Открытый урок по теме погода и климат в 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цели урока:

Научить различать погоду и климат

Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

 

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер. Кипящая жидкость в сосуде для конденсации капель, стекло, календарь погоды, мультимедийный аппарат, процессор, экран.

 

1. Организационный момент

 

Дождик землю поливает

 И деревья умывает.

 Что- то он сказать хотел,

 К нам в окошко залетел.

 Он решил нам подсказать,

 Что урок пора начать......................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_pogoda_i_klimat.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

Научить различать погоду и климат

Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер. Кипящая жидкость в сосуде для конденсации капель, стекло, календарь погоды, мультимедийный аппарат, процессор, экран.

1. Организационный момент

Дождик землю поливает

 И деревья умывает.

 Что- то он сказать хотел,

 К нам в окошко залетел.

 Он решил нам подсказать,

 Что урок пора начать.

2. Создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

- Почему на Земле происходит смена времён года? (Слайд 1) (Приложение – Презентация)

– Чем отличается погода в разное время года? Какие предположения?

- В какое время года Солнце поднимается на небе выше?

- Почему летом в тени теплее, чем на солнечной стороне зимой? (Слайд 2)

- Если в нашем Северном полушарии зима, то в Южном полушарии какое время года?

- Одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?

- Что такое климат? Кто-то, может, знает?

- Сегодня на уроке мы должны научится различать погоду и климат. (Слайд 3 ) Может быть кто-то уже готов сказать различия? Но прежде чем научиться различать давайте с вами точнее узнаем, что такое погода, а что такое климат.

- В космосе царит холод более сильный, чем в морозильнике. Все предметы, освещённые Солнцем, нагреваются. Почему же на поверхности Земли никогда не бывает так горячо, как например, на Луне днём, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?

+ Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой. (Слайд 4) АТМОСФЕРА

- Посмотрите на нашу планету из космоса. Нам не видно материков и океанов. (Слайд 5)

(Слайд 6) На Земле мы с вами можем наблюдать такие

3. Объяснение нового материала.

- Что же позволяет получить объективные сведения о тепле или холоде?

- Как мы можем определить, какую одежду надеть, чтобы выйти на улицу?

+Ответы детей. (Слайд 7)

а) Температура воздуха (Слайд 8)

- Температуру воздуха мы определяем при помощи термометра. Термометры бывают разные:

Медицинский – для измерения температуры тела человека или животных; (Слайд 9)

Водный – для измерения температуры воды; (Слайд 10)

Воздушный – для измерения воздуха в комнате или на улице; (Слайд 11)

На всех термометрах есть шкала, по которой можно определить измеряемую температуру. Но есть ли различия между термометрами? (Слайд 12)

+ Они не все одинаковые.

- Но нас интересует уличный термометр для измерения воздуха на улице. (Слайд 13)

- Что можете сказать об уличном термометре?

+ Ответы детей

- (Щ) Шкала термометра имеет градуировку от + 50° до - 50° , так как теплее и холоднее температура воздуха у нас не бывает – поэтому нам хватает этой шкалы.

- Как же записать температуру?  (Эту задачу решили тоже – если нужно обозначить тепло выше 0°, то перед цифрой, обозначающей количество делений – градусов ставят знак плюс ( + ) - положительная температура, а перед холодной знак минус ( - )- отрицательная температура. У термометра есть стеклянная трубочка с подкрашенной жидкостью  

Вывод: Итак, при помощи чего мы измеряем температуру воздуха ?

б) Ветер (Слайд 14)

Опыт: действие веера.

- Что вы почувствовали?

- Что же такое ветер?

+ Это движение воздуха.

 Посмотрите на героев нашего учебника. О чём они разговаривают?

- Так как же образуется ветер?

Ответы детей.

 Прохладный ветер с реки дует на берег, там он согревается и поднимается вверх, а его место занимает снова прохладный воздух.

Ветер может быть разным по своей силе. (Слайд 15)

Силу ветра можно выразить такими словами:

Безветрие. Слабый ветер. Умеренный ветер .Сильный ветер. Ураган.

Сильный ветер или ураган может приносить большие неприятные последствия и жертвы (Слайд 16)

Чем отличается ветер в разные времена года?

Итак, мы поговорили о ветре. Что вы запомнили?

в) Облачность и осадки (Слайд 17)

(Слайд 18)

Дожди, туманы, росы, лёд –

 Нам всем нужна вода.

 Такой её круговорот

 В природе навсегда!

- Как образуются осадки?

- Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?

- Я сегодня хочу вам рассказать сказку о капельке, которая путешествовала. (Слайд 19)

Сказка о капельке

Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи – просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать. (Слайд 20)

И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла. (Слайд 21)

Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они, сцепив ручки, стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие – на землю, третьи – на деревья. (Слайд 22)

Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно. Но теперь, когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками. (Слайд 23)

Так на земле происходит постоянный круговорот воды. (Слайд 24)

В атмосферном воздухе всегда содержится вода в воде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. Когда в воздухе находится мало пара то иногда в небе можно наблюдать такую картину – безоблачность. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. (Слайд 26) Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. По виду облаков можно предсказывать погоду: перед дождём облака превращаются в тучи. (Слайд 27)

- А ещё какие виды осадков вы знаете. Выполним задании 5 на стр. 48. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

+ Дописать красным карандашом осадки, которые выпадают при положительной температуре, синим – при отрицательной. Работаем в паре.

(Слайд 28, 29) Осадки вы запомнили хорошо.

Итак, с погодой мы разобрались. А что же такое климат?

Климат – это характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года.

(Слайд 30) - Как вы думаете в разных частях Земного шара разный климат или одинаковый?

- Для каждого участка земного шара один и тот же характерный режим погоды повторяется из года в год.

- Дома вы опросили свих родителей и узнали характерную погоду для нашей местности в разное время года. Работали вы по группам. Давайте выслушаем представителя каждой группы (Слайд 31) и узнаем характерную погоду для

Зимы - зима суровая, продолжается 5 месяцев – с ноября по март. Морозы могут достигать до - 30 - 35°,может быть оттепель - 0°, средняя температура около -15°, ветра обычно бывают холодные, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и снеговые тучи, осадки в виде снега.

Весны - весна короткая, начинается в апреле, обычно к концу апреля снег на полях сходит, в мае обычно устанавливается тёплая погода, распускаются растения, средняя температура около +10°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи, осадки в начале весны могут быть в виде снега, а в основном в виде дождя.

Лета – лето длится 3 месяца. Наиболее жаркая погода в конце июля - начале августа. Иногда температура воздуха поднимается до +40°, средняя температура около +25°, ветра обычно бывают тёплые, может быть ясная безоблачная погода, могут быть облака и грозовые тучи осадки в основном в виде дождя.

Осени – осень начинается в сентябре, но бывает обычно ещё солнечно, а в октябре в основном осадки в виде дождя и мокрого снега, холодный ветер, средняя температура около +10°.

Сейчас на дворе осень.

- Какая погода сегодня? (Слайд 32)

- Мы с вами наблюдали погоду в течение 10 дней (Слайд 33)

- Назовите среднюю температуру за эти дни. Как вы думаете, соответствует ли она обычной температуре в это время года?

- Какой преобладал ветер?

- Были ли осадки? В виде чего? Типично ли это для данного времени года?

- Что на этой неделе было необычно для погоды данного времени года?

4. Закрепление.

- Чем отличается погода от климата? (Слайд 34)

Ответы детей.

5. Итог.

- Говоря об особенностях сегодняшнего дня, мы имеем дело с погодой. Климат – это характерная (регулярно повторяющееся) смена погодных условий в течение года. Для каждой местности свойственен вполне определённый климат, а погода отдельного дня может приносить сюрпризы. В 2006 году наблюдалось такое явление, что в декабре во Франции стояла такая жара, что многие люди шли на пляж загорать, а в этом 2007 году в Германии выпал снег в августе. В середине 18 века в Москве выпал снег в июле и пролежал до следующей весны.

- На следующем уроке мы будем учиться по определённым признакам предсказывать погоду, а для этого нужно быть наблюдательными каждый день.

6. Домашнее задание

С.45 – 49 читать, выполнить задания (Слайд 35)

7 .  Рефлексия.(Слайд 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Лондон" для учащихся 4х классов

Конспект открытого урока по теме "Лондон" для учащихся 4х классов школ с углубленным изучением английского языка (к учебнику для 4х классов И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой)Содержит конспект, задан...

открытый урок по теме "Погода. Будущее время"

Открытый урок с презентацией...

Открытый урок на тему : « Письмо букв цЦ» 1 класс

Тип урока: урок введения новых знаний.Цель: научить детей писать строчную и прописную буквы ц Ц.Формируемые предметные умения: Писать буквы ц Ц, слоги с новыми буквами, слова, предложения, стараясь со...

Методическая разработка урока по теме "Погода и одежда" 2 класс Spotlight lesson 14a

Урок-совершенствование лексических навыков и говорения по теме "Погода и одежда"  к учебнику "Spotlight 2" (14a)...

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Открытый урок на тему "Мой школьный друг"-3 класс

открытый урок в зклассе на тему "Мой школьный друг"...

Фрагмент открытого урока на тему "Погода. Будущее время."

Этот фрагмент открытого урока был разработан для конкурса "Педагогический дебют". Урок по теме "Будущее время.Погода" к УМК "Enjoy English" для 4 класса....