Кружок "Экология и краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Попова Валентина Михайловна

Рабочая программа кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «Экология и краеведение»  2008-2009 уч.год ;

 4 «б» класс МОУ «ОСОШ»

Учитель Попова В. М.

Пояснительная записка


Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:


расширение энциклопедических представлений младших школьников;


углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;


обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.


В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.

Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
^

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ


(из расчёта 1 час в неделю. Всего 39 часа)

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.


1.Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.


2.Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.


3.Связи между природой и человеком.


Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.


1-2.Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.


3-4.Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.


. Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 7 часа.


1-7.Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги»   Республики Коми)


Изучаем способы охраны природы – 2 часа.


1-2.Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).


Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.


1.Солнце как источник тепла и света для живых существ.


2.Теплолюбивые и холодостойкие растения.


3.Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.


4.Местные полезные ископаемые.


5.Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.


6.Экологическая сказка.


Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.


1-2.Экологические связи в живой природе на примере  елового леса.                        3-4.Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».


Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.


1.Охраняемые растения Республики Коми.  


2.Лекарственные растения  


3.Ядовитые растения края.


4.Причины сокращения численности и меры их охраны.


Мастерим домики для птиц – 4 часа.


1-4.Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.


Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.


1.Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.


2.Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.


Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.


1.Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). 2.Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.


Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.


1.Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...