Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rodnoy_kray.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мой родной край

Пояснительная записка.

Рабочая программа краеведческого курса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Цели курса.

• Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

• Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Настоящий курс краеведения «Мой город и край» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, городов Энгельса и Саратова.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный и целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного города.

Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края и Энгельса, его настоящем. Практические, частично-поисковые, проектные и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин г. Энгельса, чувства сопричастности и гордости за свой город..

мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Энгельса; чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Выпускник научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность:

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

Выпускник научится:

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику города;

описывать достопримечательности г. Энгельса;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Приволжского края и атласом;

работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой город и край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Учебно – тематический план

раздела

Название раздела

Колич. часов

ИКТ

Проект. деят.

Исслед. деят.

1.

Моя маленькая родина

5 часов

2

1

2

2.

Наш город

5 часов

2

1

2

3.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

18 часов

4

5

3

4.

Люди нашего края

4 часов

1

1

1

5.

Итоговое занятие

1 часов

Итого:

33 часа

9-27 %

8-24 %

8-24 %

Содержание курса

Курс первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Приволжского края, о богатстве растительного и животного мира.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

создания и защиты собственного проекта;

создания презентаций - представлений по изученной теме;

конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня.

№   занятия в учебном году

№ урока в теме

Дата

проведения занятия

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Моя маленькая родина (5ч)

1.

1.

6.09

Моя школа - мой дом

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

2.

12

Из истории школы. Традиции школы

Беседа о школе, история школы. Правила поведения, бережного отношения.

3.

3.

20.09

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в домике живет)

4.

4.

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

5.

5.

Мой район

Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Наш город (5ч)

6.

1.

Имя моего города. Где мы живем (Россия, город Энгельс, Приволжский пос.)

Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

7.

2.

Символы нашего города

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Энгельса. Работа в парах.

8.

3.

Культурно  - просветительные учреждения нашего города

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

9.

4.

Профессии города. Где работают родители

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

10.

5.

Конкурс рисунков «Наш город»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

Наш край(18 ч)

11.

1.

Географическое положение Энгельсского района. Наш край на карте России

Беседа. Сформировать представление о территории края и города. Практическая работа: г. Энгельс на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей страны Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12.

2.

История возникновения

г.Энгельса

Сформировать     представление       об     истории возникновения

г.Энгельса. Работа в парах: вопросы по содержанию

13.

3.

Символика г.Энгельса

Практическая работа: раскрашивание герба г.Энгельса. Работа в парах.

14.

4.

Коренные жители нашего края

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения Энгельсского района. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашего края?»

15.

5.

Богатства нашей земли.

Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

16.

6.

Традиционные ремесла  моего края

Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.

17.

7.

Растительность. Растительность   нашего края. Разнообразие растений

Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края.

18.

8.

Растительность. Растительность   нашего края. Значение   растений   в жизни человека

Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах

19.

9.

Животный мир. Животный мир Энгельсского района. Разнообразие животного мира

Беседа: животные, обитающие на территории Энгельсского района.. Практическая работа:

20.

10.

Животный мир. Животный мир Энгельсского района. Охрана и значение животного мира.Заповедники.

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Саратовской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

21.

11.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

22.

12.

Водные     ресурсы. Водоемы

нашего  края.  Растительный и животный мир водоемов

Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с

энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

23.

13.

Полезные   ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае

Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

25.

15.

Сельское  хозяйство. Сельское хозяйство в Энгельсском районе.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края

26.

16.

Сельское хозяйство. Что растет

на полях нашего края.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые

выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающихся)

27.

17.

Сельское      хозяйство. Чем занимаются   люди   на селе. Значение сельского хозяйства.

Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

28.

18.

Викторина «Почемучек»

Викторина «История города Энгельса»

Люди нашего края (4ч)

29.

1.

Труд людей нашего края

Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о людях, работающих в нашем крае.

30.

2.

Люди, прославившие наш край. (Герои - земляки)

Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников)

31.

3

Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны  

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о войне. Подведение итога конкурса.

32.

4.

Профессии и предприятия, на которых      работают наши родители

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему:«Моя мама (папа) работает…)

Резервные занятия

1 час

33.

1.

Мы хотим Вам рассказать...

Индивидуальная (подготовка сообщений,  презентаций на тему,

Информационно – методическое обеспечение

1. Энциклопедия «Мой город Энгельс»,Шкода К.И., М. 1997г.

2. Красная книга Саратовской области. г.Саратов «Детская книга», 1996г.

3. Карта Саратовской области.

4. Интернет ресурсы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Г.Энгельс Саратовской области.

5. Б.Е.Железовский Природоведение 2 класс. г.Саратов ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм»,1999.

6. МякшеваЛ.В.Краеведение Саратовский край. Начальная школа-Саратов:Лицей,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...