ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ирина Александровна Шнайдер

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc70.5 КБ
Office presentation icon srednie_veka.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Эпоха Средних веков –
между древностью и Новым временем

Составила учитель начальных классов Шнайдер Ирина Александровна

Программа «Школа 2100», 4 классе

Презентация прилагается

Цели: 

создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества, особенности морали);

отрабатывать умения ориентироваться в историческом времени;

учить работать с исторической картой учебника, с дополнительной (энциклопедической) литературой;

формировать уважительное отношение к разным религиям, в противоположность той религиозной нетерпимости, которая была свойственна Средневековью.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся знают и могут привести примеры основных достижений науки и культуры в эпоху Средних веков;

у них сформировано целостное представление о данной исторической эпохе (временной промежуток эпохи, особенности средневекового общества, развитие техники, изменение морали).

Оборудование: презентация, мультимедийная система, коллекция видов бумаги, механические часы разной формы и размера.

Ход урока

I. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим наше путешествие и совершим третью остановку на «реке времени» Всемирной истории человечества. Прочитайте тему урока.  

(слайд 2) ( «Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем»)

- Какое название получила третья по счету эпоха Всемирной истории?

- Прочитайте примеры выражений со словом «средний», которые мы встречаем в жизни:

(слайд 3)

средние способности

средний ученик

средняя успеваемость

отвечал (урок) средне

- Как вы думаете, если мы о ком-то или о чем-то говорим средний, мы, скорее, хвалим или говорим о недостатках?

- Приятно ли вам услышать о себе «средний ученик»? Какие возникают предположения об эпохе, которая получила такое название, «Средние века»?

- Сравните ваше первое восприятие новой эпохи и восприятие Анюты, героини учебника.

(Даниил и Аня читают по ролям первый абзац на с. 60.)

- Что думает Анюта о третьей эпохе Всемирной истории?

- С помощью «реки времени» определите, как долго продолжалась данная эпоха и сколько поколений наших предков жило тогда?

(Эпоха Средних веков длилась 10 веков, за это время сменилось около 400 поколений наших предков )

II Проблема урока.

- Разве справедливо говорить о времени жизни стольких людей – «средние века»? Неужели никто из них ничего выдающегося не сделал? (слайд 4) Разве может целая эпоха быть «средней» и «неинтересной»? Нам предстоит разобраться, что же на самом деле означает данное название?

III. Открытие нового знания.

(Прикрепляю к доске опорную схему:

- Что отражает опорная схема?

(Технические достижения эпохи Древнего мира и Нового времени)

- Что общего между телегой и паровозом, а что различного?

- Как вы думаете, могли ли жители Древнего мира построить паровоз? Чего им не хватало?

(Механизмов, которые могли бы работать без помощи человека или животного)

-  Давайте  обратиться к «реке времени» Всемирной истории. (слайд 5)

- Возможно, среди изобретений Средних веков есть механизм, который может работать без помощи человека или животного?

- Значит, время между древностью и новым временем можно представить как «мостик» от времени возникновения первых цивилизаций к современности. Без этого «мостика» человечество не смогло бы подняться так высоко в своем развитии. Этот «мостик» расположен посредине эпох и поэтому называется Средние века.

(Дополняю опорную схему, рисую «мостик» – стрелку между эпохами, над ней помещаю рисунок с часами, а под ней прикрепляю название эпохи:  )

- Прочитайте в учебнике на с. 60 последний абзац, продолжая чтение на с. 61 до слов: «…судьбу народов и государств Средневековья». (Настя читает вслух)

- Как полученные сведения могут нам помочь в решении поставленной проблемы?

IV. Расширение нового знания.

- Из учебника мы узнали о том, что в эпоху Средних веков одни цивилизации сменялись другими.

Работа по карте учебника (с. 62–63).

- Рассмотрите карту Средних веков, (слайд 6) прочитать легенду карты и сравните полученные данные с картой эпохи Древнего мира (с.62–63). (слайд 7)

- Какие цивилизации исчезли, а какие продолжили свое существование?

(Исчезли цивилизации Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции. Продолжили свое существование Индийская и Китайская цивилизации)

- Как изменились границы цивилизованного мира и мира первобытных племен?

(Границы цивилизованного мира заметно расширились: появилось много новых государства в Европе)

V. Смысловой фрагмент «Роль религии в жизни средневековых обществ».

- Обратите внимание на цивилизации Европы и Востока. Что вы заметили?

(Цивилизации Древней Европы в эпоху Средних веков стали называться христианскими, а Древнего Востока – исламскими)

- Текст учебника на с 61 расскажет нам, чем были интересны все эти цивилизации. Работаем в парах. У каждой пары на столе карточка с заданием. Достижения и изобретения  запишите в таблицу, которая находится в тетради на с. 42.

Работа в парах с учебником.

- Что нового вы узнали о цивилизациях Европы и Востока? Чем вызваны были эти изменения? Сделайте вывод о роли религии в жизни средневековых обществ?

(Ученики отвечают на вопросы и приходят к выводу, что религия стала играть особую роль. Она изменяла границы государств и, конечно, влияла на жизнь людей)

VI. Смысловой фрагмент «Технические и культурные достижения в эпоху Средних веков».

Работа в группах.

- Перед уроком ребята в группах провели свои исследования о технических и культурных достижениях в эпоху Средних веков.  Каждая группа должна была подготовить небольшое выступление по плану (слайд 8):

  • Название технического изобретения.
  • Когда, где и кем оно было изобретено?
  • Как оно расширило технические возможности людей в Средние века?

Группа 1 (бумага). Показывают коллекцию школьную и свою.

- Что нужно делать, чтобы сохранить экологию?

Группа 2 (порох). Фото на слайдах. (слайд 9-28)

- Для чего наше государство постоянно совершенствует оружие и заботится об Армии?

Группа 3 (механические часы). Фото на доске и демонстрация настоящих часов.

- Как научиться правильно распределять и беречь время?

Ученики делятся результатами групповой работы и делают вывод: в Средние века было много полезных изобретений.

VII. Смысловой фрагмент «Общество и государство в Средние века».

- Средневековые цивилизации, как и цивилизации Древнего мира, не похожи друг на друга. Но ученые дают им общее название «земледельческие». Как вы думаете, почему? Чем, на ваш взгляд, занималось большинство людей в древности и Средневековье?

- Используя примитивные орудия труда, люди получали урожай значительно более низкий, чем в наше время. (Обычный средний урожай составлял: на 1 посеянное зерно 2–3 собранных, а в современном сельском хозяйстве: на 1 посеянное – 8–10 собранных.) Прокормиться в таких условиях было очень трудно. Именно поэтому большинство людей вынуждены были становиться земледельцами (от 90 до 98 % населения любой древней или средневековой страны). Сделайте вывод о том, где жила большая часть людей в эпоху Средневековья, в деревнях или городах.

- Действительно, города в эпоху Средневековья были маленькие, а население их – незначительным. Схема в учебнике на с. 65 познакомит нас со средневековым обществом.

(Ученики распределяют подписи к рамкам на плакате В средневековом государстве жители делились на группы: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы. Воины-землевладельцы призваны были служить мечом государству, священники должны были служить молитвой. А горожанам и земледельцам государство приказывало трудиться и платить налоги. Власть принадлежала государю)

- Саша подготовил выступление о порядках, принятых в средневековом обществе.

(слайд 28)

Рассказ ученика:

«В средневековом обществе существовал «порядок дела».

 Считалось, что каждый человек от рождения предназначен к одному из занятий: молитве, военному делу или физическому труду.

 Поэтому общество делилось на три сословия: духовенство (священники), рыцарство (воины - землевладельцы) и работающие (крестьяне и ремесленники). Представители разных сословий пользовались неодинаковыми правами и привилегиями.

Священника, к примеру, мог судить только епископ, а рыцарь обязан был подчиниться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению.

Поэтому от того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности.

Однако границы между сословиями были несколько нечеткими.

Рыцарь мог принять монашеский обет; тогда он становился рыцарем-монахом – тамплиером.

Члены монастырских обществ занимались физическим трудом, в том числе и возделыванием земли. Путь «из грязи в князи» не был закрыт наглухо, при удаче его можно было пройти за два-три поколения».

VIII. Смысловой фрагмент «Особенности средневековой морали».

- Вспомните: какая была принята мораль в эпоху Древнего мира?

- Напомните, что в эпоху Средневековья влияло не только на жизнь людей, но и изменяло границы государств?

- Как вы думаете, могла ли религия изменить представления о добре и зле в эпоху Средневековья? Если да, то как?

- Проверьте свои предположения, рассмотрев рисунок в учебнике на с. 66 и прочитав текст к нему. (Лера читает вслух)

- Объясните, в чем состоит особенность средневековой морали?

Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры».)

- Можем ли мы согласиться с такими представлениями о добре и зле?

(Нет. Все люди равны)

IX. Итог урока.

Учитель. Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

- Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

- Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

X. Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 60–66, проверить свои знания, ответив на вопросы 1, 4, 5 после текста на с. 67.

 (слайд 29)

Творческое задание (по выбору):

1. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение об архитектурном памятнике эпохи Средних веков.

2. Пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение о технических достижениях эпохи Нового времени.

Используемые ресурсы:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-2849.html

pultus.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/proiskhozhdenie_veshhej/vozniknovenie_bumagi/15-1-0-105

http://setevoy.net/article/istoriya-poyavleniya-bumagi-tehnologiya-i-etapy-proizvodstva-bumagi/

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%8F&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz

http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_3.htm

http://www.clockhistory.ru/watch/history

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz

http://www.tampereclub.ru/286-istoriya-sozdaniya-chasov.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Мини-тест "Эпоха Средних веков"

При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....

«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Методическая разработка урока по  окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....