Урок окружающего мира "Александр Невский. Ледовое побоище", 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Серова Елена Николаевна

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Александр Невский. Ледовое побоище"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serova_e.n._om_3klass_.doc29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Серова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 25»

г. Нижнекамска

Предмет: Окружающий мир

Класс:3

Тема урока: «Александр Невский. Ледовое побоище»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

1. Формировать предметные умения:

- познакомить с исторической личностью Александром Невским, битвами – Невская и Ледовое побоище, показать роль в истории Руси Александра.

приводить примеры;

-развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;

2. Формировать УУД:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности(Регулятивные УУД);

- формулировать проблемный вопрос с помощью учителя; строить осознанное речевое высказывание; моделировать(Познавательные УУД);

- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников)(Коммуникативные УУД).

Оборудование:

- учебник «Окружающий мир». Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков,  стр. 29-33.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

- Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем.

Давайте вспомним самое основное и выполним исторический диктант

- Образование Древнерусского государства.

-

Создание проблемной ситуации

(8 мин)

Соединим

Рюрик                     создал единое Древнерусское государство

Князь Игорь          

Князь Святослав

Князь Олег

Владимир

Ярослав Мудрый

Александр Невский

Итак, возникла проблема?

- Чем мы с вами будем заниматься сегодня?

- Это и будет темой нашего урока.

Александр Невский. Ледовое побоище.

- На какой вопрос будем искать ответ?

Уточняет вопрос и  фиксирует на доске.

- Это и будет цель нашего урока.

Рюрик призван новгородцами править в их городе, был посредником во главе союза трёх племён.

Князь Олег создал единое Древнерусское государство.

Князь Игорь – преемник Олега.

Святослав – сын князя Игоря и Ольги.  Его отличает жаждавоинских подвигов, храбрость в бою. Это служило укреплением молодого государства.

Владимир Святославович-увидел возможность сплочения государства в принятии единой веры- христианства.

Ярослав Мудрый – при его правлении росли и обустраивались русские города

-Не знаем, кто это Александр Невский

Узнать об Александре Невском; что значит Ледовое побоище.

Открытие нового знания

(15 мин)

(15 мин)

-Ну, что ж, давайте создадим исторический портрет.

-Своё имя князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, своё Отечество от врагов.

- Что такое Отечество?

- Кто такие защитники Отечества?

- Можно ли назвать защитников Отечества героями?

-Сегодня вы узнаете о спасителе земли русской, защитнике нашего Отечества – Александре Невском.

- В 1240 году В устье реки Невы вошли шведские войска.

- Русское войско одержало на Неве блестящую победу.  Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси.

-Теперь вы поняли, почему его прозвали Невским? (звучит кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»).

- Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Они начали захватывать и грабить русские города. И опять Александр Невский поднялся на защиту родной земли. Он решил заманить рыцарей на лёд….…….Чудского озера. Лёд затруднял движение тяжёлой рыцарской конницы – ведь не только всадники, но и кони были покрыты тяжёлыми металлическими доспехами. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошла решающая битва. Обычно немецкие рыцари перед боем строятся тупым клином, «кабаньей головой» или «свиньёй» (слайд карты). Острие и стороны «свиньи» составляют закованные в железо рыцари на конях. Внутри «свиньи» стоят пешие воины. В бою обычно мощным ударом клин рассекает строй противника, дробит его на части и обращает в бегство. Далее пешие воины преследуют и по частям уничтожают убегающих.

- Как вы думаете, что означает выражение «подложить свинью»?

- Проверьте по словарю своё предположение.

Работа с картой (слайд)

-Александр хорошо знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев. Как только немецкое войско вступило на лёд озера и двинулось на ополченцев, они стали с боем отступать. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперёд. Но русские воины по сигналу Александра бросились и справа, и слева на малоповоротливую рыцарскую колонну. Во главе

дружины был сам Александр. Мужественно сражались русские воины и одержали победу. Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью доспехов и коней ушла под лёд.(видеоролик)

В переводе с греческого имя «Александр»

означает «защитник людей»

- Отечество – это Родина, родная земля, Россия.

-  Это те, кто защищает Родину.

- Защитники (герои) иногда отдают свою жизнь ради Отечества.

Самостоятельно читают статью

Один ученик читает вслух, остальные про себя.

- Сделать большую неприятность кому-либо.

Применение нового знания

(10 мин)

- Составьте синквейк Александр Невский

Карточки Найди ошибки

До начала работы предлагает критерии оценивания.

- Предлагаю следующие критерии оценивания работы:

«5» - нашли 8 ошибок

«4» - нашли 6-7 ошибок

«3» - нашли 5 ошибок

- Договоритесь, кто какую работу будет выполнять.

Организует фронтальную проверку.

Используя данные критерии, предлагает оценить работу группы (одному или каждому участнику).

3. Организует выполнение д /з. Используя с.33,  подгот.сообщ.

Работают в группах. Выполняют задание на листочках.

Договариваются, кто какую работу будет выполнять: писать, говорить, представлять результат.

Рефлексия учебной деятельности

(10 мин)

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал …..

Теперь я могу ….. .

Меня удивило …. .

Мне захотелось …

В 2009- в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических  личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом  нации  стал Александр Невский.

Выполняют письменно задание на листочках 3-5 минут.

Желающие озвучивают записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Невский. Ледовое побоище. 4 класс "ПНШ"

Презентация к уроку "Ледовое побоище" 4 класс программа "Перспективная начальная школа". В презентации найдёте вопросы для повторения предидущего материала, задания по изучению новой темы, карты, пояс...

Урок окружающего мира по теме "Александр Невский. Ледовое побоище" (программа Л.Занкова)

Урок окружающего мира в 3 классеТема: Александр Невский. Ледовое побоище.Цель: - Формирование представлений о роли князя Александра Невского в российской истории, о значении победы над крестоносцами в...

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Учить дават...

Занятие по внеурочной деятельности " Александр Невский.Ледовое побоище"

Занятие посвящено военным и православным  подвигам Святого А. Невского....

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...