Методическая разработка урока по теме "Времена года".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Хадеева Валентина Александровна
Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?» Тип урока - комбинированный. Цель урока: создать условия для формирования представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности. Задачи урока: - образовательные: формировать представление о временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года; - развивающие: развивать наблюдательность, внимание, речь, зрительную и слуховую память, мыслительные операции; - воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; - здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха (выполнение упражнений для улучшения мозгового кровообращения, снятия мышечного напряжения и утомляемости глаз), создания комфортной и доверительной атмосферы в классе, гибкое использование визуального и слухового каналов восприятия материала, многократное повторение определённых действий для улучшения памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vremena_goda.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Хадеева В.А., учитель информатики и ИКТ, МОУ СОШ № 22,

города Волгодонска Ростовской области.

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема: «Когда наступит лето?»

Тип урока - комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности.

Задачи урока:
- образовательные: формировать представление о временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года;
- развивающие: развивать наблюдательность, внимание, речь, зрительную и слуховую память, мыслительные операции;
- воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
- здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха (выполнение упражнений для улучшения мозгового кровообращения, снятия мышечного напряжения и утомляемости глаз), создания комфортной и доверительной атмосферы в классе, гибкое использование визуального и слухового каналов восприятия материала, многократное повторение определённых действий для улучшения памяти.

Методы обучения на уроке: словесные (объяснение), наглядные (демонстрация презентации, рисунков), практические (выполнение заданий самостоятельно), связаны с содержанием учебного материала и особенностями школьников.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ПК, электронное пособие «Времена года», таблички с названиями дней недели, конверт с загадками; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей, тетради, учебники.

Планируемые  результаты: учащиеся научатся называть месяцы и времена года в определённой последовательности; характеризовать явления природы в разные времена года.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

- Отгадайте загадку Муравьишки.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (Дни недели.)

- Назовите по порядку все дни недели. (Работа в парах.)

2. Игра. «Какой день недели?» (Учитель называет день недели, затем задает вопросы.)

- Через сколько дней придёт суббота? Воскресенье?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет послезавтра?

(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске семерых учеников, даёт каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!» дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назовёт учитель.)

3. Игра. «Неделька, стройся!»

III. Самоопределение к деятельности

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Летом.)  СТИХИ.

- А когда же приходит лето? (Ответы детей.)

- А ещё какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой месяц год заканчивает? А какой начинает?

(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О временах года.)

- Прочитайте тему урока на с.10 учебника. (Когда наступит лето?)

Постановка учебных задач.

IV. Работа по теме урока

- Вот и Муравьишке стало интересно: а когда же всё-таки наступит лето?

Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой. (Стихи: ВРЕМЕНА)

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

- Ребята, кто догадался, о чём загадка? (О временах года.)

- А какое сейчас время года? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунок-схему на с.10. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите. (Зима, весна, лето, осень.)

- Мудрая Черепаха приготовила конверт с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?

(К доске выходит один ученик, достаёт загадку, читает классу. Дети отгадывают и показывают это время года на схеме.)

(Стихи: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)

Птица-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( ЗИМА)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели,

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (ВЕСНА)

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай. (ЛЕТО)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима». (ОСЕНЬ)

- Кто-нибудь уже догадался, почему эта схема называется годовым кругом?

(Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.) (Годовой круг)

- Скажите ещё раз, какое сейчас время года. Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него. А какое будет после?  

- А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит тогда, когда закончится весна.)

- Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло? («Двенадцать месяцев».)

(Если есть возможность, учитель может показать фрагмент из этой сказки.)

- Отгадайте загадку.

Двенадцать братьев разно называются и разными делами занимаются. (Месяцы года.)

- Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (Двенадцать.)  

- Прочитайте их названия. (Годовой круг)

- Сколько месяцев в каждом времени года? (Три.)

- Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние. (Годовой круг)

 (презентация «Проверь себя»)

- В каком месяце вы отмечаете свой день рождения?  Найдите этот месяц на картинке.

- В какое время года это бывает?

V. Физкультминутка (МУЗЫКА: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потянуться, руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны туловища вперёд и назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседание.)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение заданий на с.11.)

- Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунки Муравьишки на с.11. Найдите ошибки, которые он допустил.

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с.9).

- Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в правильном порядке.

- Картинку, с каким временем года нужно наклеить первой?

- Выполните задание. (Проверка в парах.)

№2 (с.9).(Работа в парах.)

- Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

№3 (с.10).(Работа в группах.)

- Прочитайте названия первых трёх месяцев. К какому времени года они относятся?

- Придумайте значок, обозначающий зиму.

(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.)

№4 (с.10).

- Прочитайте названия месяцев. Что вы заметили?

- С какого месяца начинается год? (С января.)

- Поставьте в кружок рядом с январём цифру 1.

- Продолжите нумерацию в правильном порядке. (Проверка в парах.)

VII. Рефлексия

- Посмотрите на доску и ответьте на вопросы (презентация «Проверь себя»).

- Назовите времена года.

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- А в каком месяце вы родились?

- А какое это время года?

- Какое время года наступает после весны?

- А за летом?

- А что происходит после осени?

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вернёмся к учебной задаче урока. Мы узнали, как сменяются времена года. Как это происходит? (В определённой последовательности, друг за другом.)

- Вы узнали, что каждому времени года соответствуют свои месяцы.

Назовите их (презентация «Проверь себя»).

Рекомендации для занятий дома

Запомнить названия месяцев в определённом порядке (игра «часы-календарь»).

Дополнительный материал (пособие).

В данном уроке рассматриваются ссылки на моё авторское Электронное учебно-методическое пособие по теме: «Времена года», которое можно скачать бесплатно по адресу http://global-school.ru/lessons/view/438/  или Электронное учебно-методическое пособие по теме: «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

Краткая методическая разработка урока № 35 по УМК Биболетовой М.З. 2-й год обучения Тема: «Времена года»

Краткая методическая разработка урока  № 35 по УМК Биболетовой М.З. 2-й год обученияТема: «Времена года»Цели и задачи:1.       Учить отвечать на вопросы с опорой на ...

Краткая методическая разработка урока № 36 по УМК Биболетовой М.З. 2-й год обучения Тема: «Что мы делаем в любое время года»

Краткая методическая разработка урока  № 36 по УМК Биболетовой М.З. 2-й год обученияТема: «Что мы делаем в любое время года»Цели и задачи:1.       Повторить  пр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Смена времен года"

Тип урока:  открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Времена года и названия месяцев"

Автор УМК: Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. «Английский язык 3» /”English 3”(3 класс)Тип урока: Комбинированный урок (урок применения знаний и умений; введение и закрепление ново...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Времена года» для 4 класса

Тема: Обобщающий урок по теме Seasons. Цель урока: Развитие речевой компетенции и учебно-познавательной компетенции учащихся Задачи:Образовательные: систематизация ранее изученной лексики;ра...