План работы кружка "Юный эколог"
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) на тему

Тесёлкина Светлана Юрьевна

План работы кружка "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа кружка внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для начальной   школы и рассчитана  на  34 часа  (1 час в неделю)

           Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

            Актуальность кружка  заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.            Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

             Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

            Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

           Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

            Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

           Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

           Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

               

Цель:

  1.  освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений;
  2.  научить детей смотреть на природу глазами эколога,  понимать суть окружающих нас явлений;
  3. научить детей  соблюдать  нравственные и правовые принципы  природопользования;
  4. активировать  созидательную  деятельность по изучению и охране окружающей среды

Задачи:

Образовательные

  1.  формировать  систему знаний об экологических проблемах;
  2.  учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
  3. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения

Воспитательные

  1. формировать  мотивы,  потребности  и привычки  экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни

  Развивающие

  1. развивать  систему интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
  2. развивать  стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

3 класс

Тема занятий

Содержание занятий

Дата

1

Введение

Беседа о лете. Изучать  природу – значит любить и охранять её.        

Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе.

сентябрь

2

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

сентябрь

3

Наблюдения в природе, описание живых объектов.

Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе.

Условия, в которых мы живем        

сентябрь

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.        


Презентация. Мини проэкты

сентябрь

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.        

Просмотр учебного фильма

октябрь

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.        

октябрь

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

Групповая проектная деятельность

октябрь

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.         

Круглый стол

октябрь

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?»

Кто и как живет рядом с нами         

Мир растений и человек

ноябрь

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений области. Свет, тепло, влага в жизни растений.

Экскурсия в парк        

ноябрь

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.


Круглый стол

ноябрь

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Саратовской области.

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края

декабрь

13

Грибы - удивительное царство.

Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».

декабрь

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.        

Игра: «Что растет в родном краю».

декабрь

15

Многообразие животных родного края        

Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.

декабрь

16

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.        

Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы».

Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее.

январь

17

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.        

Презентация

январь

18

Древние ящеры и современные ящерицы.

Учебный фильм

февраль

19

Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края.

Прогулка – наблюдение в парк

февраль

20

Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке.

Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек.

февраль

21

Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».

февраль

22

Млекопитающие родного края.

Доклады детей        

март

23

Домашние животные. Кормление и уход за ними.

Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку,  определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т.д.)

март

24

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Презентация

«Человек и природа»        


март

25

Зависимость человека от природы.

Просмотр учебного фильма.        

март

26

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

Опытно - исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.

апрель

27

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.

апрель

28

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.

апрель

29

Отрицательное воздействие человека на природу.

Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

апрель

30

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.        

Творческая деятельность: рисунки «Я - человек – часть природы»

май

31

Почему надо соблюдать правила поведения в природе.        

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Составление загадок о правилах поведения в природе.

май

32

Что охраняют в заповедниках и заказниках.

Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края

май

33

Охранять природу - значит охранять здоровье.         

Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища.

Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу»

май

34

Обобщение знаний.

Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Саратовской области. Прогулка-путешествие.

май

Список учащихся, посещающих кружок

  1. Автайкина Юлия
  1. Борзов Артем
  1. Венцкус Александр
  1. Голубятников Тимофей
  1. Давлетова Алина
  1. Капеистов Роман
  1. Коваленко Родион
  1. Магеррамова Арзу
  1. Марамзин Кирилл
  1.  Пашина Екатерина
  1.  Бурмистров Дмитрий
  1.  Перепелкина Анна
  1.  Троценко Максим
  1.  Уткин Алексей
  1.  Филиппова Ева
  1.  Антонов Ярослав
  2. Шамрай Роман
  3.  Шерстянкин Александр
  4.  Яковлев Иван

20. Гранкина Полина

     21. Старков Андрей

     22. Белозерова Софья

     23. Кучаев Георгий

     24. Столярчук Ярослав

     25. Лештаева Антонина

Литература

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд.  Детство-пресс, 2004.

Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.

Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.

Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.

Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.

Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2001.

Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по экологии

Дару үләннәре - әнием күчтәнәче....

тематическое планирование по внеурочной работе" Юный эколог "

В тематическом планировании отображены темы  по курсу окружающего мира...

Воспитательная работа по экологии "Викторина о растениях", презентация.

Воспитательная работа по экологии "Викторина о растениях", презентация....

План проведения "Недели экологии" в начальной школе

Материал для организации и проведения "Недели экологии", чтобы привлечение внимания школьников к экологическим проблемам города, округа, страны и всей планеты....

План экскурсии по экологии

План экскурсии по экологии...

Перспективный план мероприятий по экологии в 2021 году

Перспективный план мероприятий по экологии в 2021 году объединения "Зелёная планета"...