Эпоха средних веков - между древностью и новым временем
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Прямицына Алена Евгеньевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_srednih_vekov_-_mezhdu_drevnostyu_i_novym_vremenem.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студент(ка): Елькина А.., 45 группа

Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ («Шк. 2100»)

Цель урока: создать образ эпохи Средних веков, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения сохранившиеся со времен Средних веков.

Планируемые результаты:

-личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;

-предметные: развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы; воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

Организация начала урока;

Словесный

1 мин

 -Тихо сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов работать и узнавать новое, а сейчас все остальные.

Приветствуют учителя;

Р: принимают и сохраняют задачу.

Мотвационный

Словесный, наглядный;

беседа, постановка темы и целей урока;

5 мин

Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.)

На доске появляется запись:

средний = посредственный, без особенностей

А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».)

На доске появляется запись:

средний = посередине, в центре

Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.)

Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху. (Средние века.)

Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики могут предложить множество вариантов, например:

Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи?

Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?

Могут быть и другие вопросы, на основе которых ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:

Почему Средние века получили такое название – «средние»?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии:

– Средние века были неинтересными, не было никаких особых достижений.

 – Средние века находились посередине, в центре Всемирной истории.

Можно записать и другие интересные предположения учеников.

Давайте составим план урока.

Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Решение частных задач

Словесный, наглядный, практический;

Беседа, ответы на вопросы,

Работа в учебнике.

27 мин

1. Цивилизации Средневековья.

Проверку предположений учеников проводим по ленте времени, карте, тексту и иллюстрациям учебника.

Давайте вернёмся к ленте времени Всемирной истории на с. 44. Сколько всего исторических эпох выделено учёными? (5) На каком месте находится эпоха Средних веков? (Третья по счету, в середине.)

Какая версия подтверждается этим фактом? (Средние = посередине)

На доске под этой версией ставим знак «+». Можно вывесить карточку с условным изображением ленты времени, в середине которой написано «Эпоха Средних веков».

Рассмотрите карту мира эпохи Средних веков на с. 6263. Сравните её с картой эпохи Древнего мира (с. 5455).

Задание можно выполнять фронтально или по группам:

• Какие цивилизации продолжили своё существование в эпоху Средних веков, а какие исчезли? (Сравнивая карты и легенды, ребята сделают вывод об исчезновении цивилизаций Древнего Египта, Междуречья и т.д.)

• Как изменились территории цивилизованного мира и мира первобытных племён? (Сделают вывод о его расширении, в том числе на территории будущей России.)

• С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций? (Вывод о роли религий в жизни средневековых обществ.)

• Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Средних веков? (Вывод о том, что в каждой цивилизации умели делать красивые сооружения, все они непохожи на постройки Древнего мира и одна на другую.)

Можем ли мы сказать, что эпоха Средних веков – посредственная, без особенностей, что в эти времена ничего интересного не происходило? (Нет, произошло много изменений.)

– Какая версия опровергается теми сведениями, которые вы добыли из карты? (Апровергается версия, что Средние века – посредственные.)

На доске под этой версией ставим знак «-». Можно вывесить карточку с изображением карты эпохи Средних веков, фотографии архитектурных сооружений.

Если позволяет время, можно продолжить создание образа эпохи с помощью текста фрагмента «Мир средневековых цивилизаций» и иллюстрации «Технические достижения в эпоху Средних веков» на с. 64. В конце этой работы также должен прозвучать вывод, что эпоху Средних веков нельзя назвать неинтересной, посредственной. Многое из того, чем мы пользуемся сейчас, пришло к нам из этой эпохи.

2. Государство и общество.

– Мы выяснили, что Средние века были очень интересной эпохой. В чём ещё была её особенность? Прочитайте и выполните задание к схеме на с. 65. Итак, из каких групп населения состояло средневековое общество?

 После того как ребята назовут воинов, землевладельцев, священников, горожан и земледельцев, учителю необходимо дополнить ответы учеников пояснением, что принадлежность к каждому сословию передавалась по наследству. Человек, как правило, не мог выбирать себе профессию сам, а должен был наследовать занятие своих родителей.

 В современном обществе так же? (Нет, люди не обязаны выполнять ту же работу, что и родители.)

Постарайтесь в обсуждении этого материала освежить с ребятами первичные представления о таких базовых понятиях, как «общество», «государство», «демократия».

На доску вывешиваем карточку с надписью «воля государства» (можно в виде такого же флажка, как на схеме).

 3. Мораль эпохи Средних веков.

Ученики читают по ролям или по цепочке фрагмент «Единоверцы и иноверцы».

Правильно ли поступали люди Средневековья по отношению к иноверцам с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? (У нас разная мораль!)

Проверим нашу догадку о различии средневековой и современной морали – прочтём финал текста: «Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры».

Вступают в беседу, отвечают на вопросы;

Выполняют работу в группах;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Итог урока

Рефлексия

Словесный;

Ответы на вопросы;

7мин

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Средние века получили такое название «средние»?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Средних веков получила свое название из-за расположения в середине ленты времени Всемирной истории. Она оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Средневековья отличается от современной.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста.

Выполняют задание учителя.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Англия в средние века"

Конспект составлен к уроку по теме «In the castle», предусмотренному УМК «Millie-4» для 4 класса Азаровой С.И.(Unit4). Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков аудирования ...

«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Мини-тест "Эпоха Средних веков"

При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....

«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Методическая разработка урока по  окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....