Урок "Учитель- наставник и друг"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Яковлева Светлана Ивановна

На уроке учащиеся учатся различать старинные и современные школьные принадлежности, находить общее и различия;. Они сравнивают современную и старинную классные комнаты,моделируют ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel-nastavnik_i_drug.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

в  с. Новокленское

Номинация

«Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе»

Тема урока: «Учитель-наставник и друг»

УМК «Перспектива». Окружающий мир. 1 класс.

Автор  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Издательство «Просвещение», 2013 год

                                                           Автор: учитель начальных классов

                                                                                     Яковлева Светлана Ивановна

                                                           

2013 г

Тема: «УЧИТЕЛЬ — НАСТАВНИК И ДРУГ»

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

характеризовать облик учителей по фотографиям из семейного альбома;

подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель – это родитель».

Метапредметные результаты:

обсуждать рассказ учителя о персонаже картины «Устный счет»;

описывать своими словами образ учителя в картине;

пересказывать рассказы родителей о своих учителях;

объяснять смысл пословиц.

Личностные результаты:

понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию;

понимать важность и необходимость культурной преемственности от старшего к младшему;

осмыслять образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность.

Оборудование: школьные фотографии учителя, счетные палочки, фотоальбом, репродукция картин Н. П. Богданова-Бельского с репродукцией картины  «Устный счёт».

 Стенд с фотографиями  разных школьных выпусков, школьных фотографий родителей, фотографии учителей, проектор, компьютер, ноутбуки, электронное приложение  к учебнику,

Предварительная работа.

Взрослые дома составили и записали в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставили свои школьные фотографии для оформления стенда.

Учащиеся 1я класса посетили школьную галерею славы и познакомились с экспонатами, рассказывающими об учителях школы.

На  перемене  организована игра, в которой один  из детей берет на себя роль учителя,  организует  моменты из распорядка школьной жизни, объясняет остальным ученикам учебный материал, разрешает смоделированную спорную ситуацию.

Ход урока

1. Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».

Учитель включает песню В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка». В руках держит мягкую грушку из мультфильма « Крошка Енот».

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть!

-Какое настроение у крошки Енота? (Веселое, радостное, солнечное).

- Как вы это определили? (Он нам улыбается).

-Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация. 

- Вспомните, что главное в теме «Мы - дружный класс». (Быть дружными)

 - Какой класс называют дружным?

Проверка знаний учащихся с помощью компьютерных технологий. Работа с электронным приложением.

- Проверим свои знания. Выполним проверочную работу по теме «Мы – дружный класс».

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Перечислите, кто входит в состав класса?

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, я нашла старинное высказывание: «Большая честь – других за собой весть».

- О ком можно так сказать? (полководец, ведущий в игре, учитель)

- Кто выполняет эту роль в классе? (учитель)

-Правильно, так в старину говорили об учителе.

-Тема нашего урока «Учитель – наставник и друг».

- Эпиграфом к нему служат слова В. А. Караковского: «Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя - мать всех профессий на Земле».

4. «Открытие» детьми нового знания.

-Как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учителя?

-Я предлагаю вам поработать  в группах и ответить на заданный вопрос.

Работа с электронным приложением. Показ слайдов  «Учитель – святое слово!»

-Учитель-святое слово. И называли им только достойных.

Учитель показывает слайды с изображением альпинистов, учеников на соревнованиях.

-Давайте проследим, почему альпинистам удалось покорить вершину самой высокой горы, а юным спортсменам одержать победу? Как вы думаете, ребята, с чего начинается совместная работа, игра?

-О какой роли учителя мы проговорили?

 (ответы детей)

-Обратимся к теме нашего урока: « Учитель – наставник и друг». Все ли слова вам понятны?  Что означает слово наставник?

Предположение детей

-Где мы можем узнать значение слова «наставник»? (ответы детей)

-Правильно, в словаре.

-Заглянем  в толковый словарь  С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

 Наставник  – учитель и воспитатель, руководитель.

А слово « наставить» – научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему.

- Кто же учитель? (Учитель – наставник и друг).

5. Первичное закрепление.

Работа с репродукцией картины Богданова-Бельского «Устный счёт», чтение текста, просмотр иллюстраций, проговаривание в громкой речи.

На экране слайд  с репродукцией картины Богданова-Бельского «Устный счёт».

- А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие в прошлое. Для этого нам придется снова стать маленькими, как на одном из прошлых уроков. На каком?» («Как мы общаемся с миром».)

Учитель пускает по столу волшебный клубочек. После этого ребята «уменьшаются» до «пальчиковых» человечков, «подходят» к репродукции  и воображают, как они «входят в картину».

 - Как изобразил художник учителя? Что можно сказать об учителе? (Он помогает детям учиться).

-Как относятся ученики к своему учителю? (Как к другу, товарищу).

- Когда происходит действие — давно или недавно?

-Из чего это можно понять? Что делают ученики? Что делает учитель? Какой учитель? Как вам кажется, шумно ли в классе? Зачем нужны занятия устным счетом?

(ответы детей)

-Художник Н.П.Богданов-Бельский изобразил своего учителя С. А. Рачинского и  учеников. Можно ли сказать, что С. А. Рачинский не только учитель, но и друг для своих воспитанников? 

(ответы детей)

Работа с электронным приложением. Показ слайдов  «Учитель-друг».

Работа с учебником.

-Подходят ли пословицы на стр.30.  по смыслу к репродукции.

Диагностическое задание из технологической карты

 -А теперь заглянем в будущее. Выскажи пожелание: «Я хотел бы, чтобы мой учитель научил меня…».

Ребята высказывают свои мнения: «Я хотел бы, чтобы мой учитель научил меня…» «красиво писать…», «выразительно читать…», «быстро решать задачи…» и т.п.

Физкультминутка

6.Самостоятельная работа.

-Немного отдохнули. Принимаемся за работу. Вам нужно закончить  пословицы подходящими по смыслу словами.

Работа с электронным приложением. Тренажер «Учитель и ученик».

7.  Включение в систему знаний и повторение.

Просмотр фотографий на стр.31.Чтение текста «Учитель - что родитель».

-Ребята, что помогло нам заглянуть в прошлое? (Картина, воспоминания стали для нас окном в прошлое.)

-Как мы узнали, что происходило в классе народной школы много-много лет назад? А как еще можно сохранить счастливые мгновения нашей жизни?

(ответы детей)

- Правильно, с помощью фотографий.

Давайте заглянем в старый семейный альбом. Он расскажет нам историю, которая началась задолго до того, как на свет появились вы, ребята.

Учитель знакомит с текстом «Учитель - что родитель».

-Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы. Я сегодня не случайно принесла фотоальбом к нам на урок. В нем хранятся мои школьные фотографии.

 (Учитель показывает свои школьные фотографии, рассказывает об  учителях.)

-Посмотрите на фотографии учителей нашей школы, заслуживших уважение и  почет. Ваши родители всех их очень хорошо знают и помнят.

-Из бесед с вашими родителями я узнала, что в каждой семье сохранилась традиция уважительного отношения к учителю. Это культурная традиция народов России передается из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы, ребята, тоже будете помнить и уважать своих учителей.

Чтение детьми рассказов из рабочей тетради.

- Ваши мамы и папы дома составили и записали в рабочую тетрадь рассказ о своем учителе, предоставили свои школьные фотографии для оформления стенда. И сейчас мы узнаем истории из школьной жизни родителей.

Работа с электронным приложением. Проверочная работа  «Достойный учитель»

-А сейчас проверьте, как усвоили  материал на тему «Учитель – наставник и друг».

8.Итог урока.

-Наш урок подходит к концу. Над какой темой сегодня работали? Какой вывод сделаем? (Память об учителе остается на всю жизнь.)               Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете в будущем? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему?  (ответы детей)

В руках учителя альбом.

-Сегодня мы заведем альбом, в котором будут храниться фотографии из жизни нашего класса. Фотографии, которые мы поместили на стенд,  вклеим в альбом.

- Ребята,  как в школе определяют, что пришла пора начинать или заканчивать урок? (Звенит звонок) Правильно! Звонок - незаменимый помощник  учителя. Я раздам вам колокольчики, вы раскрасите их по своему вкусу.  А потом мы приклеим ваши колокольчики к большому листу бумаги. У нас получится яркая аппликация!

Учитель раздает бумажные колокольчики и в это время читает стихотворение:

 Хочу я вам сегодня пожелать

 Всегда к вершинам знания стремиться,

 И в жизни никогда не отступать,

 И только с удовольствием учиться!

- Посмотрите, какие яркие, красивые колокольчики у нас получились. А вот и звонок! Урок подошел к концу. Спасибо вам за работу!

Рекомендации для занятий в семье. Дома вместе с детьми рассмотрите школьные фотографии родных из семейного альбома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Рассказ "Мой друг и наставник"

Рассказ о старшем товарище, наставнике и просто хорошем человеке...

Эссе "Учитель-друг и наставник"

В статье раскрывается роль учителя в воспитании младшего школьника. Учитель должен не только учить, но и быть другом и наставником маленьких детей. Очень важен здесь личный пример самого учителя....

Учитель-наставник и друг.

Урок окружающего мира в 1 классе....

Учитель наставник и друг

Учитель наставник и друг...

Презентация к уроку окружающий мир "Учитель-наставник и друг"

Иллюстрация к уроку окружающего мира УМК "Перспектива" 1 класс...

Статья на тему: "Учитель-воспитатель, наставник и друг".

Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, воспитателей и учителей....