Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Егорова Дарья Дмитриевна

Урок на тему "Где живут белые медведи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5

Тема: «Где живут белые медведи?»

Цель: дать первичные представления о белых медведях и их месте обитания.

Использованные элементы ТРИЗ: создай паспорт, составление загадок, путешествие в неведомое, морфологическая копилка.

Оборудование: глобус, изображение белого медведя, пингвина, презентация, карточки с текстом, жетончики.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

На доске таблички:      ЗИМА           ВЕСНА       ЛЕТО      ОСЕНЬ

(Выходят 4 человека к доске и выбирают месяцы.)

– Выбрать таблички с названиями зимних месяцев. (Учащейся выбирает месяцы и прикрепляет под словом ЗИМА)

 – Выбрать таблички с названиями летних месяцев. (Учащейся выбирает месяцы и прикрепляет под словом ЛЕТО)

 – Выбрать таблички с названиями весенних месяцев. (Учащейся выбирает и прикрепляет под словом ВЕСНА)

 – Выбрать таблички с названиями осенних месяцев. (Учащейся выбирает и прикрепляет под словом ОСЕНЬ)

Проверка.

4.Формулирование темы и цели урока

Послушайте внимательно загадки:

В океане тёмно-синем
Лапой выудив моржа, 
На полярной скользкой льдине 
Я дрейфую не дрожа

   (Белый медведь) (Учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)

Рыболов, пловец прекрасный,
Черный фрак на нем атласный.
У него постель из льдин,
Стоя спит на ней …
(Пингвин)              (Учитель вывешивает на доску картинку пингвина)

 - Ребята, а теперь давайте все вместе подумаем: почему у нас сегодня на уроке эти животные и какой вопрос станет темой нашего урока? Какова цель урока?

– Нашему другу - Муравьишке - Вопросику тоже стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает? (Выслушиваются ответы детей)

5. Открытие нового знания

-Вспомните, что такое глобус. Найдите на глобусе Северный Ледовитый Океан и Антарктиду. Что вы о них знаете?

-А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Представьте, что мы в Антарктиде. Что вы видите? Чувствуете? Слышите? (Упражнение «Путешествие в неведомое»)

1) Где мы находимся?

2) Что видим вокруг?

3) Какие животные, птицы вам встретились?

6. Физминутка

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.

  1. Работа по теме урока

-У вас на карточках дан текст. Прочитайте его и составьте вопросы к нему.

Белые медведи обитают на Крайнем севере, за полярным кругом среди вечных льдов на побережье Северного Ледовитого океана. Это самые крупные и могучие животные среди семейства медвежьих. Медведь весит около 700 кг. Белые медведи покрыты с головы до ног густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап. Это и помогает животному сохранять тепло тела. Белые медведи отличные пловцы. Они часами могут проводить в ледяной воде. Излюбленная пища белых медведей – рыба, тюлени, морские водоросли, птичьи яйца. В ноябре, декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу и через пару месяцев на свет появляется 1-2 малыша, которые до наступления весны спят с мамой в берлоге (прием «Морфологическая копилка»)

-Ребята, будем мы снимать шапки, куртки, варежки?(Нет, потому что в Антарктиде тоже холодно.)

-А можно ли встретить птиц там?

-Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают.

-Как вы думаете, умеют ли они летать?

 -А чем они питаются?

-Как природа приспособила их тело для ловли рыбы?

-Вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах – перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким опереньем. Пуховых перьев нет. Но есть толстый слой жира, который спасает от морозов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает яйцо. После этого пингвин прячет его под жировую складку под животом и держит его там около 2 месяцев. В это время пингвин почти не двигается и ничего не ест, стоит на трескучем морозе. Самка в это время нагуливает жир. Но зато, когда появляется птенец, заботу о нём берёт на себя мама. Как только пингвинята научились ходить, их отправляют в пингвиний детский сад, там они находятся под присмотром взрослых пингвинов. А родители в это время добывают пищу. (прием «Морфологическая копилка»)

-Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет, потому что они живут в разных районах Земли)

11. Итог урока.

– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали? (Северный полюс или Северный Ледовитый океан и Антарктида.)

– Покажите их на глобусе.

– Какие полюса здесь расположены?

– Чем похожи эти районы? (Здесь холодно, много снега и льда.)

– Одни и те же животные встретятся нам в этих районах? (разные)

-Ответили мы с вами на вопрос нашего урока ГДЕ живут белые медведи?
-Какие названия запомнили? (Северный полюс, Южный полюс, Арктика, Антарктида
)

-А сейчас первый ряд придумывает загадку про пингвина, а второй – про белого медведя (прием «Составление загадок»)

12. Рефлексия

Оцените себя, как вы поняли тему на уроке?

Кто оценил себя на значок жёлтого цвета поднимите эти значки?

Кто оценил себя на значок зелёного цвета?

Кто оценил себя на значок красного цвета?

Самоанализ:

На уроке было использовано большое количество различных приемов ТРИЗ (создай паспорт, составление загадок, путешествие в неведомое, морфологическая копилка), которые помогли сделать урок захватывающим и запоминающимся. Почти всю новую информацию учащиеся добывали сами.Почти все задания были направлены на формирование познавательной активности, которая, несомненно, была на уроке, потому что все учащиеся активно участвовали в уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".

УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Зимующие птицы"...

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ "Здоровое питание"

Представлен конспект урока,  Также прилагается технологическая карта в соответствии с требованиями ФГОС...