Культурные растения, 4 класс 21 век
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сидоренко Виктория Михайловна

Открытый урок со здоровьесберегающими технологиями "Культурные растения в жизни человека" 4 класс Начальная школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc72 КБ
Microsoft Office document icon legendy_o_rasteniyah.doc23 КБ
Office presentation icon okruzhayushchiy_mir.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Учитель: Селезнева Виктория Михайловна

Тема: «Культурные растения в жизни человека»

Цель: формирование  представления о культурных растениях и их роли в жизни человека.

Задачи: 1. развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выбирать главное и обобщать.

2.

3.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир. 3 класс», тетрадь с печатной основой Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Рабочая тетрадь № 1.Окружающий мир. 3 класс», презентация  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Учитель

Учащиеся

  1. Психологический настрой, самоопределение к деятельности.

(1 мин)

Проверка готовности к уроку

проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

  1. Актуализация знаний.

(5 мин)

Ребята, с какой темой мы работаем на протяжении последних уроков?

Верно, мы уже многое знаем о растениях. Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете этими знаниями, умеете ли их применять?

(Задания(слайды презентации))

  1. Найди лишнее и объясни свой ответ:

Папоротники, хвойные, мхи, грибы, цветковые, водоросли.

2.Что такое корень? Какую роль в жизни растения он играет?

Что такое побег?

Почему лист называют органом питания растения?

Какие бывают листья?  

3.Какой способ размножения называют вегетативным?

Найди ошибку в таблице:

Вегетативное размножение

Размножение семенами

Малина

Картофель

Подсолнечник

Мак

Горох

Календула

Пырей

Нарцисс

Растения, их строение, как они живут и размножаются…

Грибы, т.к. они не являются растениями.

Корень – подземный орган растения. Он поглощает из почвы необходимые для жизни растения вещества – воду и минеральные соли.

Побег – стебель с листьями.

В листьях образуются питательные вещества, это основная пища растения.

Листья – простые и сложные

Размножение частями корня, стебля, листа и т.д.

 Подсолнечник размножается семенами, а нарцисс – вегетативно – луковицами, мак - семенами.

Познавательные:

 - формирование умений выявлять сущность, особенности объектов, явлений;

- сравнивать различные объекты;

- выявлять общее и частное;

- классифицировать объекты

- выполнять учебные задачи, имеющие несколько решений.

  1. Постановка учебной задачи

(5 мин)

- Посмотрите внимательно еще раз на таблицу. Какое растение лишнее?

- Почему?

- А все остальные растения какие?

- Докажите.

- Может кто-то уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Как будет звучать тема? Чему мы должны будем научиться и какие задачи перед собой поставим?

- Наблюдая, как развиваются растения, люди поняли, что сами могут их выращивать. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. Такие растения называются……?

А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека – это….?

Лишнее – пырей. Это сорняк. Остальные – культурные, потому что их выращивает человек.

(если называют календулу, говоря, что это лекарственное, то обратить внимание и на малину, спросить, когда используют малину, и что заваривают при простуде)

Культурные растения. Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры

Культурные растения

дикорастущие

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Коммуникативные:

- вести диалог;

- характеризовать существенные признаки разбиения объектов на группы

Познавательные:

- выделение-формулирование целей урока

4.Изучение нового материала

(10 мин)

- Все культурные и дикорастущие растения произрастают в земле. Значит, человек занимается земледелием. Как вы понимаете значение слова «земледелие»? Из каких корней оно состоит?

(слайд) Рассмотрите рисунок- схему:

           Полеводство            Луговодство

                        Земледелие

Огородничество                                          Садоводство

Какие отрасли земледелия вы знаете?

Как вы понимаете значение этих слов?

Чем занимаются эти отрасли?

- Вы знаете, что человек появился на Земле более миллиона лет назад, а земледелие существует всего 10 тысяч лет. Значит многие сотни тысяч лет человек использовал дикорастущие растения. Одним из древнейшим культурных растений является пшеница. Обуглившиеся семена пшеницы находили при археологических раскопках вблизи древнейших городов мира.

(легенда о пшенице) - ученик

- Хлеб – всему голова. Как вы понимаете?

ФИЗМИНУТКА

Земля, делать

Огородничество – капуста, морковь, свекла. Луговодство – люцерна, клевер. Полеводство – кукуруза, пшеница, овес. Садоводство – яблоня, груша, слива. Луговодство – полынь, щавель конский, люцерна, клевер.

Слушают рассказы учащихся и учителя

Одна легенда гласит, что когда на земле еще не было злаков, люди кормились листьями и корой липы. Голоднее всех было собаке, и она заскулила. Бог сжалился и кинул с неба ей в пасть пшеничный колос. Человек выхватил из ее пасти колос, посеял, и получилась пшеница. Из пшеницы изготавливают хлеб, Он с древних времен был основным продуктом питания людей. Сначала люди собирали дикорастущие зёрна, но для еды он были слишком твердыми. Потом догадались растирать зёрна между двух плоских камней, появились первые зернотёрки, потом мельницы, которые перемалывали зёрна в муку, а добавив в нее воду получили тесто. Хлеб содержит много витаминов и целый комплекс минеральных веществ.

Слово голова значит главный. Хлеб главный продукт питания, который всегда был на столе.

Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения результата;

- анализировать работу

Познавательные УУД:

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- презентовать подготовленную информацию

Коммуникативные УУД:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

5. Закрепление. Исследовательская деятельность.

- Сейчас у нас с вами исследовательская работа. Перед вами находятся семена. Вы их внимательно рассмотрите, можно потрогать, и вам необходимо, работая в паре, определить, где какое растение находится, надписать и сказать к какой группе растений они относятся. (пшеница, рис, чеснок, лук, картофель, кукуруза)

Хотите узнать, где начали окультуривать первые растения?

Открываем тетрадь на печатной основе (стр.34-36)

Каждому ряду «достается» карта: Африки, Сев. Америки, Южн. Америки.

Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопрос: какие культурные растения попали к нам в Европу из этих стран? Может ли современный человек обходиться без них?.

Подведем итог урока.

Какие растения называются культурными?

Какую роль в жизни человека они играют? Приведите примеры.

Работа в паре, высказывание своего мнения, стремление выработать единый ответ.

Культурные растения, потому что их выращивает человек, и употребляет в пищу.

Работают с картой в рабочей тетради, определяют растения.

- Те, которые выращивает человек.

Растения употребляются в пищу: пшеница, картофель, горох и т.д., применяются в медицине – календула, крыжовник, слива, в производстве одежды,  например, лен и хлопок.

  1. Рефлексия. Подведение итогов деятельности

- Составим синквейн.

(Составление синквейна)

  1. Растения
  2. Культурные и дикорастущие
  3. Выращивают, растут, используют
  4. Растения приносят пользу человеку (растения содержат витамины)
  5. Царство

Д/З с объяснением

Р.т.с.33 з.1 (по рядам)



Предварительный просмотр:

Легенда о пшенице

По одному из поверьев изгнанные из рая Адам и Ева уходили оттуда, роняя слезы. Их потомки собрали у порога рая землю, смешанную со слезами прародителей, и посеяли ее. Из земли, смешанной со слезами Адама выросла пшеница. Еще одна легенда гласит, что когда на земле еще не было злаков, люди кормились листьями и корой липы. Голоднее всех было собаке, и она заскулила. Бог сжалился и кинул с неба ей в пасть пшеничный колос. Человек выхватил из ее пасти колос, посеял, и получилась пшеница. Из пшеницы изготавливают хлеб, который содержит много витаминов и целый комплекс минеральных веществ.

Легенда о происхождении гороха.

Изгнанному из рая Адаму пришлось взяться за дело - обрабатывать землю, чтобы прокормить себя с Евой. Трудно было Адаму привыкать к тяжелой работе. И вот, когда он впервые взялся за обработку земли и впервые ходил за плугом, то очень плакал. А где падали его слезы, выросла удивительное растение с семенами, похожим на слезы Адама. Это был горох.

Сравнение слез с горохом видно в таком пословице: "Катятся слезы, как горох".

Горох является богатым источником белков.

Легенда о кукурузе.

Племена Майя рассказывали такую легенду.

Когда-то давным-давно на земле случился великий голод. Чтобы спасти и накормить людей, бог Солнца послал золотой град, из которого выросли высокие растения с золотистыми початками — кукуруза. С ней голод стал нестрашен, она давала пищу всем, и людям, и животным.

В кукурузе много углеводов, которые помогают надолго насытить организм и дать ему много энергии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 3 классе Составила: Селезнева В.М. учитель начальных классов

Слайд 2

Найди лишнее и объясни свой ответ П а п о р о т н и к и Х в о й н ы е М х и Г р и б ы Ц в е т к о в ы е В о д о р о с л и

Слайд 3

Что такое корень и какую роль он играет в жизни растения? Что такое побег? Почему лист называют органом питания растения? Какие бывают листья? Какой способ размножения называют вегетативным?

Слайд 4

Найди ошибки в таблице Вегетативное размножение Малина Картофель Подсолнечник Мак Размножение семенами Горох Календула Пырей Нарцисс

Слайд 5

Тема урока : Культурные растения в жизни человека Цели: Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения Понимать их роль в жизни человека Приводить примеры

Слайд 6

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПОЛЕВОДСТВО САДОВОДСТВО ОГОРОДНИЧЕСТВО ЛУГОВОДСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

- Выяснить:  для чего выращивают культурные растения?        - Назвать признаки, отличающие культурные растения от  дикорастущих...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

Данная методическая разработка применялась учителем (Ахпателова В. В. - ГБОУ № 47 Петроградского района г. Санкт-Петербург) на открытом уроке, который проходил в 2009 - 2010 учебном году в рамках райо...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....