урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок по ФГОС в 3 классе. Окружающий мир " Петр Великий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_petr_velikiy.docx57.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Петр I Великий»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока : создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I .

Задачи:

1)активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

2)воспитывать бережное отношение к историческому прошлому, чувство патриотизма и гордости за свою Родину,

3)формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории;

4)воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

5)организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий.

Планируемые результаты урока:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные: Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные: Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные: Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор

Дидактические материалы:

  • Презентация «Петр Великий»
  • Карточки с заданиями  для учащихся.

1. Организационный этап. 

Громко прозвенел звонок,

 Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ребята, сейчас урок окружающего мира.  Кто сможет назвать тему нашего урока? Российская империя. Правильно, и  мы познакомимся  с одним из самых знаменитых русских царей. Как его звали? Петр I Великий. СЛАЙД 1

-Что сказано о российской империи в учебнике?                                                              Ребята , мы прочитали,  что Петр Великий проводил разные преобразования в жизни страны.

- А вы хотите узнать, какие? Что это были за реформы?                                                                           - Петр I был один из самых знаменитых царей. А хотите узнать, какой он был?                                                                                                                                                                           - Он стал первым императором России. А как он стал императором, вы хотите узнать?

Итак, сегодня на уроке мы ответим на вопросы:

  • Какие реформы  провел Петр I?
  • Каким был Петр Великий?
  • Как Петр I стал императором?              СЛАЙД 2

3.Изучение нового материала.

Учитель: О реформах рассказывает 1 группа. Им было дано домашнее задание подготовить сообщения  и они хотят поделиться информацией.

1) Петр I приказал носить европейскую  одежду и  брить бороды . Иногда царь сам обрезал рукава длинных боярских кафтанов. Для нежелающих брить бороды  был введён специальный налог.Пётр I ввёл ассамблеи. АССАМБЛЕЯ - это бал, где собирались знатные люди. СЛАЙД 3 

2)С Петра I началось новое летоисчисление от рождества христова и принят НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Люди стали встречать Новый год не 1 сентября, как раньше, а 1 января . Только учебный год продолжал начинаться 1 сентября. Царь повелел, поставить на дворах еловые или  сосновые деревья, а бедным повесить на свои ворота ветки и нарядно украсить их. СЛАЙД 4

3)  При Петре  I открылись школы, гимназии, училища и АКАДЕМИЯ НАУК.   Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. СЛАЙД 5

4)При Петре I старославянская АЗБУКА, была заменена на ту, которой мы пользуемся сейчас. СЛАЙД 6

5) Первая печатная ГАЗЕТА стала выходить в России по указу Петра I. Она называлась "Ведомости». Была открыта  первая публичная  БИБЛИОТЕКА.    СЛАЙД 7

6) При Петре I появился первый российский музей КУНСТКАМЕРА (в переводе с немецкого языка - "кабинет редкостей". СЛАЙД 8

 

У: Послушайте, как говорил о реформах Петра I историк Михаил Погодин:

 «Да, Петр Великий сделал много в России. Считаешь и недосчитаешься. Везде он, всякий день, всякую минуту. Какой ныне день? Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться —платье сшито по фасону, данному Петром Первым. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. За обедом от картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Пойдем в университет — он учрежден Петром Великим. Вздумаете путешествовать —вы будете приняты хорошо — Петр Великий начал внушать к России уважение»

-Погодин говорит о реформах Петра Великого «считаешь и недосчитаешься» Что это значит? А если Петр много изменил в жизни России,  его справедливо называли ЦАРЬ – РЕФОРМАТОР ? 

 А сейчас ответим на вопрос:  Каким был Петр I.  Читаем 2 абзац по учебнику. Сообщение 2 группы:

1) Когда родился Петр I,  в небе над Москвой ярко засияла большая звезда . Два монаха, предсказали царю Алексею Михайловичу, что его сын Петр станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Петр был провозглашен царем в 10 лет. СЛАЙД 9

2) Его мать Наталья Кирилловна поощряла реформы и всяческие новшества в быту, старалась следовать западноевропейской моде. Это  потом помогало Петру бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта СЛАЙД 10

3)  Когда  маленькому Петру подарили саблю - он не выпускал ее из рук. У него не было других игрушек кроме военных. А в 10 лет для  потех-военных игр Петра  в  селе Преображенском построили потешную крепость. Из окрестных деревень Преображенское и Семёновское набрали мальчиков – ровесников Петра в «ПОТЕШНЫЕ ПОЛКИ». Немецкий  солдат учил  их осаде и штурму крепостей. С «потешных полков» началась  регулярная русская АРМИЯ. Сила ее была в выучке и дисциплине.  СЛАЙД 11

4) Однажды Петр обнаружил в амбаре своего деда маленькое парусное судно. Ботик отремонтировали и Петр учился плавать на нем. Это судно по сей день хранится в музее. СЛАЙД 12

5) Представьте себе человека, 2 метра роста, на целую головой выше любой толпы... Его шаги были так велики,  а походка такой быстрой, что люди с трудом поспевали за ним вприпрыжку.  Безделья он не терпел и освоил 14 профессий. Мог сам построить корабль. Пётр I любил говорить : «Я царь, а у меня мозоли на руках». СЛАЙД 13

                                  ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Давайте подведем итог, каким был царь Петр I. Прочитайте слова Пушкина о нем. Как думаете, почему Пушкин говорил о нем « вечный был РАБОТНИК»?

СЛАЙД 14 Работа в парах. Выберите черты характера,  которыми , по-вашему мнению обладал царь.  Обратите внимание на портрет царя, выражение его лица.  

Главные черты характера :

Решительный - доверчивый

Трудолюбивый-добрый

Умный - хитрый

Волевой - ленивый

Суровый – веселый

ПРОВЕРКА СЛАЙД 15 Мы уже сказали, что Петр I  очень много изменил в жизни России. Историки   даже подсчитали, что для этих преобразований нужно было 210 лет. Как вы думаете,  почему Петр  I  сделал это гораздо быстрее? Можно сказать, что благодаря его характеру?

Теперь мы ответим на третий вопрос : Как Петр  I стал императором.

Чтение по учебнику «Создание русского флота» 1-2 абзац.

-Учитель :  Пётр I готовился к войне со Швецией за побережье  Балтийского моря. Эти земли были захвачены Швецией в трудные для нас времена. СЛАЙД 16  Сравните показатели Швеции и России

Швеция

Россия

Производство железа - 30 тонн в год

Производство железа – 2 тонны в год

Флот- 800 кораблей

Флота нет

- Можно сказать, что Россия была отсталой страной?

А шведская армия  считалась самой  сильной  в Европе.

Читаем 3 абзац по учебнику.  

Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике – корабли времен Петра.

 Сообщения 3 группы:  

1)В 1699 году был создан российский ФЛОТ. Пётр I  утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ  СЛАЙД 17

2) В 1700 году началась Северная война, которая продолжалась 21 год. В результате победы  над Швецией  в северной войне Россия стала морской державой. СЛАЙД 18

3)  После победы в Северной войне в 1721 году СЕНАТ за выдающиеся заслуги перед Отечеством торжественно присвоил царю титул Пётра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена  ИМПЕРИЕЙ – так называли большие и сильные государства.

СЛАЙД19

- Как  вы считаете,  почему  в Европе Россию признали сильным государством?  Она победила Швецию.  После этого Россию стали называть империей, а Петра I императором.

-Обратите внимание на картину Серова  «Петр I» в учебнике

-Он быстро и решительно шагает по берегу Невы, туда, где строится по его приказу Санкт-Петербург. Город назвали в честь ангела-хранителя царя- святого апостола Петра. Город  стал  столицей России и одним из самых красивых городов Европы.

- Вы познакомитесь с  текстом «Санкт-Петербург»  самостоятельно  дома.

                                                ФИЗМИНУТКА

Я называю слова, если они относятся к реформам Петра  I, то хлопните в ладоши, если нет - приседаете.                                                                                    флот                                                                                                                             машина 
борода 
газета                                                                                                                                самолет 
армия                                                                                                                                                                                                                               телефон                                                                                                                                                                              томат                                                                                                                                                                  банан
елка                                                                                                                                                                         лампочка                                                                                                                                               кофе                                                                                                                                                                                     азбука                                                                                                                                   ручка

                                 Закрепление изученного материала.

Учитель: Из всех русских царей только Петра I назвали Великим. А вы как считаете, правильно его называли Великим за его дела?

Работа по группам

-Какие новшества появились в России по Указу Петра I и существуют до наших дней?

-Что создал  Петр I?

 

Чтение вывода в учебнике стр. 31.

1. Работа  по вариантам.

Кроссворд для сильных учащихся:

1. Как называлась первая газета, вышедшая при Петре I                                                        2.  Чем отличались лица  русских от  лиц иностранцев?                                                              3.Что было создано Петром  I?                                                                                         4.Как называется государство во главе с императором?                                                        5. Какой овощ родом из Америки завез Петр I в Россию?Проверка СЛАЙД 20

Самостоятельная работа  с тестом:

1. Почему столицу России назвали Санкт- Петербургом?

В честь Петра I

             В честь ангела-хранителя   назвали  Святого Петра  город

           2. Почему началась Северная война?

 Петр I хотел вернуть захваченные шведами Балтийские земли.

 Петр I хотел получить выход к морю, но не стал покупать у шведов Балтийские земли.

3. Какую  армию создал Петр 1:

           Хорошо обученную регулярную армию

            Дворянское ополчение

4. Почему Петр 1 начал проводить  реформы?

Чтобы преодолеть отсталость России от стран Европы

             Чтобы следовать западноевропейской моде.

             5. Зачем Петр 1 ездил за границу?

           Он любил путешествовать

Чтобы набираться опыта и учиться у иностранцев

Проверка. Если на все вопросы вы ответили правильно, поставьте себе 5

Учитель:  Давайте подведем итоги нашего урока                                                                 -О ком говорили сегодня на уроке?                                                                                              -Как называли  Пётра I? (Пётр Великий)                                                                                                                     У:- Петр I говорил: "За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею" Как думаете, он подтвердил слова своими делами?

У: - Петру I воздвигнуто немало памятников в разных городах нашей Родины .Одним из самых знаменитых является работа французского мастера. Мориса Фальконе. "Медный всадник". Это символ Санкт-Петербурга. СЛАЙД 21    

У этого памятника интересная история. Дома вы можете подготовить сообщение об этом памятнике и о других достопримечательностях Санкт-Петербурга.  Задание на дом по выбору: пересказать текст о Санкт-Петербурге по учебнику или подготовить сообщение о достопримечательностях Санкт-Петербурга.   СЛАЙД 22                                    Рефлексия.

У: Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством и русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

На рисунке вы видите корабль Петра Великого. На парте  у вас есть флажок, похожий на Андреевский флаг, который поднимают на корабле.

На доске вы видите конверты с надписями, которые могут передать ваше впечатление от урока.

  • Было трудно- если вы считаете, что вы еще много не знаете
  • Хочу знать больше  -  если вы считаете, что вам было интересно                    

и  вам хочется отправиться в плавание на этом корабле. Опустите свой флажок  в конверт, который вы выбрали.   СЛАЙД 23                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В х...