урок по развитию речи "Насекомые. Муравей." 4 кл.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

открытый урок по развитию речи+ презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._nasekomye.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида

г.о. Орехово – Зуево.

Открытый урок по развитию речи в 3 «А» классе

Тема урока: « Насекомые. Муравей».

учитель нач. классов Коннова Т. А.

                                                2013г.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о насекомых.        

Задачи:        

1. Знать общее строение насекомых.

2. Знать о значении насекомых в природе и жизни человека.

3. Уметь отвечать полными грамматически структурированными фразами.

4. Уметь концентрировать внимание на выполнении заданий.

5. Иметь представление о необходимости охраны полезных насекомых.

Оборудование:

карточки с изображением муравья, карточки с изображением схемы «Животные», карточки «профессии» муравьёв.

Демонстрационный материал:

мультимедиа – презентация.

Речевой материал:

муравейник, личинки, муравей – древоточец.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

- Ребята, посмотрите в окно и на картинку. (Приложение – слайд 2).

- Скажите, какое сейчас время года? (Весна)

- Назовите признаки весны.

- Назовите месяцы весны.

- Какой сейчас месяц весны?

- Какой урок?

2.Актуализация знаний.

- Ребята, чтобы узнать над какой темой мы сегодня будем работать нам предстоит разгадать кроссворд. (Приложение – слайд 3).

Учитель читает загадки, дети отгадывают, постепенно заполняя кроссворд.        

Загадки

1.На лугу живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь. ( Кузнечик)

2. Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)

3. Я поменьше, чем пчела

А зовут меня… (Оса)

4.Домовитая  хозяйка пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. ( Пчела)

5. Летит пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. ( Стрекоза)

7. Кто над нами вверх ногами?

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? ( Муха)

8. Без работы хоть убей

Жить не может… (Муравей)

- Итак, ребята, прочитайте слово по вертикали. О ком мы сегодня будем говорить? ( О насекомых). ( Приложение – слайд 4).

- Ребята, скажите, что общего у всех насекомых?

- О каком насекомом мы говорили на прошлом уроке?( о мухе)

- Муха это полезное или вредное насекомое?

- А теперь внимательно посмотрите на картинку , закройте глазки и сосчитайте про себя до 3.

- Скажите, какого насекомого не хватает на картинке?( муравья)  (слайд 5).

- Правильно, сегодня поговорим о муравьях. (слайд 6,7).

- Давайте запишем в тетрадь число и тему « Насекомые. Муравей».

- Вы познакомитесь сегодня с жизнью муравьёв, с их внешними признаками, научитесь беречь этих полезных насекомых. Это главные задачи нашего урока.

Словарная работа. (чтение и разбор слов данных на доске).

3. Сообщение нового материала.

- Ребята, муравьи бывают разных видов: муравей садовый, муравей – древоточец, рыжий лесной муравей.(слайд 8,9,10).

- Они различаются по месту жительства, питанию, и многому другому.

- Но у всех муравьёв есть и общие черты: строение тела. Ребята, посмотрите на экран и на карточки с изображением муравья у вас на партах.( слайд 11).

- Сейчас мы подпишем части тела муравья. Тело муравья делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. От груди муравья отходят 3 пары лапок, как у мухи и у всех других насекомых.(подписывают).

- Сколько лапок у 3 муравьёв, у 2?        

-Ребята, а как называется жилище муравья? (слайд12).

- Чёрный садовый муравей живёт неподалёку от человека, строит небольшие муравейники из песка в садах.

- Муравей – древоточец устраивает свои гнёзда внутри старых деревьев.

- Рыжий лесной муравей строит муравейники в лесу из веточек и хвоинок.

- Ребята, кто из вас видел муравейник? Помещал ли кто – нибудь  в муравейник прутик? Что делают муравьи? Пробовал кто – нибудь после этого лизнуть прутик? Он становится кисловатым – это муравьиная кислота. Её используют в лекарственных целях.

- Муравейник рыжего лесного муравья – это самое уникальное жильё в мире животных. Это сооружение рассчитано на многие годы. Муравейник можно назвать не просто домом, а целым городом. В котором есть множество тайных ходов, тоннелей, кладовые, места для отдыха, погреба и даже «детский сад», где ухаживают за личинками и молодыми муравьями.

Муравейник состоит из двух частей, почти равных по размеру: подземной и надземной. В подземной части множество ходов и камер. Там располагаются запасы корма, проходит зимовье муравьёв. Верхняя часть, которую мы видим сложена из веток и хвоинок. Она служит местом отдыха рабочих муравьёв, для развития и роста личинок.

Итак, муравейник рыжих лесных муравьёв – это уникальный город, в котором проживает многомиллионная семья муравьёв. Только глупый и очень злой человек может разрушить такой дом или воткнуть в него палку.

- Муравьи, ребята, могут предсказывать погоду. Послушайте стихотворение.(Ученики инсценируют  стихотворение).

Муравей, постой, постой.

Почему спешишь домой?

- Что ж не видишь, стрекоза,

Надвигается гроза?

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной.

(А. Тараскин).

- Итак, ребята, что может предсказать муравей?

- А теперь поговорим о муравьиной семье.

- Муравьи живут дружными трудолюбивыми семьями. В муравьиной семье распределены обязанности. Послушайте стихотворение и назовите «профессии» муравьёв.(Ученик читает стихотворение).

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом

У них обычаи свои

И муравейник – дом

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

(С. Михалков).

- Самая  главная в муравейнике – это         царица.(слайд 13). Она только откладывает яйца и тем самым увеличивает семью муравьёв. За это её все берегут, ухаживают, кормят.(Ученики поочерёдно выходят к доске и прикрепляет карточки с  «профессиями муравьёв»).

- Яйца, которые откладывает царица хранятся в специальных камерах, где из них появляются личинки, а затем и муравьи.

Есть в муравьиной семье – муравьи – няньки. Они берегут яйца, ухаживают за личинками, кормят молодых муравьёв.

Также в муравьиной семье есть рабочие муравьи, они постоянно обновляют и строят крышу муравейника.

Для поиска пищи есть муравьи разведчики, которые могут уйти на большое расстояние, найти пищу и сообщить об этом своим родным специальным запахом. Затем муравьи – добытчики спешат к этому месту и доставляют пищу в муравейник.

Для охраны муравейника есть муравьи – стражники, которые при опасности сообщают своим сородичам об угрозе нападения, а сами вступают в схватку с врагом, даже если тот больше его и сильнее.

Рыжие лесные муравьи приносят очень много пользы лесу. Они питаются вредными насекомыми, и за сутки одна муравьиная семья уничтожает от 10 до 30 тысяч вредных насекомых, тем самым поддерживает в чистоте огромные участки леса. Если в лесу муравейники исчезают, то лес начинает засоряться и погибать.(слайд 14).

В некоторых областях нашей страны рыжие лесные муравьи занесены в красную книгу и их охраняют. Люди давно заметили пользу этих насекомых и научились переселять муравейники в те леса, которые гибнут от нашествия вредителей.( слайд 15).

- Ребята, мы с вами многое узнали о муравьях, а теперь давайте отдохнём. А поможет нам ещё одно насекомое из произведения К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».(слайд 16).(Учитель читает произведение, ученики имитируют движения).

4. Закрепление знаний.

- Ребята, мы отдохнули и теперь посмотрим, как хорошо вы усвоили знания прошлого урока и сегодняшние.

- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на партах и определите, в какую колонку нужно отнести насекомое – муравья и муху, запишите.(слайд 17).

- А теперь проверим. Молодцы! А почему именно так вы выполнили задание?

- Следующее задание: посмотрите на экран (слайд 18), прочитайте все определения и запишите в тетрадь номера тех определений, которые относятся к муравью.

- Выполнили? А теперь проверим. Молодцы!

- А теперь давайте подберём к слову муравей слова признаки, которые характеризовали бы его.(слайд 19). На какие вопросы отвечают слова – признаки?

- Следующее задание: составьте по схеме предложение о муравье. (н.п. Муравей маленький и трудолюбивый.).

5. Подведение итогов, оценивание.

- Какая тема урока?

- Какие задания выполняли?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Как должны относится к муравьям? Почему?(слайд 20,21).

- Урок закончен. Спасибо за урок.(слайд 22).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Урок психологического развития. 2 класс.

Урок психологического развития. 2 класс.Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.Развитие пространственных представлений.Развитие воображения....

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"

Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...