Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кострюкова Ольга Васильевна

Цель:

1.  -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды  –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.

2. –Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанию бережного отношения к воде и водным ресурсам в целом.

3. –Учить практическому применению свойств воды (и других жидкостей) в жизни, накоплению жизненного опыта.

4.   Оборудование:

Учебник,  тетрадь для самостоятельных работ

Для опытов:

1.       Маленький стакан, воронка, фильтр, стаканчик с грязной водой (вода + песок)

2.        Два стакана с водой, кусочек дерева и железа

3.       Два сосуда  с водой одинакового объёма и шланг, третий стакан с водой

4.       Шприц большой с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как человек использует свойства воды»

Цель:

1.  -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды  –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.

2. –Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанию бережного отношения к воде и водным ресурсам в целом.

3. –Учить практическому применению свойств воды (и других жидкостей) в жизни, накоплению жизненного опыта.

4.   Оборудование:

Учебник,  тетрадь для самостоятельных работ

Для опытов:

1.       Маленький стакан, воронка, фильтр, стаканчик с грязной водой (вода + песок)

2.        Два стакана с водой, кусочек дерева и железа

3.       Два сосуда  с водой одинакового объёма и шланг, третий стакан с водой

4.       Шприц большой с водой.

  Ход урока.

I. Оргмомент.

   Прозвенел уже звонок,

   Начинаем наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

Карточка 1.

В какой строке, верно, указан круговорот воды в природе:

а) образуются облака, испаряется с поверхности, выпадает в виде дождя или снега

б) испаряется с поверхности, водяной пар остывает, образуются облака, выпадает в виде дождя или снега

Карточка 2

В трёх состояниях (жидком, твёрдом и газообразном) бывает…

а) солнце               б) воздух               в) вода

Карточка 3.

Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу

 вода с поверхности пола испарилась

 вода впиталась в поверхность пола

Карточка 4

Лёд и снег - это вода ...

 в твердом состоянии

 в газообразном состоянии

 в жидком состоянии

Карточка 5

За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается

 повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано

 за счет того, что вода, превращаясь в лед, расширяется

III. Изучение нового материала. Тема, цели.

- Из полученных  букв составим слово. Оно поможет определить тему урока.

(ВДОА  - ВОДА)

- Тема урока: Вода. Свойства воды.

- Поставьте для себя учебные цели.

  (Узнать побольше о воде.

   Узнать свойства воды.

   Узнать для чего нужна вода.

   Узнать, как беречь воду.)

IV. Вода и жизнь.

- Как вы считаете, почему эти два слова «Вода и жизнь» стоят рядом.

  Для чего нужна вода?

  (Воду мы пьём, купаемся в воде, готовим  и т.д.)

- Попробуем полнее ответить на этот вопрос.

- Посмотрите на глобус. Много ли воды на земле? Почему?

  (Много. Вода изображена  голубым цветом. Этого цвета много на глобусе.)

Учитель: ¾ поверхности Земли занимает вода. Вода входит в состав любого организма.

Она содержится во всех частях растений.

   Я разрежу апельсин. Что вы видите?

   (Сок)

Учитель: Сок – это вода с растворёнными веществами.

   Тело человека , животного больше половины состоит из воды.

- Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в в её пополнении. В сутки

  человеку требуется 2 л воды.

  (Часть её он выпивает, а часть содержится в пище.)

V. Физминутка.

 Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три- нагнулась, полетела.

На четыре – тихо села.

- Чему учит зарядка?

(По утрам умываться, делать зарядку, день начинать с улыбки и т.д.)

VI. Свойства воды.

- Какие свойства имеет вода? Проведём групповую практическую работу.

Опыт 1.

Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Значит, какая вода?

(Ответы групп.)

Вывод: (слайд) Вода прозрачная.

Опыт 2.

Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

(Ответы групп.)

Вывод: (слайд) Вода бесцветная.

Опыт 3.

Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?

(Ответы групп.)

Вывод: (слайд)Чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4.

- В каждой группе на столах есть коробки:

1 группа – с солью,

2 группа – с сахаром,

3 группа – с содой.

- Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?

(Ответы групп – они растворились.)

- Насыпьте:

1 группа – мел,

2 группа – мука,

3 группа – крахмал.

-  Помешайте. Что произошло?

(Ответы групп – не растворились.)

- Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.

Вывод: (слайд) Вода – растворитель.

- Где в быту используем это свойство?

(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)

- Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства.)

Опыт 5.

- Приглашаю двух помощников. Из специальной бумаги сделали фильтр – приспособление для очистки воды. Пропустим через фильтр загрязнённую воду.

Что наблюдаем?

(Ответы групп :Вода была грязная, а пройдя через фильтр стала чистая.)

- Но в грязной воде есть вредные микроорганизмы. Поэтому профильтрованную воду

нужно прокипятить, а потом только использовать для питья.

- Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали?( Вода что делала?)

(Ответы групп – текла.)

Вывод. (слайд) Основное свойство воды – текучесть.

Какими свойствами обладает вода?

- Какие свойства воды похожи со свойствами воздуха?

( Прозрачная, бесцветная, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

- Вода, как и воздух плохо проводит тепло и холод. Поэтому в лютые морозы на дне водоёмов t +4. Благодаря этому жители водоёмов спасаются от зимнего холода.

- Что узнали нового?

(Познакомились со свойствами воды.)

Опыт №6 Детям поставить с уже приготовленными шлангами стаканы.

1.       Возьми два стакана с одинаковым объёмом воды.

2.       В воду опущен шланг, он заполнен водой. Концы шланга помещены в оба стакана.

3.       Долей в один из них воды, чтобы была видна разница в уровне. Что происходит?

4.     Поднимай поочередно один из стаканов. Что наблюдаешь?

-В каком направлении движется  вода?/ Вода устремляется туда, где уровень воды ниже. /

-Какой уровень имела вода в стаканах до начала опыта?/Одинаковый /

- Какой уровень стал когда долили в один из них? /Разный /

- Что стало происходить?

-Подними один из них выше? Может ли вытечь вся вода из одного из стаканов? В каком случае? Когда вода вообще не побежит?

-Как человек использует это свойство?

/Выливает из бака бензин, из аквариума воду, другие жидкости из больших объёмов: бочек, цистерн, бутылей.  Водопроводная сеть, фонтаны будут работать, если проложены трубы под землей, при условии, что водонапорная башня будет выше./

- С какой скоростью текут горные и равнинные реки?

- Можно ли использовать силу течения рек?

VII. Берегите воду!

- Вода – главное богатство Земли. На Земле много воды, но пресной ,которую очень активно использует человек, очень мало. Поэтому воду надо беречь.

(Экономно использовать, охранять от загрязнения.)

VIII. Тест.

- Тест поможет проверить вас.

           Тест по теме: «Вода».

Соедини стрелкой.

                                    тело.

    Вода – это              вещество.

                                   частица.

Подчеркни свойства чистой воды.

  Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.

Для каких организмов вода -  природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

- Проверим тест.

IX. Итог. Выставление оценок.

- Как называется тема нашего урока?

- Узнали что –то новое для себя, достигли своих целей?

X. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...