«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ксения Сергеевна Лукиных

Методическая разработка урока по  окружающему миру

 для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Форма урока: урок – исследование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_srednevekovya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Форма урока: урок – исследование.

Разработал: учитель начальных классов

Лукиных К.С.


Методическая разработка урока по окружающему миру

для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Образовательная программа «Школа 2100»

Форма урока: урок – исследование.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.

Цели

Главная цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали.

Задачи:

Образовательная: Формировать представление о смене эпох в истории человечества о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.

Развивающая - развить умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная - Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию поколений.

УУД

Регулятивные - учиться высказывать свои предположения.

Познавательные - делать предварительный отбор источников информации,

- ориентироваться в учебнике, добывать новые знания,

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные – знать названия стран эпохи Средневековья.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и письменной речи,

- поддерживать диалог, отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты

Личностные - знать, как развивались человек и общество;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученья; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование мотивации к творческому труду; развитие самостоятельности в информационной деятельности.

Метапредметныеформирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа передачи информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; умение работать в информационной среде.

Предметные -

Литература

  1. Примерная рабочая программа и планируемые результаты по предмету «Окружающий мир».
  2. Учебник «Окружающий мир», 4 класс, 2 ч., А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В. Тырин.

Оборудование


План урока.

I. Актуализация знаний и мотивация.

II. Сообщение темы и цели урока

Ш. Выдвижение гипотезы.

IV. Исследование предлагаю провести в группах.

V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.

#1054;ценивание информации, вывод:

VII. Применение полученных знаний.

VIII. Итог урока

IX. Задание на дом


I. Актуализация знаний и мотивация.

  • С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).
  • В какую эпоху появились первые цивилизации? ( В эпоху Древнего мира)
  • С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? ( Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).
  • О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.
  • Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).

II. Сообщение темы и цели урока:

  • Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).
  • Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)

1-е значение: Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.

2-е значение: То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

  • Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)
  • Это и будет темой нашего урока.

Слайд №1.

Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. (V – XV век)

Ш. Выдвижение гипотезы:

Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.

Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).

Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)

Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.

Гипотеза:

Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).

Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)

IV. Исследование предлагаю провести в группах.

  • Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:

Слайд №2

1. Католическая Европа

2. Православный мир

3. Исламский мир

4. Индийская цивилизация и близкие ей страны

5. Китайская цивилизация и близкие ей страны

6. Цивилизация Американских индейцев

Слайд №3

План исследования Средневековой цивилизации

1. Географическое положение

2. Достижения

3. Религия

4. Понятие о добре и зле (мораль)

  • Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.
  • У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.
  • Время групповой работы 10-12 минут

V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.

  • Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).
  • Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)

#1054;ценивание информации, вывод:

- Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?

Вернуться к гипотезе.

Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества.

Ответ на вопрос задания №6 (см. рабочие листы групп №1-6).

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?

Мораль эпохи средневековья:

Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.

В Средние века часто велись войны. Многие из них – долгие, кровопролитные. Обе воюющие стороны были уверены в том, что сражаются за правое дело, за свою веру, против иноверцев.

По этой и многим другим причинам, о которых вы узнаете на следующем уроке, это время часто называют «Мрачным Средневековьем».

VII. Применение полученных знаний.

Тетрадь стр.43 – 44 задания №3,4

VIII. Итог урока

1. Какое открытие нам удалось сделать?

2. Проанализировать результаты работы групп в соответствии с критериями.

IX. Задание на дом

Учебник стр. 60-64,65-66 читать, ответить на вопросы стр67, рабочая тетрадь с. 41 задания 1,2,5.


Приложения к уроку

Рабочий лист группы №1

Изучите особенности цивилизации Католическая Европа по плану:

1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)

2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) красным цветом.

3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Католической Европы эпохи средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений Католической Европы для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?

Какова мораль эпохи Средних веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №2

Изучите особенности цивилизации Православная Европа по плану:

1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)

2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) оранжевым цветом.

3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Православной Европы эпохи Средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений Православной Европы для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?

Какова мораль эпохи Средних веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №3

Изучите особенности цивилизации Исламский мир по плану:

1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)

2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) зеленым цветом.

3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Исламского мира эпохи Средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений Исламского мира для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?

Какова мораль эпохи Средних веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №4

Изучите особенности Индийской цивилизации и близких ей стран по плану:

1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)

2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) фиолетовым цветом.

3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Индийской цивилизации и близких ей стран эпохи Средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений Индийской цивилизации и близких ей стран для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?

Какова мораль эпохи Средних веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №5

Изучите особенности Китайской цивилизации и близких ей стран по плану:

1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)

2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) желтым цветом.

3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Китайской цивилизации и близких ей стран эпохи Средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений Китайской цивилизации и близких ей стран для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?

Какова мораль эпохи Средних веков?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист группы №6

Изучите особенности Цивилизации американских индейцев (ацтеки, майя, инки) по плану:

1. Найдите территории этих цивилизаций в учебнике на стр.62-63

2. Раскрасьте их территории на контурной карте в тетради (стр.86-87) розовым, коричневым и светло-зеленым цветом

3. Дополнительные статьи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите памятники архитектуры Цивилизации американских индейцев (ацтеки, майя, инки) эпохи Средневековья. С чем связано их появление?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В каких богов верили американские индейцы?

Ацтеки -___________________________________________________________

Майя –___________________________________________________________ Инки - ___________________________________________________________

6. Сделайте вывод о значении достижений цивилизации американских индейцев для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы:

  • Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Критерии оценивания работы групп.

Группа №____

  1. Смогла ли ваша группа справиться с заданием? _____________________________________________________

  1. Что помогло?_________________________________________

3. Что помешало?________________________________________

4. Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?__________________________________

__________________________________________________________

5. Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал

работе группы?____________________________________________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Англия в средние века"

Конспект составлен к уроку по теме «In the castle», предусмотренному УМК «Millie-4» для 4 класса Азаровой С.И.(Unit4). Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков аудирования ...

«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Мини-тест "Эпоха Средних веков"

При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....