Конспект урока Тема: " Весна"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Агапова (Слесарева) Анастасия Игоревна

План-конспект урока окружающего мира на тему: "Весна" ( 1 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir._vesna_1_klass.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила учитель начальных классов

г. Ростова-на-Дону  МБОУ «Школы №22»

 Агапова А.И.

Окружающий мир (1 класс).

Тема: Весна.

Цель: познакомить с изменениями в живой и неживой природе весной.

Задачи:

Образовательные:
- Повторить изученную тему «Весна»
- способствовать правильному пониманию изученного материала.

Развивающие:
- развить четкое представление о времени года – весна;
- развить  умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

- развитие творческих способностей.

Воспитывающие:
- Воспитывать представление о изменениях происходящих в природе весной;
- Воспитывать любовь к окружающему нас миру.

Оборудование: Иллюстрации, учебник, чистые листики, схема.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята! Посмотрите все ли у вас, на партах? Учебник, пенал? Присаживайтесь.

Начинается наш урок.

2.Актуализация опорных знаний.

Что вы проходили на прошлом уроке?

Что вы узнали?

Посмотрите на доску, что вы видите?

Это не просто листочки, под листами спрятались слова, вы поможете мне их отгадать?

Давайте тогда начнем.

1. Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,

Посевы поливаю.
Движения полна,

Зовут меня …

2. А кто знает, что происходит весной?

Из—за чего происходят все изменения?

3. Где происходят изменения,

Когда снег тает , это природа?

А какая?

4. Когда птицы прилетают, это природа? Какая?

5.Где еще происходят изменения?

Например, когда люди снимают теплую одежду и одевают более прохладную. Как можно назвать такие изменения?

Весной происходит потепление, поэтому происходят изменения в неживой природе, в живой природе и в жизни людей.

Молодцы, давайте теперь разберем, какие же изменения происходят в неживой природе.

Послушайте рассказ, запоминайте все изменения.

Первое, что бросается в глаза при наступлении весны - это с каждым днём убывающий снег. Он тает прямо на глазах. День-другой и уже повсюду журчат весёлые ручьи. Не отстают и сосульки: звенит капель, сверкает на солнце хрустальная бахрома крыш.

Дни становятся длиннее и теплее - ведь Солнце поднимается всё выше над горизонтом.

Ночью слышен гул - это лёд на реке оседает, начинается ледоход. Реки от избытка воды выходят из берегов, затапливая низины - половодье. Тут уж не до игр возле реки: того и гляди, оторвётся льдина от берега - быть беде.

От земли идёт пар, почва оттаивает, наполняется влагой. Высокое голубое небо иногда затягивается тучами, вот-вот сверкнёт молния, прогрохочет гром - это первая гроза и из туч на землю хлынет дождь, а не снег, как было зимой.

Весенние ночи темны, всего три ярких звезды льют свой призрачный свет на Землю. Наиболее приметное созвездие весеннего неба - Лев.

 Итак, что вы можете мне рассказать, какие изменения происходят в неживой природе весной.

6. Переходим к живой природе

На какие 2 группы мы можем ее разделить?

Что у нас относится к живой природе?

Прослушайте теперь рассказ, изменения растений весной.

Растения весной
С изменениями в неживой природе происходят изменения в жизни растений, животных и людей.
Весне радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни растений всасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами.
Еще одно заметное изменение в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы станут лиловыми, а потом синими.

 Что мы можем выделить, какие изменения происходят в жизни растений?

Прослушайте несколько рассказов об изменениях у животных весной. Запоминайте изменения.

Птицы весной.
Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке.
Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними — жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе  корм.
Прошлогодние семена  вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.
В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых.
Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.

В апреле прилетают аисты. Прохаживаясь по лугам, аист ищет пищу — лягушек и насекомых. В это время аисты устраивают свои гнезда. Похожи они на кучи хвороста, которые птицы сооружают на невысоких деревьях и крышах домов.

Что происходит с птицами и насекомыми весной?


Звери весной
С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, волчата, лисята и многие другие звери.
Сразу же после рождения зайчата начинают играть, бегать и учиться прятаться от врагов. Они даже не замечают, как остаются без надзора. У зайчихи такое жирное и питательное молоко, что, накормив детенышей, она может покинуть их на два-три дня. Уже через две недели после рождения зайчата становятся полностью самостоятельными. Они сами ищут себе пищу — ветки, кору кустарников, траву, побеги молодых деревьев.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Матери продолжают кормить их молоком, но вскоре зверята приучаются самостоятельно отыскивать насекомых, прошлогодние ягоды, луковицы растений и молодую траву.
Весной у многих зверей начинается линька — зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Теряют свои белые перышки и куропатки, а на их месте отрастают бурые и серые. У лосей и косуль вырастают новые рога.


В конце марта рождаются поросята у диких свиней. У маленьких поросят на спине и боках видны яркие продольные полосы, которые через три месяца исчезают. У самки рождается по десять — двенадцать поросят. Растут они быстро, и через полгода поросенок уже весит 100 килограммов.

Какие изменения происходят у зверей?

Нам осталось выяснить, что происходит в жизни людей, весной. Прослушайте рассказ

Труд людей весной
Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Что происходит в жизни людей, весной?

Молодцы, теперь наша схема полностью заполнена, давайте повторим

- Что происходит весной?
- Какие изменения происходят в жизни людей?

-Какие изменения в неживой природе?

- Какие изменения происходят в живой природе у растений?

-Какие изменения происходят у животных?

Время года Весна

Весной тает снег, растения начинают цвести, некоторые животные пробуждаются от спячки, линяют,  птицы прилетают с юга.

Белые листы

Да

Весна

Потепление

Неживая

Живая

Изменения в жизни людей

Тает снег;

Весенняя капель;

Ледоход;

Половодье;

День длиннее и теплее;

Солнце выше;

Первая гроза;

Созвездие-Лев.

Растения и животные

Набухают почки;

распускаются листья;

Первая трава.

Насекомые греются на солнце;

Прилетают птицы;

Птицы вьют гнезда;

Появляются птенцы;

Линька;

 Звери просыпаются;

Появляются зверята.

Посев;

Смена одежды;

Высадка деревьев;

Побелка деревьев;

Посадка цветов.

Потепление

Посев;

Смена одежды;

Высадка деревьев;

Побелка деревьев;

Посадка цветов.

 Тает снег;

Весенняя капель;

Ледоход;

Половодье;

День длиннее и теплее;

Солнце выше;

Первая гроза;

Созвездие-Лев.

Набухают почки;

распускаются листья;

Первая трава.

Линька;

 Звери просыпаются;

Появляются зверята,

Насекомые греются на солнце;

Прилетают птицы;

Птицы вьют гнезда;

Появляются птенцы.

3.Физминутка.

Устали, вставайте, давайте разомнемся

Весенняя песенка 


Снег теперь уже не тот —

(махаем головой)
Потемнел он в поле.

(руки вперед выставляем)
На озерах треснул лед,

( топаем ногой)
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,

(бег на месте)
Небо стало выше.

(ручки высоко вверх)
Зачирикал воробей

(показываем ручками, как чирикает воробей)
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,

(шагаем)
И на вербах серебром
Светятся сережки

(Трогаем за мочки уши)

4.Закрепление

Откройте свои учебники на странице №42 задание 1

Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? Какие признаки весны изображены?

Молодцы, а теперь отгадайте мои загадки.

Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает...
Когда это бывает? (Весной)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. ( Жаворонок)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)

Меня ждут не дождутся,
Как увидят — разбегутся. (Дождь)

Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу — не найду. ( Молния)

Заревел вол,
На сто гор,
На тысячу городов. (Гром)

Молодцы справились, давайте теперь посмотрим на следующее задание.

Кого можно встретить в лесу?

Выберите на доске

Правильные ответы: еж, лось, белка, заяц, лиса, медведь, дятел, волки.

 Выполним следующее задание

Как расположено солнце в полдень весной?

 Тогда какая картинка нам подходит?

Почему?

Разберем следующее задание, внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос:

Почему листочки распустились на  ветках только в правом сосуде?

Правильно, распуститься листьям весной помогает тепло и вода.

Откройте страничку №44, прочитайте текст( по очереди)

Правильно ли медвежонок рассказал про весну?

А как правильно, поправьте медвежонка.

Зимой ты помогал синицам прокормится. Они помнят твою заботу и хотят жить рядом с твими домом, но не могут найти подходящее дупло для гнезда. Если ты захочешь помочь им, сделай домик из досок, как показано на следующей странице.

А сейчас вы попробуете сами нарисовать домик для синичек, таким, каким бы вы хотели его сделать.

 Выходите по одному к доске и расскажите о своем домике для птиц.

Тает снег, животные вышли, птички поют, бабочки летают, деревья начинают цвести.

Высоко

Первая

Потому что солнце светит высоко, и в полдень весной у предметов находящихся под солнцем нет тени. 

На первом рисунке ветка стоит в вазе, в которой не налито воды. Чтобы листочки появились, нужна вода

Во второй вазе ветка мерзнет в холодильнике. Чтобы листья распустились им нужно тепло.

А на третьем рисунке все есть и тепло и вода

Нет

Весна начинается в марте. Становится теплее, тает снег и на реках начинается ледоход. Первыми прилетают скворцы и грачи. Птицы весной откладывают яйца, а потом когда из них вылупляются птенцы, они их кормят. В начале весны птицы начинают строить гнезда, а на деревьях распускаются листья. Начинают сажать растения и пахать землю, чтобы осенью собрать плоды.

6. Подведение итогов

К сожалению,  наш урок подошел к концу, все молодцы.  До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"

Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация....

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...

Конспект урока «Признаки весны» по предмету «Окружающий природный мир», 2 класс (обучение по СИПР).

Цель: формирование представлений о весне и признаках наступления весны.Задачи:Образовательные:- формирование представлений о характерных признаках весны;- расширить представления ребенка о весне;- обо...