Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Гурьева Ольга Дмитриевна

Сообщение на тему "Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности". Как результат представлена технологическая карта урока, где подводился итог работы над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление  духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.

В условиях реализации ФГОС второго поколения однм из приоритетных направлений  содержания начального образования становится духовно- нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания школьников и Примерных программах воспитания российских школьников. Данные документы трактуют духовно-нравственное  развитие личности, как «процесс  последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых  моральных норм и нравственных идеалов. Современные ученые говорят о высоком уровне развития познавательной сферы у младших школьников и в тоже время отмечают  низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Академик Николай Анохин говорил: «Человечество вступило в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок. Мы можем противостоять этому лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые стрессы». С особой актуальностью эти слова звучат в последние годы, когда изменения многих сторон нашей жизни значительно увеличивают эмоциональные нагрузки и требуют от человека проявления волевых качеств. Отсюда выбор проекта, над которым работали мы в  классе «Я познаю себя…» Мы посчитали, что именно в проектной деятельности младшие школьники могут осуществить поиск решения личностно-значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.

Начальное звено в образовании имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается до 70%  личностных качеств. Основным критерием сформированности эмоционально-волевой сферы личности являются волевые качества. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Это базовые волевые качества личности. Позже в единстве с характером развивается такие качества как решительность, смелость, самообладание. А вот самый высокий уровень развития волевых качеств связан с морально-ценностными ориентациями человека. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, деловитость, инициативность. Важно не только понимать нравственные ценности, а необходимо их преобразовать во внутриличностные принципы, в необходимость нравственно-волевого совершенствования. Эффективность работы возможна при этическом просвещении, многосторонней деятельности по самоуправлению, самопознанию и самовоспитанию. Такие сложные задачи успешнее решаются в проектной деятельности.

 Проектную деятельность  мы определили как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение цели и задач проекта доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, организация его осуществления) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию.

Проблема проекта должна находиться в области познавательных интересов ребенка и в зоне его ближайшего развития.

Педагогу необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию у детей способов деятельности. Проект младших школьников в большей степени предопределен взрослым, по объему он представляет собой мини-проект, проектная деятельность организуется в группах, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.

Учителю, прежде всего, необходимо определить нравственную проблему, определить возможное направление проектирования, учащиеся должны осмыслить проблему, осуществить выбор личностно значимого направления проектной деятельности.

Программа  « Школа 21 века» Виноградовой удачно включает в курсе Окружающего мира  проектную деятельность. В нашем классе есть достаточный опыт работы  над проектом.Проект  « Я познаю себя» стал самой серьезной работой. Сегодня впервые мы используем  как итог   мультимидийные презентации. В ходе работы над проектом в  целом  на уроках окружающего мира много говорилось о возможностях развития  эмоционально-волевой сферы.  Как ее становление и развитие может повлиять на здоровье и благополучие человека. Мы изучили особенности памяти, внимания, уделили внимание эмоциям, управлению ими, нас интересовали чувства, настроения, сегодня  положили начало анализу своего характера, для того чтобы  в дальнейшем сориентироваться  на развитие тех его сторон, которые будут способствовать самосовершенствованию. Возможно, что  сегодня начатый разговор о характере человека станет началом будущего проекта.

В результате сегодня дети  защитили свои проекты об эмоциях человека,  рассказали, как художники передают чувства детей на своих полотнах. Сегодня  был представлен детский журнал «Непоседы». Он был посвящен здоровому образу жизни,  в его выпуске был задействован каждый ученик класса. Все участники отметили практическую значимость проектов

Метод проекта на уроках окружающего мира

ФИО

Гурьева Ольга Дмитриевна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

МБОУ  СОШ № 3

Город Елабуга

Тема

Я познаю себя. Формирование ценностного представления  о здоровом образе жизни

Цель урока

  1. Продолжить формировать ценностное отношение к здоровью человека  через проектную деятельность
  2. Формирование информационной культуры учащихся.

Задачи урока

1.Формирование правильного представления о здоровом образе человека

2.Формировать умение работать с информацией.

  1. Учить работать в группе, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

Оборудование

Персональный компьютер, интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник.

Планируемые результаты

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта, выдвигать гипотезы, планировать, делать умозаключения и выводы, взаимодействовать при решении поставленных задач

Форма работы

Коллективная, в парах, групповая

Тип урока

Обобщение  материала.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение темы и хода урока.

Постановка цели урока

Мы много работе на уроках окружающего мира по теме  « Я познаю себя. Формирование ценностного к своему здоровью» Сегодня мы посмотрим проекты, определим можно  ли закончить уже работать над этой большой темой

Проекты. «Мир эмоций»  «Изображение чувств в произведениях живописи». Выпуск журнала  «Непоседы»

Планирование   (предшествующая работа )

Ведение

Выявление проблемы. разграничение области знаю/не знаю

Организация групп

Распределение обязанностей и определение способа деятельности в группе

Самостоятельная работа

 

Поиск информации и обработка результатов

Оформление результатов

Создание презентаций, подготовка творческих отчетов

Подведение итогов

Представление результатов, оценка и самооценка

Выход на новую проблему -Мой характер

Работа с таблицей-тестом. Составление алгоритма самовоспитания личности.( прилагается)

Исследование

Учащиеся работают в группах, осуществляют поиск  информации из различных источников (учебник,  Интернет), оформляют продукты своей деятельности.

Представление мини-проектов

Сообщения или доклад, презентация по выбранной учениками теме.

Рефлексия

  1. Что я делал?
  2. Как я это делал?
  3. Что мне помогало выполнить эту работу?
  4. Что мне мешало выполнить эту работу?
  5. Что я нового узнал для себя?
  6. Смогу я в дальнейшем применить это в жизни?

    7.Что во мне изменилось в результате моей деятельности?

Домашнее задание

Повторить материал , проанализировать свой тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....

Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности

Цель: Создание в классном коллективе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.Задачи:1....

Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»

   Изобретателем методики  коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора пе...