Методическая разработка урока по теме "Звери-млекопитающие" для 1 класса
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данная методическая разработка поможет в проведении урока по окружающему миру в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zveri-mlekopitayushchie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звери – млекопитающие.

Цель: содействовать расширению представлений детей о  мире животных: зверях - млекопитающих.

Задачи. Образовательные:  Дать учащимся понятие «насекомоядные», «растительноядные», «хищники», «всеядные». Закрепить понятие «млекопитающие»,

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение работать  в коллективе.

Формируемые УУД: 

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты.

Личностные – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к нему; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные – работать в группах по изучению учебного материала; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Регулятивные – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения результата.

амостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи.

 Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», рабочие тетради.                       Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Громко прозвенел звонок,

 Дети:     Начинается урок.
Учитель: Я хочу вам пожелать
                 Громко, чётко отвечать,
                 Удачи в учении,
                 Улыбок и хорошего настроения!

Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой гостей. Садитесь.

2. Создание эмоционального настроя  урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

Вспоминают правила работы на уроке:

*Хочешь ответить – подними руку!

 *Говорить можно только по  теме урока при работе в парах или группах.

*Внимательно слушай учителя и товарищей!

*Внимательно наблюдай!

*Относись к одноклассникам так, как хочешь, чтобы они  к тебе относились

3. Мотивация учебной деятельности.

- Мы сегодня получили посылку,                   Слайд №1

 а вот открыть мы её сможем и узнать, кто нам её прислал, мы сможем, только в конце урока, выполнив различные задания и встречая гостей.

-Открываем первое задание

Слайд №2 «Теремок»  

- Кто оказался лишним? (Петушка и Мухи-цокотухи, не было в сказке «Теремок»)

- А по какому ещё признаку можно, считать их лишними? (петух – это птица, а муха – насекомое)

- По каким признакам вы определили, что в Теремке звери? (4 – лапы, тело покрыто шерстью, кормят детёнышей молоком)

- Кто из вас внимательный, и заметил, какого  героя из сказки «Теремок» не поместили в это задание? (Нет лягушки)

- Почему? Ведь у лягушки тоже 4 лапки. (Она не кормит детёнышей молоком, нет шерсти)

- Кто у нас остался жить в Теремке? (звери-млекопитающие)

- Кто-то может уже догадался, о ком мы сегодня будем узнавать новое и какая тема сегодняшнего урока? (звери-млекопитающие)

Презентация  слайд №3 (два щелчка)    тема урока

- Молодцы, тема урока у нас "Звери-млекопитающие" и  мы  сегодня расширим наши знания об этих животных.

- Пора переходить к следующему заданию.

Слайд №4  Просмотр отрывка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»

- Кто это такой? (мамонтёнок)

- Что с ним произошло? (потерял маму)

- А кто мама у мамонтёнка? (мамонт)

- Мы знаем, что мамонты давно вымерли, а какие современные звери очень похожи на мамонтов? (слоны)

- Правильно, слон это первый наш гость, если вы внимательно будете слушать, сможете услышать, как он с вами поздоровается.

Презентация слайд №5 (1) щелчок - Слон

- Слон – это самое крупное млекопитающее, которое обитает на суше. Обычно продолжительность жизни составляет 60-80 лет. Вес новорожденного слоненка составляет больше 100 кг. Детеныши слонов рождаются слепыми и некоторые из них сосут свой хобот для успокоения, как люди сосут большой палец. У слоненка мало  развиты инстинкты выживания, поэтому мать и другие опытные члены их стада обучают его. Мама слоненка выберет несколько нянь по уходу за ним, и таким образом, у нее будет время для своего питания, чтобы вырабатывать достаточное количество молока.

- Чем слон отличается от мамонта? (у мамонта тело покрыто шерстью)

- А как вы думаете, почему мамонт покрыт шерстью, а у слона шерсти практически нет? (мамонты жили на севере, а слоны на юге)

- А теперь отгадайте следующего нашего гостя

Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

 Не потому, что важный граф,

 А потому, что он... (жираф)

Презентация слайд №5 (щелчок) -  Жираф

- Услышать голос жирафа, мы не сможем, они разговаривают на очень высоких тонах и человек не может услышать эти звуки. 

В переводе с арабского языка слово «жираф» обозначает «нарядный», что связано с его уникальным пятнистым окрасом и статным, благородным видом.

Жираф – самое высокое животное на планете. Некоторые особи могут достигать высоты до 6 метров при весе 800 килограммов.

Длина шеи жирафа составляет 1,5 метра. Однако, чтобы дотянуться до земли, жираф вынужден широко расставлять ноги или вставать на колени.

Язык жирафа в длину может достигать 50 сантиметров.

Ежедневно жираф может потреблять около 30 килограммов пищи, проводя за этим занятием до 20 часов в день. Поскольку основной рацион животных составляет сочная листва деревьев, они способны обходиться без воды в течение нескольких недель.

- Как вы думаете, почему у жирафа тоже практически нет шерсти? (он живёт в Африке)

- Ну что встречаем следующего гостя.

Живет он там, где холода,

 И ловит рыбу из-подо льда.

 Он в шубе белой щеголяет,

 Умеет плавать и ныряет.         (Белый медведь)

Презентация слайд №5 (щелчок) - Белый медведь

- У слона и у жирафа не было такого шикарного меха, а зачем же белому медведю такая шуба? (он живёт на севере).

Несмотря на то, что вы видите на фотографиях, белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми.

Белые медведи не впадают в спячку. Они всю зиму охотятся. Белые медведи – отличные пловцы. Благодаря строению лап они изящно и довольно быстро плавают. Средняя скорость составляет 10 км /ч. А проплыть 161 километр без остановки медведям не составит никакого труда. Кстати, они проводят так много времени в воде, что некоторые учёные относят этих животных к морским млекопитающим.

- Встречаем следующего гостя

Съел он семерых козлят,

 Съесть хотел трёх поросят…

 Стал герой «Ну, погоди!»

 Но к нему не подходи.

 Он в охоте знает толк:

 Кто же это …. серый волк.

Презентация слайд №5 (щелчок) - Волк

- Посмотрите, какой у волка густой мех, а почему? (живёт там, где холодно)

- Молодцы, а где все эти звери обитают? (на суше)

- Правильно на земле и в абсолютно разных местах, и где холодно, и тепло.

При определенных погодных условиях волки могут услышать звуки на расстоянии 9 километров в лесу, и в 16 км. на открытой местности. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых 42. Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляют аккуратную цепочку следов - он ставит заднюю лапу точно за передней. Благодаря такой поступи он может бегать по любой местности и даже по глубокому снегу. В погоне за добычей  может разгоняться до 60 км/час.

- Ну, а теперь встречайте ещё одного гостя

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

"Я не остров! я же..."     (кит)

Презентация слайд №5 (щелчок)- Кит

- Кит – это самое крупное млекопитающее, которое обитает на земле. А где живёт кит? (в воде)

А каких ещё млекопитающих вы знаете, которые обитают в воде? (дельфин, морж и т.д.)

У китов нет шерсти.  А как же они греются? (у них толстый слой жира)

Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.

- Помогает китам держаться на плаву и спасает их от холода толстый подкожный слой жира (ведь жир легче воды), а также 2 надувных воздушных мешка на шее животного, словно спасательный жилет, ещё больше увеличивает его плавучесть. С помощью жёстких, но чувствительных усов кит отыскивает на морском дне моллюсков, морских ежей и крабов, которыми питается, втягивая их губами.

- Встречаем ещё одно очень необычное млекопитающее

Не поймёшь – зверёк иль птица.

 Ночью с ней не заблудиться –

 Видит всё вокруг ушами!

 Мышь, но сыр не ест с мышами.     (Летучая мышь)

Слайд №5 (щелчок)- Летучая мышь

- Правильно, это единственное млекопитающее, которое умеет летать.

- Почему тело летучей мыши покрыто шерстью? (живёт в холодных пещерах)

- Кто знает, где спят летучие мыши?

-А вы знаете, чем питаются летучие мыши? Правильно, летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых? Летучие мыши — единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.

- Молодцы, какой же вывод можно сделать о том, как помогает мех млекопитающим в их жизни? (мех согревает, в жарком климате  густой мех, не нужен)

Слайд №6   вывод: Звери имеют волосяной покров. Чем севернее живёт зверь, тем гуще и теплее его мех.

- Давайте посмотрим, как  же вы поняли? Очень сложное задание:

Слайд № 7  Распредели на группы. Звери – млекопитающие

    (север или юг, суша или вода, окраска и т.д.)

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)

 Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)

 Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

 Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

 Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

 И выходит на зарядку (марширование на месте)

 Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

 Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

- Молодцы, вы хорошо отдохнули, а теперь двигаемся дальше.

Слайд №8 Отрывок из мультфильма «Волк и телёнок»

- Скажите, пожалуйста, а в природе такое могло быть? (волк съест телёнка)

- Оказывается у зверей не только разная среда обитания, разные способы защиты от холода, но и разная пища. Давайте разберёмся, кто, чем питается.

Работа по учебнику: стр.34  .

Поработайте в парах и сделайте вывод:  На какие виды делятся животные по способу питания?

У: Рассмотрите первый рисунок. Чем питаются ёж и крот?

Д: Насекомыми.

У: Ребята, их можно назвать насекомоядными.   (слайд  9 щелчок)

У: А белка, лошадь и суслик чем питаются?

Д: Пшеницей, овсом, земляными орехами, т.е. растениями.

У: Их можно назвать растительноядными.    (слайд  9 щелчок)

У: Перечислите следующих зверей.

Д: Барсук, тигр, выдра.

У: Чем они питаются ?

Д: Животными.

У: Эти животные - хищники.                (слайд  10 щелчок)

У: А медведь чем питается?

Д: ягодами, рыбой, насекомыми, овсом.

У: Это животное - всеядное.                  (слайд  10 щелчок)

У: Какой можно сделать вывод о питании разных зверей?

Д: Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищники и всеядные.

                Чтение -Вывод в учебнике.

- Молодцы, у нас ещё с вами осталось одно задание.

Слайд №11  Накорми зверей.

- Теперь мы с вами можем открыть наш подарок.

- Это Красная книга.  Слайд №12

- Кто знает почему, она называется Красной?

Это Красная книга России, в неё входит более, четырёхсот видов животных, о некоторых из них мы сейчас узнаем.

 Слайд № 13 ( по щелчку)  

Сообщения детей о мануле, перевязке и лошади пржевальского.

МАНУЛ

О мануле смело можно сказать:  кот, да не тот.  Это  дикий  кот. Манул  не захотел быть прирученным человеком и  вообще ничего общего  с ним предпочитает не иметь, в квартирах  и с людьми  не уживается, даже если его вырастили в человеческом сообществе.  «Хозяев» не любит, даже  может отчаянно бросаться на них, а клыки у манула в три раза больше, чем у обычного котика. Манул – тот кот, который гуляет сам по себе.

Численность манула невелика и продолжает сокращаться . Он  занесен в Красную книгу России, охота на него запрещена. Сам  манул охотится ночью, на рассвете или в сумерках. Манул по характеру  нетороплив, поэтому свою добычу  выслеживает и нападает неожиданно,  из засады. Мыши и пищухи входят в основной рацион  дикого кота, но не откажется   он и от  куропатки, жаворонка, насекомых и прямокрылых, суслика или сурка.

ПЕРЕВЯЗКА

Маленький зверёк, длина тела 35 см, а весит около 700 граммов. Живёт в степях, практически всю жизнь проводит под землей. Сама она норы не роет, а только немного расширяет норы грызунов, которые живут под землей о поселяется в них.

Когда зверьку грозит опасность, перевязка  принимает  устрашающую  позу , особенно сильно распушив хвост, забрасывает его на спину (как белка), задирает голову и басом рычит, оскалив зубы. Опасных врагов у перевязки нет.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Лошадь - священной животное двадцати трех народностей. Почему эта порода так названа? Да, потому, что  её открыл во время своей  3-ей экспедиции ученый по фамилии Пржевальский.

Это  самая дикая лошадь , живёт в степях. Кстати, сам Пржевальский, на ней никогда не ездил. Уж больно дикая. Сегодня находится на гране исчезновения и занесена в Красную книгу.

- Молодцы, а теперь мы проверим наши знания...

-Поработайте самостоятельно в печатной тетради на стр.58

Слайд № 14  -Проверьте свою работу на доске.

- У кого работа выполнена также, вы молодцы! Нарисуйте смайлик с улыбкой!

  - Ребята. недаром нам с вами прислали  Красную книгу, как вы думаете, зачем?

               -Послушайте стихотворение Сергея Островского:

Если из гнезда упала птица – мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге – я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно – мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно – мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете – я в ответе.

- любите природу. Не обижайте животных, и тогда все мы будем радоваться богатству нашей планеты и будет жить повсюду красота!!!!

 Видеоклип "Живёт повсюду красота"

Итог урока.

- Молодцы, вы очень хорошо поработали, скажите, что же нового для себя вы сегодня узнали на уроке? ( ответы детей)- Я очень рада, что вам было интересно и дома  вы можете рассказать об этом мамам, папам или младшим сёстрам и братьям. Всем большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...