Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру по теме

Палазова Жанна Фёдоровна

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Именно на предмете «Окружающий мир» формируются такие важнейшие универсальные учебные действия (УУД), как абстрактное теоретическое мышление, способность прогнозировать, творчески мыслить, коммуникативные способности, умение работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Палазова Жанна Фёдоровна,

учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

города  Губкина Белгородской области

«В оценке зачастую мало

педагогики и много власти»

Е.Ильин

Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Именно на предмете «Окружающий мир» формируются такие важнейшие универсальные учебные действия (УУД), как абстрактное теоретическое мышление, способность прогнозировать, творчески мыслить, коммуникативные способности, умение работать в группе.

Ученики пользуются книгами, картами,  диаграммами, смотрят фильмы. Чтобы обработать информацию из таких источников, необходимы определенные умения. Поэтому перед учителем встают вопросы: какие умения формировать, как формировать и каким образом отслеживать динамику уровня сформированности умений.

Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».

Оценка учителя – это средство формирования адекватной самооценки ребёнка, основывается на чётких критериях оценки. Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и результатом их усилий, стремлений к успеху. При этом важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём, он укрепляет и поднимает доверие ученика к самому себе, к своим возможностям. Опытный учитель поощряет малейшие продвижения в учении как слабого, так и сильного ученика.

Обучаясь в 1 классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу по заданным учителям критериям;

- соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

- обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определять границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

 В 3 классе школьник может определять соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы они могут сами построить индивидуальный график работы над ошибками.

 Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся, формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную

                        Используемый материал

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kontrolno-ocenochnaya-deyatelnost-1-klass

2. http://www.ug.ru/archive/37391

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tekhnologiya-otsenivaniya-uchebnykh-dostizhenii

4. http://licey7.tomsk.ru/fgos/ocenka.pdf

5. http://hotimlshkola.ru/article165

6. http://gymnasium.pruzhany.by/?p=259


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе

Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

автор делится своими мыслями о методе проектов в началной школе...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте начального об­щего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом форми­рование у младших школьников метапредметных резул...

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».

     Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов,...