Урок окружающего мира Пресный водоем
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Шабанова Светлана Юрьевна

Урок окружающего мира (4 класс) УМК «Школа России»

Шабанова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ№140.

 

Тема: «Жизнь пресного водоема».

Цели: 1.Сформироавать представление учащихся о пресном водоеме, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием обитателей водоема.

             2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

3. Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки.

 

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 4 кл., часть 1, Москва, «Просвещение» 2007г., дополнительная литература: А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба, «Зеленые страницы»; персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация по теме: «Жизнь пресного водоёма», картинки «цепи питания», карточки –«помогайки», сигнальные карты «светофорчики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_presnyy_vodoem.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (4 класс) УМК «Школа России»

Шабанова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ№140.

Тема: «Жизнь пресного водоема».

Цели:  1.Сформироавать представление  учащихся о пресном водоеме, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием обитателей водоема.

                    2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

3. Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 4 кл., часть 1, Москва, «Просвещение» 2007г., дополнительная литература: А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба,  «Зеленые страницы»; персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация по теме: «Жизнь пресного водоёма», картинки «цепи питания», карточки –«помогайки», сигнальные карты «светофорчики».

Ход урока.

Деятельность учителя

Презентация

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Для успешной работы, какие правила работы в группе необходимо соблюдать?


Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз:



2.Актуализация знаний (5-6мин.).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания и выявление затруднений в деятельности группы.

Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущем уроке.


Какое было домашнее задание?





Мне хочется начать с нашего проекта о редких обитателях нашей области.

Выходите к доске и кратко расскажите, о каком редком виде вы приготовили страничку.


Молодцы, очень интересно.


Сейчас я предлагаю  вам выполнить следующее задание: составить пищевую цепочку луга. Задание вы найдете в конвертах. (В конверте 6 карточек с изображением нивяника, гусеницы махаона, трясогузки,  водоросли, головастик, цапля).

Какая группа готова?


Проверим вашу работу.

Просигнализируйте «светофорчиками», как вы справились.


3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание  цели и темы урока.

Какие трудности возникли? Почему вы не использовали оставшиеся карточки?


А вы можете предположить,  где обитают эти живые существа?



На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?


Как будет звучать тема урока?


Как мы можем узнать, верно ли ваше предположение?

Прочитайте в учебнике тему урока.


4.«Открытие нового знания» (7-10 мин.)

Цель: решение учебной задачи.

Где мы можем найти ответы на возникшие  вопросы?

Совершенно верно. Вы сегодня будете исследовать водоем по трем направлениям. Кто догадался, каким направлениям?


Правильно. Лидер группы выберет карточку названия своей научной группы (биологи, зоологи, экологи).

Для группы зоологов задание будет немножко посложнее,  чем у других групп ( больше информации). Посовещайтесь  и решите, может какая-то группа хочет выбрать это направление.


Для помощи вам даю карточки-«помогайки».

Пожалуйста, приступайте к работе. Кому нужна помощь, сигнализируйте.

(Учитель следит за процессом работы, если возникают затруднения, оказывает помощь)



5.Первичное закрепление (10-12мин.)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Пора поделиться знаниями. Покажите свою готовность.



Начнет группа биологов.

(Если необходимо, учитель задает наводящие вопросы).

Как приспособились растения для жизни в воде?





Мне хочется обратить ваше внимание на эти замечательные растения. Кубышку часто называют кувшинкой, это ошибочно. Кувшинку белую ещё называют водяной лилией.


Готовясь к уроку, оказалось, что я не знаю, как выглядит камыш. А вы знаете?

Под каким номером – камыш?


Умнички. Очень часто камышом называют рогоз.Запомните, как он выглядит. Корни камыша фильтруют воду, поэтому играют огромную роль в водоеме.



Какую роль играют растения в водоеме?



Физминутка (1-2 мин.).




Кто же живет в пресном водоеме? Поведают нам зоологи.


Какую роль играют животные в жизни водоема?



Посмотрите на моллюсков. Какие они разнообразные. Их роль в водоеме огромна. Но не всегда человек осознает это.

Экологи нам расскажут, что  происходит, когда человек нарушает гармонию природы.




6.Вторичное закрепление (3-4 мин.)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод, о том что он умеет.

Вспомните возникшие вопросы  в начале урока.




Мы нашли ответы на эти вопросы?


Попробуем построить цепи питания из оставшихся карточек.

Составьте одну цепь питания от группы.


Проверим. Сигнализируйте о своей работе.

Кто не согласен, у кого есть вопросы?


Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.



7. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей группы.

Подведем итог урока.

Что мы сегодня исследовали?

 Можем ли мы водоем назвать природным сообществом? Почему?

Что очень важно для любого природного сообщества?


Могут ли пригодиться сегодняшние знания в

жизни? Как?


Оцените свою работу в группе. Просигнализируйте светофорчиками.


Я согласна с этой группой (или не совсем согласна, потому что….)

8. Домашнее задание.

Цель: применить полученные знания на практике.

Как вы думаете, всё ли мы узнали о жизни пресного водоема? Вы хотели  ещё больше бы узнать? Откуда можно получить эти сведения?


Нужно ли нам знать водных обитателей, которых осталось мало в нашей области?

Д/з: прочитать стр.191-200, задание в тетради: стр.64, №2-6, подготовить страничку для Красной книги Волгорадской области (по желанию)


Урок окончен. Спасибо за работу.

Слайд 1




































Слайд 2








Слайд 3







Слайд 4







































Слайд 5








Слайд 6





Слайд 7

















Слайд 8, 9, 10, 11, 12




Слайд 13










Слайд 14







Слайд 15








Выслушивать друг друга, совещаться, не кричать и т.д.


Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас все получиться.







Луг – природное сообщество.


Прочитать текст в учебнике,

выполнить задание в тетради, по желанию создать страничку для Красной книги.





Дети сообщают информацию.




Составляют цепочку: нивяник – гусеница махаона – трясогузка.













Мы не  знаем этих обитателей.

Да, в водоеме.






Узнать название этих обитателей, как они живут.


Жизнь пресного водоема




Прочитать в учебнике.




В учебнике, в энциклопедии.



Исследовать растения, животных, экологию.








Лидер вытягивает карточку и ставит по центру стола.



Учащиеся самостоятельно работают в группах.

По необходимости пользуются энциклопедиями.





Дети поднимают руки вверх, присоединяя ладошки друг у другу.


Учащиеся рассказывают, что они узнали о растениях водоема.


У некоторых корни прикрепляются ко дну, а листья на воде. У других – не прикрепляются.







Дети называют номер.










Они служат домом и  пищей для животных, выделяют кислород


Один учащийся проводит физминутку, остальные выполняют



Учащиеся рассказывают, что они узнали о животных водоема.


Они уничтожают останки мертвых растений, других животных, очищают воду




Учащиеся рассказывают, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоема.






Мы должны были узнать, что растет, кто живет, как живут обитатели водоема?

Да.






Обсуждают, рассказывают












Мы исследовали пресный водоем.


Не нарушать связи.






Дети показывают оценку  своей деятельности.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Пресный водоем и его обитатели"

Урок проведен по системе учебников "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...