия.

Цель :  познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями

             живой и неживой природы.

Задачи : - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой

                    - природе

                    - углубление знаний о жизни растений, животных, птиц

                    - развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать

                       выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся      

                    - воспитание бережного  отношения, любви к природе

Ход урока.

Оргмомент.

Сообщение темы, целей урока.

Учитель :

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал В.Даль. Внимательно послушайте

её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь (слайд №2)

      Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

       Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях  показались цветы.(слайд №3)

      Махнул старик годовик ещё раз - и полетела  третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.(слайд №4)

       Махнул старик-годовик  четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался  частый дождь, залегли туманы.(слайд №5)

 - Что это за птицы, ребята ?

Дети:

- Это времена года.

Учитель :

- Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в одно из них. Отгадайте загадку и узнаете в какое именно.(слайд №6)

        Тает снежок,

                                        Ожил лужок,

                                        День прибывает,

                                        Когда это бывает? ( весной)

Учитель:

-А экскурсоводом у нас будет сама Красавица-Весна.

Весна:

- Здравствуйте, ребята! Целью нашей экскурсии будет пронаблюдать изменения, которые происходят в живой и неживой

природе весной.

Основная часть урока.

Учитель:

- В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.(слайд №7)

Учитель:

-Первый весенний месяц – март –весна света. Как вы думаете, почему?(слайд № 8)

Выслушиваются ответы детей.

Учитель:

- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ? (слайд № 9)

Дети:

- Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.

Учитель :

- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель  .( Учитель вывешивает выделенные слова на доску.)

Посмотрите, что происходит с сосульками?(слайд № 10)

Дети:

- Сосульки тают, капают.

Весна :

-Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками.

Учитель:

- Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?(слайд № 10)

Дети:

- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.

Учитель :

- Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит?Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.

Дети :

- Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.

- Красавица-Весна приготовила вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, что ещё очень часто можно наблюдать ранней весной.(слайд № 11)

Весна:

К маме - речке я бегу,

         И молчать не могу.

        Я её сын родной,

                                       А родился весной.

Дети :

- Это ручей.

Учитель:

- Запестрели повсюду весенние цветы (слайд № 11). Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница.

Учитель:

- Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название?

Дети :

- От слова «ветер».

Учитель:

- Правильно. Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная( как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная ( как мать). У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса?

Дети:

- Нет. Одни розовые, другие красные. Есть ещё фиолетовые.

Учитель:

- Правильно, у медуницы  цветы постепенно меняют окраску.Сначала они розовые и красные ( это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые ( нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят).

  В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. Это цикломены, первоцвет Воронова и подснежник Воронова (слайд 12).

Учитель :

- Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано ? (выслушиваются мнения учащихся).

Учитель:

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.89, чтобы определить, чьё мнение было верным.

Игра «Что здесь лишнее? » (слайд № 14)

Весна:

- А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

1.Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход.

2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха, цикломен.

Дети:

- Лишним здесь будет листопад, т.к. это осеннее явление природы, а во второй строчке лишним будет василёк, он цветёт летом.

Учитель:

- Молодцы. Наша экскурсия продолжается (слайд №7).

Следующий весенний месяц – апрель (слайд № 15). Это весна воды.

Весна :

- Воды взломали ледяные оковы и хлынули на волю, в широкие поля. Этот месяц в народе так и называется – водолей.  

Учитель :

- Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (слайд № 16)

Дети:

- В реке стало много воды, она вышла из берегов.

Учитель :

- Это явление называется половодье.

 Весна :

-Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17)

Дети:

- Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной  прилетают перелётные птицы.

Учитель:

-Каких вы знаете перелётных птиц? (Дети называют перелётных птиц)

Учитель:

- А кто это пожаловал к нам в гости? (появляется сова).

Сова:

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Мудрая Сова. Я расскажу вам о жизни птиц весной.

Сова : « Прилетают перелётные птицы (слайд № 18). Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » ( Выслушиваются ответы детей).

Сова : « Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».

 Маленький мальчишка,(слайд № 19)

В сером ярмячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает. ( воробей)

Я  по  дереву  стучу,(слайд № 20)

Червячка  добыть  хочу,

Хоть  и  скрылся  под  корой –

Все  равно  он  будет  мой. (дятел)

Серая  воровка  села  на  ветку.(слайд № 21)

Зорким  глазом  косит,

Украсть  норовит. ( ворона)

 Учитель :

- Сова приготовила вам задание. Выполнять его вы будете в группах. Подумайте и через одну минуту расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.

Дети работают в группах.

Выслушивание ответов детей.

Сова :

- Спасибо! До встречи! (слайд № 22)

Учитель:

- Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле ?

Дети обобщают изученный материал.

Физминутка (проводит ученик) (слайд № 23)

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.

Учитель : 

- Наша экскурсия продолжается.

Весна :

-Третий весенний месяц – май.( слайд № 7) Это весна травы. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень (слайд № 24). Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз (слайд № 25).

Игра « Расставь по порядку ».

 - Расставьте картинки в правильной последовательности ( деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.) (слайд № 26)

Весна :

-Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27)

Дети рассказывают о жизни животных весной ( домашнее задание к этому уроку, слайд № 28).

Учитель :

-Весной у животных появляются детёныши.(слайд № 29). Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.

     А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае ?

Выслушиваются ответы детей.

Закрепление изученного материала.

Учитель :

- Наш экскурсовод подготовила вам задания (слайд № 7), чтобы проверить, какими внимательными  вы  были во время нашей экскурсии.

      1. Первое задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.) (слайд № 30)

Проверка задания на слайде.

     2. Второе задание – кроссворд (слайд №  31).

Учитель читает вопрос кроссворда, дети дают ответы, которые появляются на слайде.

1.Название этой птицы дословно означает « бей вора».(воробей)

2.Сосульки тают под лучами весеннего солнца. Это явление называется…(оттепель)

3.Как называют все раннецветущие травянистые растения? (подснежники)

4.Это растение своим цветов сигнализирует о наличии в нём нектара.(медуница)

5.Тёмные пятна земли, выглядывающие из-под снега. (проталины)

- Какое получилось выделенное слово? (весна)

Итог урока.

Учитель :

-Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ?

- Какие признаки весны мы с вами перечисляли ?

- Какие правила защиты природы  называли ?

Домашнее задание (слайд № 32).

-Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Красавица-Весна прощается с вами и оставляет домашнее задание.

1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ.

2.Нарисовать знак защиты природы весной.

3.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».

Рефлексия.

- Перед  вами  фигурка  человека.  Это  вы.  Можете  подписать  свое  имя.

Найдите  свое  место  на  ступеньках познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окруж миру

Урок по окруж миру...

урок по окруж.миру Мы-граждане России.

Конспект урока по окружающему миру. Цель: Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»...

открытый урок по окруж.миру

корспект урока по окружающиму миру...

Конспект урока Окружующего мира во 2 классе. Воздух

Педагогические цели:  организовать учебную деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся способностей участвовать в разнообразной поисковой, практической деятельности, работать в пар...