конспект урока окружающего мира в 3 классе " Две стороны экономики в контексте экологической культуры"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок построен в соответствии с ФГОС.  Рассматриваются понятия " Экономика", " Экология", " Опасные сторны экономики", " Проект", " Экологический прогноз"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МБОУ СОШ №6 г. Томмота МО « Алданский район»

                                                 Урок окружающего мира в 3 классе

           « Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

                       Учитель: Мулдуянова Надежда Анатольевна

Урок окружающего мира « Две стороны экономики в контексте экологической культуры»

3 класс

Цели деятельности
педагога

1) Ознакомить учащихся с двумя сторонами экономики и их связями с экологией,  строить простейшие экологические прогнозы, воспитывать экологическую культуру с детства.

2)Отработать и закрепить приемы и операции пикировки  растений .

Тип урока

Урок- проект

Методы и формы
обучения

-Объяснительно-иллюстративный, практический;

-индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Технологии

Проектные технологии, исследовательские, технология задавания вопросов.

Основные понятия
и термины

понятия « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект».

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, мультимедийная презентация по теме,  готовые домашние проекты, карточки- задания.

Оборудование

Учебник, карандаши, стаканчик с водой, палочка для пикировки, салфетка, рассадники с землёй, клеёнка, рассада.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения:

Знания: овладеют понятиями « Экономика» и « Экология», « Экологический прогноз», « Опасные стороны экономики», « Проект».

Умения: научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией.

                  Универсальные учебные действия ( УУД):

Регулятивные: будут ориентироваться в связях экономики и экологии, правильно строить экологические прогнозы, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в технологических  таблицах. 

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации,  понимать заданный вопрос,  в соответствии с ним строить устный ответ, осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать схемы.

Коммуникативные: овладеют формулировкой собственного мнения и позиции, умению задавать вопросы, договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: будут мотивированы  к учебной и творческой деятельности, сориентированы на желание участвовать в обсуждении глобальных проблем человечества, в частности опасных сторон экономики и воспитания экологической культуры ( на примере школьного проекта) и личного вклада в экологическую культуру.


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока

Работа по презентации .

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня наш урок на тему «Две стороны экономики в контексте экологической культуры» посвящен изучению полезной и опасной сторон экономики,  и как  человек, обладающий экологической культурой, может повлиять на благоприятный исход опасных сторон экономики.

-Вы научитесь определять связи экономики и экологии, строить экологические прогнозы, проектировать свой маленький вклад в дело озеленения школьного двора в рамках районного проекта « Экология начинается со двора» (пикировка рассады цветов).

-Работа будет групповая и каждый из вас ответственен за работу своей группы ( культура общения внутри группы, культура труда).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию.

Фронтальная

Личностные: имеют  мотивацию к учебной

и творческой деятельности, понимают  личную  ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

11. Проверка домашнего задания

5 мин

Презентация проектов «Семейный бюджет»

Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним о теме « Семейный бюджет» Вы должны были дома приготовить мини- проект « Бюджет моей семьи».

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего он нужен?

- Чему равна общая сумма расходов вашей семьи за 1 месяц?

- На что больше тратятся деньги в вашей семье?

- Какая наука удовлетворяет наши потребности? ( экономика)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, презентуют свои работы через доходы и расходы.

Фронтальная

Личностные: понимают значимость семейного бюджета.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

I1I. Изучение

нового материала

16 мин

1. Самоопределение к деятельности

Работа на карточках

2.Беседа об экологической катастрофе, презентация катастрофы через иллюстрацию.

3. Технология «Задавания вопросов» 

4. Беседа по представленному  учителем сообщению.

5. Определение полезных и опасных сторон экономики.

6. Экологические прогнозы.

\

7. Физкультминутка.

2мин

1. Дополните предложения:

- Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется ……….( экологией);

- Удовлетворение разных потребностей людей- главная задача………( экономики).

- Как вы думаете, связаны между собой экономика и экология?

 -На этом этапе урока мы с вами узнаем об экологических катастрофах,  о двух сторонах экономики- полезной и опасной и решим, как мы можем помочь в разрешении таких ситуаций.

( на фоне иллюстрации из презентации- приложение 1)

Потерпело аварию судно, которое везло нефть,- нефтеналивной танкер. Нефть вылилась в море, растеклась по поверхности воды, покрыла берега.

Рассмотри рисунок. Видишь, как пострадали птицы. Многие погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре погибнут водоросли, морские моллюски, крабы. Они задохнутся, потому что нефтяная плёнка не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих  местах, не смогут ловить рыбу.

Так нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

 

- А теперь , ребята, задайте мне вопросы по моему сообщению  по технологии задавания вопросов.

1 тип вопросов- на уточнение.

- Правильно ли я Вас понял, что …………

( учитель отвечает только « Да» или «нет»)

2 тип вопросов- на расширение.

- Если Вы говорили о том-то, что Вы имели в виду?

                            или

-Что Вы имели в виду . когда говорили о том-то?

3 тип вопросов- констатация.

- Что полезного я взял из выступления…

- Ребята, а гдев моём выступлении  экономика и где экология?

- Где здесь полезная сторона экономики?

- Где опасная сторона экономики?

 

- У экономики  две стороны. Одна- необходимая и полезная продукция, без которой нам не прожить. А другая- вред, который наносится окружающей среде  при производстве этой продукции. Все отрасли экономики в той или другой мере вредят окружающей среде.

- Определите, пожалуйста, полезные и опасные стороны экономики.

1. Сельское хозяйство

Полезная сторона-

Опасная сторона-

2. Металлургия

Полезная сторона-

Опасная сторона-

Сегодня нередки случаи отравления грибами, рыбой. Почему это происходит?

- Сделайте, пожалуйста, экологические прогнозы к следующим ситуациям:

1 группа: В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2 группа: На берегу озера решено было построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

3 группа: Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Ветер несёт загрязнённый воздух в жилые кварталы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смог

Мы сейчас отдохнём.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть

Подписывают нужные слова,

отвечают

на вопросы.

На интерактивной доске даются правильные ответы.

Дети слушают.

Из каждой группы дети задают вопросы согласно технологии задавания вопросов.

Дети отвечают, что экономика- это морской транспорт, природные богатства- нефть.

Экология- связь животных и растений моря  с загрязнением.

Поясняют, что транспорт и полезные ископаемые- полезная сторона экономики, а опасной стороной  является разлив нефти, пожар на танкерах, гибель птиц и морских обитателей.

Дети отвечают, что полезная сторона сельского хозяйства- это продукты питания, а опасная сторона- загрязнение почвы ядохимикатами, выращивание опасных для здоровья продуктов.

Полезная сторона металлургии- это производство металлов, а опасная- загрязнение воздуха и воды, нерациональное использование природных богатств.

Дети дают ответы, что если грибы произрастают около дороги, по которой ездит транспорт, то они накапливают в себе ядовитые вещества.

Рыба непригодна в пищу из-за слива в реки отравляющих химических веществ.

Работа в группах.

Устные ответы детей.

Физические упражнения

.

.

Работа в парах при проверке задания.

Групповая работа

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Групповая

групповая

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать вопросы взрослому человеку, умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с творческой задачей; умеют различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставят новые творческие и учебные задачи.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.

Познавательные: организовывают творческое пространство.

Письменные и устные ответы.

Слушание.

Вопросы учителю.

Ответы на вопросы учителя.

Ответы на вопросы

1V. Твор-ческая практическая деятельность

1. Просмотр мультимедийной презентации

2. Метапредметная работа.

10 мин

– Ребята, вы в данный момент можете помочь этой катастрофе?

-Наша школа реализует проект « Экология начинается со двора». Он идёт уже давно. Посмотрите презентацию.

( после просмотра презентации)

- Какую посильную помощь вы можете оказать своему родному школьному двору?

( посадить рассаду цветов, убрать осенью и весной двор от растительных остатков)

- Сегодня  мы распикируем рассаду целозии.

У каждого у вас на столах рассада целозии. Вы имеете представление, какой это цветок?

  1. У вас лежат листочки с описанием этого цветка.

Задача каждой группы: прочитать описание и сказать,  какой тип текста у вас: текст-описание, текст-рассуждение или научно-публицистический.

 Внимательно прослушайте тексты каждой группы и по ним определите нужный цветок из нескольких предложенных на картинке.

1 группа- Целозия (Celosia, от греч. kelcos – «горящий, пламенный, пылающий») – многолетнее, но чаще однолетнее декоративно-цветущее растение рода Celosia семейства Амарантовые (Amaranthaceae). Название происходит из-за яркой и сочной окраски соцветий. Корни целозии в Африке, Южном Китае, Америке и Восточной Индии. В роду известно около 60 видов. Самые распространенные – целозия перистая (С.Plumosa) и целозия гребенчатая (C. cristata).
По виду и форме цветков целозии можно подразделить на: перистые, колосковые и гребенчатые.

2 группа- Целозия- очень необычный и красивый цветок. Очень красивы его удлинённые листья на высоких стеблях.Яркие соцветия напоминают яркий петушиный гребень или перья.

3 группа- Целозия- красиво- цветущее растение. Целозия бывает гребенчатой, потому что её соцветия напоминают петушиный гребень. Она бывает и перистой, так как её соцветия могут быть похожими на перья.

- А теперь подойдите к презентации и поставьте галочку около этого цветка. Молодцы!

2. Вы , наверно, слыхали такое выражение : « Экономика должна быть экономной»?

- Посмотрите на пачку семян. В ней 1 г семян. Купили мы её за 25 рублей.

Мы посадили целозию, взошли молодые побеги. И их много. Если весной купить рассаду, то каждый корень будет стоить от 5 до 15 рублей .

- У каждого из вас по 5 корешков рассады.

Ваша задача: сосчитать, сколько будет стоить весной ваша рассада при цене 1 корешка- 12 рублей.

12х5=60, 60х4=240 ( группы по 4 человека)

12х5=60, 60х5=300 ( группы по 5 человек)

- Найдите свой ответ на презентации и обведите его:

240, 300, 340.

- А теперь сосчитайте, сколько будет стоить вся наша рассада.

300+300+240=840 руб.

-Выгодно? Это полезная сторона экономики?

  1. Пикировка рассады в горшочки.

- У вас, ребята, на столах горшочки с политой землёй.

Ваша задача: при помощи технологической карты

( Приложение 2) распикировать по 1 кустику рассады в цветочный горшок. Соблюдайте культуру труда.

В процессе просмотра работ организует обсуждение, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критерию: аккуратность.

- Вы делаете первые шаги в овладении экологической культурой , ребята. От того, как мы будем относиться

к природе, зависит наше будущее.

Дети определяют, что не в их силах помочь в этой экологической катастрофе.

Смотрят презентацию

Работают по описанию, находят нужный цветок на слайде и ставят галочку.

Делают математические расчёты.

Пикируют рассаду.

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Групповая

индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации о школе  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. 

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют интерес к интересному растению Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных  текстов  одноклассников, анализируют  информацию.

Внимательность

Аккуратность и правильность

правильность

точность вычислений

аккуратность

v. Закрепление изученного материала.

6 мин

- А теперь закрепим наши знания.

Сделайте экологический прогноз такой ситуации:

В  нашем школьном дворе перестали сажать цветы, вырубили все кустарники и деревья, площадку покрыли асфальтом.

Рефлексия:

- А теперь послушайте Вику Кузнецову, ученицу  7 класса. Она пришла к вам с сообщением из своей будущей исследовательской работы о роли растений на школьном дворе.

-Деревья и кустарники, произрастающие в городе, ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют санитарно-защитные, водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат и своеобразный облик города.

Устойчив к загрязнению воздуха  тополь. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.

Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы

Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дубы зимний и красный, ель, сосна, тополь, черемуха и др. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных.

Для сравнения за 5 летних месяцев поглощает углекислого газа , сосна -10 кг, ель – 6кг, а взрослый тополь - целых 44 кг.

Посмотрите, сколько кг углекислого газа поглощают деревья на школьном дворе.

Деревья школьного двора

Тополь- 19 деревьев  ( 44кг х 19=836 кг)

Черёмуха- 7деревьев

Лиственница- 14 деревьев

Сосна- 22дерева ( 10 кг х22=220 кг)

Ель- 19        деревьев ( 6 кгх19=114 кг)

Осина-8 деревьев

Берёзы- 16 деревьев

Ива-1 дерево

Жимолость- 9 деревьев

Кедр-10 деревьев

Рябина-10 деревьев

Шиповник-4 дерева

Смородина-15 кустов

836+220+114=1170 кг углекислого  газа за 5 летних месяцев поглощают только те деревья, которых больше произрастает в школьном дворе. Это ещё не всё. На следующих уроках мы продолжим нашу работу.

Делают прогноз

Слушают ученицу, рефлексируют.

фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и старших школьников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Устные ответы

V1. Итог урока

Рефлексия .

2 мин

- Какой вред окружающей среде наносит экономика?.

- Можно ли назвать наш урок проектным? Почему?

-Возьмите в руки чистый зелёный лист бумаги и сомните его. Передавая его друг другу, мните. А теперь расправьте и разгладьте. Удалось его разгладить? Нет.  Вот такие следы оставляют опасные стороны  экономики на «лице» Земли.

-Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, человек должен предвидеть вероятность их возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди должны выполнять главную задачу- сохранить нашу планету для потомков.

Сегодня вы хорошо поработали и усвоили основные понятия урока. Оценки:………………………………..

Отвечают на вопросы учителя.

фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно отвечать на вопросы, делать выводы.

Устные ответы.

V11.Дом.задание.

Раздача семян кустарников и деревьев для посадки семьями учеников.

2 мин

- Ребята, нам в школу пришла посылка от бывшего ученика школы Курова  В.С.. Он прислал нам семена кустарников и деревьев , произрастающих в г. Томске. Он считает, что наш город Томмот находится на одной широте с городом Томском и эти растения приживутся у нас.

Я вам сейчас раздам семена липы мелколистной, бересклета, клёна татарского, сирени венгерской, черёмухи виргинской, клёна Гинкала, туи западной, ясеня пенсильванского.

 Ваша задача: посадить эти семена вместе с родителями дома по инструкции, выходить и принести в школу для озеленения школьного двора. У нас очень большая надежда на вас, ребята. Так хочется , чтобы Томмот стал городом- садом.

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к педагогическому доверию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Экономика"

Для чего нужна экономика. Чему учит экономика.Цель:р аскрыть роль экономики в нашей жизни....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Отрасли экономики"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Отрасли экономики"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»

Конспект урока окружающего мира3 классТема: «Экологические проблемы современного города»Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем сов...