рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Матвиенко Любовь Николаевна

1-4 класс (КТП для 4 класса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx84.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Хохольского района Воронежской области

«ПРИНЯТА»

на педсовете

Протокол № 1

от   31 августа   2017  г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы                         ___________________О.В.Подорожняя

приказ № 82/4 - О    от 31 августа   2017 г.

Рабочая программа по учебному курсу

 «Окружающий мир» 1-4 класс  ФГОС НОО

подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования и составлена на основе программы  « Окружающий мир»

под редакцией Плешакова А.А. для 1-4 классов общеобразовательных

учреждений. – М.: «Просвещение»

УМК «Школа России»

базовый уровень

срок реализации 4 года (2017-2021 г.г.)

                                                                                                                                 

                                                                                                                                              Составитель: Матвиенко Л. Н.

                                                                                                                                                                                                                       

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные и предметные результаты) по итогам обучения в 1-4 классах                                                                                                                                                                                                                     

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основными практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

  • Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • Использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

  • Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  • Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • Оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников  и т.д.);
  • Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  •  первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  •  умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  •  первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  •  ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
  • первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
  •  положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  •  эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  •  этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  •  потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  •  первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
  •  бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  •  сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  •  выделять из темы урока известные знания и умения;
  •  планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
  •  планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  •  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  •  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

  •  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  •  находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
  •  анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  •  располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  •  включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  •  формулировать ответы на вопросы;
  •  слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  •  договариваться и приходить к общему решению;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  •  интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  •  понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  •  готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  •  правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  •  различать флаг и герб России;
  •  узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  •  называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  •  проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  •  различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  •  различать овощи и фрукты;
  •  определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
  •  описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  •  сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  •  сравнивать реку и море;
  •  использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  •  находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  •  различать животных холодных и жарких районов;
  •  изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  •  различать прошлое, настоящее и будущее;
  •  называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  •  соотносить времена года и месяцы;
  •  находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  •  объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  •  перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  •  ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  •  мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  •  раздельно собирать мусор в быту;
  •  соблюдать правила поведения в природе;
  •  правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  •  подбирать одежду для разных случаев;
  •  правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  •  правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  •  различать виды транспорта;
  •  соблюдать правила безопасности в транспорте.

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
  •  представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  •  овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  •  понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  •  познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  •  представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  •  эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  •  этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  •  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  •  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  •  бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  •  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  •  планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  •  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  •  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  •  контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  •  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  •  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  •  использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  •  анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  •  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  •  сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  •  осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  •  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  •  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  •  моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  •  включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  •  формулировать ответы на вопросы;
  •  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  •  договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  •  высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  •  поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  •  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  •  понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  •  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  •  готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  •  составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  •  находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  •  различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  •  приводить примеры народов России;
  •  сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  •  различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  •  оценивать отношение людей к окружающему миру;
  •  различать объекты и явления неживой и живой природы;
  •  находить связи в природе, между природой и человеком;
  •  проводить наблюдения и ставить опыты;
  •  измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  •  определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  •  сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  •  ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  •  находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  •  соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  •  различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  •  прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  •  узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  •  различать виды транспорта;
  •  приводить примеры учреждений культуры и образования;
  •  определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  •  различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  •  правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  •  соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  •  правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  •  оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  •  приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  •  различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  •  ориентироваться на местности разными способами;
  •  различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  •  различать водные объекты, узнавать их по описанию;
  •  читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  •  находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  •  различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  •  овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  •  проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  •  формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  •  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  •  формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  •  внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  •  осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  •  эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  •  этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  •  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  •  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  •  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  •  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  •  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  •  планировать свои действия в течение урока;
  •  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  •  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  •  контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  •  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  •  выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  •  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  •  сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  •  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  •  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  •  моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  •  включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  •  формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  •  проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их;
  •  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  •  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  •  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  •  составлять рассказ на заданную тему;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  •  находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  •  находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  •  различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  •  различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  •  классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  •  пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  •  обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  •  использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  •  устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  •  использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  •  оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  •  вырабатывать правильную осанку;
  •  выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  •  понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  •  правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  •  соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  •  понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  •  соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  •  понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  •  раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  •  осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  •  различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  •  понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  •  объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  •  понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  •  обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  •  рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  •  приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  •  использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  •  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  •  умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  •  чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  •  осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  •  понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  •  уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  •  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  •  осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  •  самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
  •  эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  •  этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  •  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  •  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  •  сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  •  ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  •  выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  •  планировать свои действия;
  •  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  •  самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  •  осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  •  выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  •  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  •  осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  •  моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  •  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  •  слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  •  аргументировать свою позицию;
  •  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их;
  •  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  •  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  •  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  •  готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  •  составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  •  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  •  понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  •  находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  •  называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  •  называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  •  понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  •  объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  •  раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  •  называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  •  рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  •  проводить несложные астрономические наблюдения;
  •  изготавливать модели планет и созвездий;
  •  использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  •  анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  •  приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
  •  находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  •  объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  •  приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  •  выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  •  оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  •  давать краткую характеристику своего края;
  •  различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  •  давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  •  выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  •  оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  •  рассказывать об охране природы в своём крае;
  •  различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  •  приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  •  соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  •  читать историческую карту;
  •  перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  •  с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  •  описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  •  показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных       исторических событий;
  •  рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  •  соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  •  составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  •  описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  •  называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  •  находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  •  раскрывать связь современной России с её историей;
  •  использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Содержание курса

1 класс

 Задавайте вопросы!

Что и Кто? Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Как, откуда и куда? Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Где и когда? Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Почему и зачем? Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

Проекты:

«Моя малая Родина»

«Моя семья»

«Мой класс и моя школа»

          «Мои домашние питомцы»

2 класс

Где мы живем? Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?».

Природа. Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени (экскурсия) В гости к осени (урок). Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

 Жизнь города и села. Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

 Общение. Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

 Путешествия. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне (урок). Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие». Проекты:

«Родной город (село)»

«Красная книга, или Возьмем под защиту»

 «Профессии»

«Родословная»

«Города России»

«Страны мира»

3 класс

 Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

 Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверим себя и оценим свои достижения.

Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. 

Путешествия по городам и странам. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании (Франция).  По Франции и Великобритании (Великобритания). На юге Европы. По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения.

Проекты:

«Богатства, отданные людям»

«Разнообразие природы родного края»

«Школа кулинаров»

 «Кто нас защищает»

 «Экономика родного края»

 «Музей путешествий»

4 класс

 Земля и человечество. Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России. Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра.

Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны. Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения.

Страницы всемирной истории. Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Страницы истории России. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения.  

Проекты: темы по выбору учащихся (Путешествуем без опасности. Всемирное наследие в России. Красная книга в России. Заповедники и национальные парки в России. Всемирное наследие за рубежом. Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как защищают природу. Красная книга нашего края. Охрана природы в нашем крае. Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему меня научили уроки экологической этики.

                                                                                                        Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

16

3

Как,  откуда и куда?

8

4

Где и когда?

8

5

Почему и зачем?

17

Итого

50

2 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Где мы живём

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествие

18

Итого

68

3 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Как устроен мир

6

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествие по городам и странам

15

Итого

68

4 класс

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край-часть большой страны

15

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Итого

68

Приложение к рабочей программе по окружающему миру

для 4 класса на 2017-2018 учебный год

Календарно-тематическое планирование

 Рабочая программа  по окружающему миру составлена на основе:

Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образовании (утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 г № 1241,от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012г №1060, от 29.12.2014 г №1643, от 18.05.2015 г №507, от 31.12.2015 №1576)

Авторской программы А. А. Плешаков.

 УМК «Школа России». Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 ч в неделю,  всего- 68 часов

                                                                Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

Учебники

 Плешаков А. А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение , 2014 г с приложением на электронном носителе.

Рабочие тетради

Плешаков А.А.  Крючкова Е.А.  Окружающий мир. 4 класс.  В 2 ч.– М: Просвещение, 2017 г

КИМы. И.Ф.Яценко. Окружающий мир. 4 класс. – М.: «ВАКО», 2017 г

№ п/п

Название раздела и тема урока

Дата

Примечания

по плану

факт

                                  Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1

Урок-путешествие. Мир глазами астронома

1.09

2

Планеты Солнечной системы

04.09

3

Звёздное небо – Великая книга Природы

08.09

4

Мир глазами географа.

11.09

5

Мир глазами историка.

15.09

6

Урок-следствие ведут знатоки. Когда и где?

18.09

7

Мир глазами эколога

22.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

25.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу.

   29.09

                                  Раздел «Природа России» (10 ч)

10

Равнины и горы России

02.10

11

Урок-путешествие. Моря, озера и реки России.

06.10

12

Природные зоны России 

09.10

13

Зона арктических пустынь.

13.10

14

Тундра.

16.10

15

Леса России

20.10

16

Лес и человек. Контрольная работа за 1 четверть.

23.10

17

Зона степей

27.10

18

Пустыни

06.11

19

У Чёрного моря. Проверочная работа по разделу.

10.11

                         Раздел «Родной край – часть большой страны» ( 15 ч)

20

Урок-путешествие. Наш край.

13.11

21

Поверхность нашего края

17.11

22

Водные богатства нашего края

20.11

23

Наши подземные богатства

24.11

24

Урок открытых мыслей. Земля-кормилица

27.11

25

Жизнь леса.

01.12

26

Жизнь луга.

04.12

27

Экскурсия на луг (зоочная). Жизнь луга.

08.12

28

Жизнь в пресных водоемах

11.12

29

Растениеводство в нашем крае.

    15.12

30

Экскурсия (зоочная). Растениеводство в нашем крае.

18.12

31

Животноводство в нашем крае. Контрольная работа за 2 четверть.

22.12

32

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения.

25.12

33

Экскурсия (зоочная). Животноводство в нашем крае.

12.01

34

Презентация проектов (по выбору)

15.01

                   Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)

35

Урок-путешествие в историю.

Начало истории человечества

19.01

36

Мир древности: далекий и близкий

22.01

37

Средние века: время рыцарей и замков

26.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки

29.01

39

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу.

02.02

                   Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

40

Жизнь древних славян

05.02

41

Во времена Древней Руси

09.02

42

Страна городов

12.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

16.02

44

Трудные времена на Русской земле

19.02

45

Урок-следствие ведут знатоки. Русь расправляет крылья

26.02

46

Куликовская битва

02.03

47

Иван Третий. Мастера печатных дел

05.03

За 23.02

48

49

Патриоты России

12.03

50

Урок-путешествие. Петр Великий

16.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов. Контрольная работа за 3 четверть.

19.03

52

Екатерина Великая

23.03

53

Отечественная война 1812 года

02.04

54

Страницы истории XIX века

06.04

55

Россия вступает в XX век

09.04

56

Страна, открывшая путь в космос

13.04

57

Страницы истории 20–30-х годов

16.04

58

Урок-диалог. Великая война и Великая Победа

20.04

59

Великая война и Великая Победа. Проверочная работа по разделу.

23.04

                               Раздел «Современная Россия» (9ч)

60

Основной закон России и права человека    

27.04

61

Урок открытых мыслей. Мы – граждане России

04.05

62

Урок- нравственности. Славные символы России.

07.05

63

Урок-творчество. Такие разные праздники. Контрольная работа за 4 четверть.

11.05

64

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

14.05

Согласно годовому календарному графику

65

66

Путешествие по России (по Волге, по югу России).

КВН. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа.

18.05

Согласно годовому календарному графику

67

68

Презентация проектов (по выбору)

21.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...