Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Лощинина Татьяна Алексеевна

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx52.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребёнка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

• формирование основ экологической культуры;

• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

      При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания

непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено).

     Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество».

      Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

      Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

     Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

     В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

     Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

     Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

     Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

     Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

     Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание

школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

     Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

     При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2 классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

     Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение основного минимума содержания образования и вариативной части.

     Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

     Основная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

     Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

     

   При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

     В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование.

     Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.

     Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными. Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов,

устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

     В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

     В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной,

ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.      Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

          Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок.

В процессе изучения курса используются уроки_экскурсии, уроки_практические занятия, уроки с демонстрацией объ_

ектов или их изображений.

     Уроки_экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

     Уроки_практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети

наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

     

    Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в  связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

     Урок в 1 и 2 классах в связи с возрастными и психологическими особенностями требует сравнительно частой смены

видов деятельности учащихся и состоит из частей, соответствующих различным видам деятельности (наблюдение, беседа, практическая работа, игра и т.п.) и объединённых общей темой и целями. В 3 и 4 классах чаще используется комбинированный урок, включающий характерные для него этапы (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, обобщение).

     В программе выделены «Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру». В рубриках «у

учащихся будут сформированы» и «учащиеся научатся» они определяют обязательный минимум, которым должны

овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

     В рубриках «учащиеся получат возможность для формирования», «учащиеся получат возможность научиться» и

«учащиеся могут научиться» определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

     Таким образом, данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний,

умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности. На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при

решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

     В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а

также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

     Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Основное содержание.

4 класс (68 ч)

Наш край (22 ч)

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

История нашей Родины (34 ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся (в соответствии с новыми ФГОС - требования к планируемым результатам изучения программы).

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

• способность к самооценке;

• осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

• понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

могут быть сформированы:

• устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

• умение оценивать трудность предлагаемого задания;

• адекватная самооценка;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

• установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

• основы экологической культуры;

• уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

• целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

• давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

• различать план местности и географическую карту;

• читать план с помощью условных знаков;

• различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

• показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

• объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

• рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

• объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

• выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

• предсказывать погоду по местным признакам;

• характеризовать основные виды почв;

• характеризовать распределение воды и суши на Земле;

• объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

• объяснять причины смены времён года;

• применять масштаб при чтении плана и карты;

• отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

• участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

• различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

• описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

• называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт_Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. —

отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

• соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

• рассказывать о ключевых событиях истории государства;

• рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

• описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;

• сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президент РФ);

• характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

• описывать культурные достопримечательности своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

• осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

• устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

• сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

• устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

• сравнивать исторические и литературные источники;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

• собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Календарно-тематическое планирование.

Номер уро-ка

Наименования
разделов и тем.

Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Плано-вые сроки
прохождения

Скорректиро-
ванные сроки
прохождения.

НАШ КРАЙ.

1

Что такое погода.

Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды;
проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таб-лице.
Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра;
предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.
Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт.
Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют по-верхность суши.
Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования.
Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв.
Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов.
Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку.
Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изо-бражать путь от дома до школы. Составлять описание местности.
Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов.
Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина.
Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв.

2

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

3

Предсказание погоды.

4

Экскурсия в смешанный лес.

5

Экскурсия на школьный двор.

6

Наша местность на плане и карте.

7

План местности.

8

Географичес-кая карта.

9

Равнины.

10

Горы.

11

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

12

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

13

Богатства недр.

14

Разнообразие почв.

15

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

16

Животные — оби-татели луга. Луг в жизни человека.

17

Какие растения растут в лесу.

18

Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека.

19

Водоём.

20

Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей.

21

Сад.

22

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №1 по теме "Наш край".

НАША РОДИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ.

23

Анализ проверочной работы, работа над ошибками. Какую форму
имеет Земля.

Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полуша-рий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор.
Объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.).
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды.
Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте.
Показывать на карте основные природные зоны России.
Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особен-ности труда и быта людей основных природных зон России.
Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране.
Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть при-чины различий.
Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности.
Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее.
Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Де-монстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на мо-делях.
Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др.
Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной дея-тельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местно-сти.
Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России.

24

Карта полушарий.

25

Движение Земли.

26

В пустынях Африки.

27

Экваториальные леса Южной Америки.

28

Антарктида. Австралия. Евразия.

29

Карта России.

30

Зона арктических пустынь.

31

Тундра.

32

Зона лесов.

33

Степи.

34

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.

35

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №2 по теме "Наша Родина на планете Земля".

ИСТОРИЯ НАШЕЙ РОДИНЫ.

36

Анализ проверочной работы, работа над ошибками. История на карте. Исторические источники.

Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать ис-торическую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты.
Различать вещественные, письменные, устные исторические источники.
Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.  Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных).  Строить  логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.
Находить дополнительную информацию  в словарях, энциклопедиях, справочниках.
Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь).
Составлять летопись своей семьи. Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на во-просы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их пра-вильность (рабочая тетрадь).
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.
Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Пока-зывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты
Находить исторические сведения в литературных произведениях. Срав-нивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка  (рабочая тетрадь)
Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры.
Работать со словарем в конце учебника. Искать информацию в дополнительных источниках, готовить на  ее основе сообщения.

37

Первые русские князья.

38

Князь Владимир. Крещение Руси.

39

Культура Древней Руси.

40

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

41

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

42

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, опреде-лять век по дате, устанавливать хронологию событий  (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.
Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  делать обобщение  и выводы.
свое участие, представлять результаты своей деятельности. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюст-ративного материала.
Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь). Составлять вопросы по теме.
Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения. Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия).
Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения.
Оценивать результаты своей деятельности.
Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распреде-лять роли и планировать.

43

Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках.

44

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский.

45

Русское государство при первых Романовых.

46

Расширение границ России в XVII веке.

47

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №3 по темам "Древняя Русь" и "Московское царство".

48

Анализ проверочной работы, коррекция. Пётр I. Реформы  и преобразования в  государстве.

Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты.
Находить в тексте слова для характеристики исторической  личности,  де-лать обобщение  и выводы.
Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.
Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Вспоминать известные факты, связывать их с изученными.
Знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края.
Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох. Сравнивать одежду разных эпох. Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями.
Выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результа-ты своей деятельности.
Оценивать результаты своей деятельности. Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов.

49

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

50

Образование и наука в XVIII веке.

51

Война 1812 года.

52

Отмена крепостного права.

53

Наука и техника в XIX веке.

54

Город и горожане. Мода XIX века.

55

Культура XIX века.

56

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №4 по теме "Российская империя".

57

Анализ проверочной работы, работа над ошибками. Революция в России.

Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обоб-щения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исто-рической карте основные события, извлекать информацию из кар-ты.
Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение  и выводы
Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу.
Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.
Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.
Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии  в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах).
Определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.
Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую.
Собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий.
Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

58

Россия в годы Советской власти.

59

Великая Отечественная война.

60

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

61

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

62

По северным городам России.

63

По городам Центральной России.

64

Города Урала и Сибири.

65

Дальний Восток. Южные города России.

66

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №5 по теме "Российское государство".

67

Анализ ошибок проверочной работы, коррекция. Россия в мировом сообществе.

68

Жизнь современного человека.

Перечень учебно-методического обеспечения.

4 класс

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.— М.: Астрель.

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М.: Астрель.

И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: Астрель.

Все эти пособия обеспечивают формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных

и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Материально-техническое оснащение.

 

Технические средства обучения

  1.  Компьютер
  2.  Мультимедийный проектор
  3.  Интерактивная доска
  4.  Электронный учебник М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика. 4 класс. — М.: Астрель.
  5. Документ-камера.

Оборудование класса

  1. Ученические столы 1-местные с комплектом стульев
  2. Стол учительский  
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.д.
  4.  Компьютерный стол
  5. Тумба для плакатов

 Печатные пособия

  1. Таблица «Образование града».
  2. Набор линеек и  треугольников  для работы у доски
  3. Физическая карта России.
  4. Карта окрестностей Москвы.
  5. Карта Одинцовского района и г.Одинцово.
  6. Таблица «План местности», «Условные знаки».
  7. Таблицы с изображением равнин, оврага, холма, гор.
  8. Портреты и фотографии космонавтов.
  9. Изображения космических летательных аппаратов.
  10. Карта полушарий.

  Видеофильмы

 Исторические фильмы.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1.  Микроскоп к компьютеру.
  2. Исследовательский набор (для измерения уровня шума, температуры, уровня освещенности).
  3. Компас.
  4. Термометр.
  5. Коллекция образцов горных пород.
  6. Теллурий.
  7. Глобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК Планета знаний 1-4 классы

  Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической конце...

Рабочая программа окр.мир УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс умк "Планета знаний"...

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы 2 класс УМК "Планета знаний"

Рабочие программы УМК "Планета знаний " 2 класс...

Рабочая программа 3 класс, УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии...

Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...