Тайга. Зона смешанных лесов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сидоренко Виктория Михайловна

Открытый урок по предмету Окружающий мир. 4 класс, 21 век. Здоровьесбережение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx46.07 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Селезнева Виктория Михайловна

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир»

Тема урока: Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Класс: 4 класс

Тип: Освоение новых знаний

Цель урока Выявление главного отличия данной зоны от уже изученных природных зон.

Задачи:

  • продолжить знакомство с природными зонами России;
  • сформулировать представление о зоне лесов;
  • сформулировать представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов;
  • способствовать формированию умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Научиться объяснять особенности природных зон

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с партнерами;
  • воспринимать другое мнение и позицию. 

Личностные:

  • Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

Проверка домашнего задания

Проверочная работа

8 мин.

Я хочу, чтобы у вас, ребята, и у всех наших гостей было замечательное настроение, поэтому предлагаю всем закрыть глаза и послушать прекрасные звуки природы. (прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»)

Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания и выполнения проверочной работы по теме прошлого урока.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Верно, о природных зонах России, а именно об арктических пустынях. Сейчас мы выполним графический диктант. Я читаю вопрос, а вы под цифрами ставите +, если утверждение верное и - , если утверждение неверное

  1. Зона арктических пустынь располагается на островах Северного Ледовитого океана.
  2. Природные условия суровы: летом – солнце подолгу не заходит за горизонт – стоит полярный день, а зимой оно вовсе не показывается – полярная ночь.
  3. В зоне Арктики отсутствует растительность.
  4. Самые крупные и сильные животные Арктики – белые медведи.
  5. В зоне арктических пустынь нет заповедников.
  6. Остров Врангеля открыл известный мореплаватель
  7. В зоне Арктики добывают нефть и природный газ
  8. Летом в Арктике над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Отвечают на вопрос учителя. Выполняют тест.

(Ответы: +, +, - , + , - , + , +, - )

Регулятивные УУД: Формируем умение  оценить свою готовность к уроку.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные: Демонстрация полученных знаний на прошлом уроке.

Этап определения цели урока

2 мин.

Ребята перед вами загадка, дайте ответ, о чём здесь идёт речь?

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.  (лес)

Верно, это лес. О какой же природной зоне мы сегодня будем с вами говорить?

Замечательно! Мы продолжаем наше путешествие на самолёте, летим с севера на юг и оказываемся над зоной лесов.  

Какова цель нашего урока?

Учащиеся отгадывают загадку.

Учащиеся называют природную зону

Рассматривают карту «Природные зоны России»

(познакомиться с географическим положением зоны лесов, с растительным и животным миром)

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап изучения нового материала 

Физкультминутка

15 мин.

- Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена зона лесов? (зелёным)

- Найдите на карте природную зону, обозначенную зелёным цветом. Что заметили на карте? (два оттенка зелёного). Какие же это зоны? (тундра, тайга и смешанные леса)

- Их называют лесной зоной.

- Что вы можете рассказать о территории, занимаемой лесной зоной, глядя на карту? (Действительно, лесная зона занимает большую часть территории нашей страны).

  • Зона тундры находится за Полярным кругом. Зима в тундре длинная и очень суровая, сопровождается сильными ветрами и метелями. Холодные ветры дуют в течение всего года. Тундра занимает территорию, прилегающую к побережью Северного Ледовитого океана и является самой суровой населенной природной зоной России. Севернее природной зоны тундры находятся лишь арктические пустыни, а южнее начинается зона лесов. Зима в тундре продолжается 6-9 месяцев в году, она сопровождается сильными ветрами и низкой температурой воздуха; Лето в тундре короткое, с продолжительным полярным днем.  К особым условиям, отличающим северные районы от областей средней полосы, следует отнести: высокую относительную влажность воздуха в районах побережья морей и океанов (до 90%), длительный полярный день и ночь; малую естественную освещенность территории осенью и зимой и недостаток ультрафиолетового облучения в районах, находящихся севернее 66-й параллели; резкая динамика атмосферного давления. Основные признаки влияния такого климата на здоровье: сонливость, нервозность, депрессии, быстрая утомляемость, болезни сердца. Чтобы все это вовремя предупредить, необходимо употреблять в пищу как можно больше витаминов, рыбу, северные ягоды, курагу, изюм.

Основные занятия населения в тундре:

  • Оленеводство;
  • Рыболовство;
  • Охота на пушного и морского зверя.

Самый малочисленный народ Кольского полуострова – поморы и саамы. Есть маленький поселок на юге Кольского п-ва, Умба где пытаются сохранить свою культуру поморы. Жилища представляют собой старые обветшалые дома, с высокими окнами, которые обязательно выходят на море. Ежегодно туда съезжаются туристы со всей страны и даже из Норвегии и Финляндии, чтобы посоревноваться в ловле рыбы и гребле на лодке. Но одержать победу никому не удавалось, ведь помор – человек, который живет у моря.

Ловозеро – саамское село. Здесь находится усадьба оленеводческого совхоза, которая насчитывает 30 тыс.оленей. Традиционный национальный праздник "Саамские игры" в проходит в селе Ловозеро Мурманской области. На празднике проводятся спортивные соревнования: прыжки через нарты, метание аркана на рога оленя, стрельба из арбалета, метание копья, гребля на весельной лодке. Открывают мероприятие соревнования по саамскому футболу.

А сейчас я попрошу Витю прочитать, каковы же особенности климата тайги.

Работа по учебнику.

Сейчас предлагаю вам  поработать в группах. Перед вами лежат таблицы. Внимательно с ними ознакомьтесь. В вашем распоряжении с.11-29. С зоной тайги Витя вас познакомил, с зоной тундры я познакомила. Самостоятельно познакомьтесь с зоной широколиственных лесов и заполните таблицу.

Работаем по составленному нами плану.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Карточка 1:

Расположение и климат зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Что такое тайга?

Где расположена зона тайги?

Каков климат зоны тайги?

Карточка 2:

Расположение и климат зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Где расположена зона смешанных лесов?

Каков климат зоны смешанных лесов?

Карточка 3:

Растительность  зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Какие леса преобладают в тайге?

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Карточка 4:

Растительность  зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26-27) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют средний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Карточка 5:

«Животный мир тайги»

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.19)

Млекопитающие, обитающие в тайге

Птицы, обитающие в тайге

Пресмыкающиеся, обитающие в тайге

Карточка 6:

«Животный мир смешанных лесов»

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.28)

Млекопитающие, обитающие в смешанных лесах

Птицы, обитающие в смешанных лесах

.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Отвечают: «Большая часть России расположена в зоне лесов»; «Она находится южнее, чем зона арктических пустынь и зоны тундры».

Выполняют разминку.

Учащиеся высказывают предположения.

Работа с учебником.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста  и  карты;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний о природной зоне лесов.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста учебника;

Предметные: Получение новых знаний о природной зоне лесов.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста учебника

Закрепление

20 мин.

В отличие от других зон,  леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем,  что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц,  их дом,  убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,  а вы подумайте,  о каком животном идет речь?

Хозяин лесной,  просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Через поле напрямик 
Скачет белый воротник. (Заяц)

Кто на своей голове лес носит? (Лось)


Кто зимой холодной, бродит злой,  голодный? (Волк)

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? (Бобры)

С ветки на ветку,  быстрый как мяч, 
Прыгает по лесу,  рыжий циркач. (Белка)

Черный жилет,  красный берет, 
Нос как топор,  хвост как упор. (Дятел)

У меня на доске приготовлена цепь питания для зоны лесов. Приведите примеры своих цепей питания

растения -заяц-беляк - рысь;

растения - мышь-полевка -соболь.

Мы уже много узнали и повторили о лесах. А какое значение имеет лес для человека? Это нам поможет определить стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (раздаю на листах)

Русский лес (С. Никулин)

Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Так что же такое лес для человека?

Лес:

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов, почв

Учащиеся работаю  в парах, выполняют письменное задание.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учащиеся восстанавливают схему, опираясь на известные факты.

 

Учащиеся предлагаю варианты, составляют возможные цепи питания.

Учащиеся: «В Красную книгу»

 

Самостоятельная работа с учебником, нахождение необходимой информации.

Познавательные УУД: Поиск необходимой информации в учебнике, тетради.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные:

Воспроизведение знаний о растениях зоны лесов.

Предметные:

Воспроизведение знаний о животных зоны лесов.

Предметные:

Воспроизведение знаний о животных зоны лесов.

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Предметные:

Умение составлять цепи питания, используя полученные на уроке знания о животных зоны лесов.

Личностные: Формирование гуманного отношения к природе.

Итог урока

5 мин.

Ребята, время работы подходит к концу.  Пришло время подвести итоги нашего урока.

- В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.

- Я предлагаю вам проявить своё творчество и составить синквейн на тему «Лес»

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных, описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание.

Личностные: Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Тайга России – климат

Тайга – природная зона умеренного пояса, характеризующаяся прохладным, влажным климатом, преобладанием в растительном покрове хвойных лесов на подзолистых почвах и сфагновых болот. Свое название зона получила от сибирского слова «тайга», обозначающего хвойный лес.

Тайга значительно больше, чем тундра и лесотундра, получает солнечного тепла.  Лето хотя и прохладное, но достаточно теплое для произрастания хвойных лесов. Средняя температура июля на севере не ниже 13-14°, на юге около 18-19°. Резко увеличивается здесь длительность безморозного периода (75-90 дней на севере зоны, 100-120 дней на юге), а сумма температур воздуха за период с устойчивой температурой выше 10° поднимается от 800° на севере и до 1800° и даже 2000° (европейская тайга) на юге.

Лето в тайге намного теплее того же сезона в лесотундре и тундре, а зима, напротив, заметно холоднее. Тайга – зона самых низких зимних температур воздуха на территории нашей страны. Средняя температура января понижается от -10° на западе до -40-43° на востоке, в Якутии.

Тайга получает больше осадков, чем лесотундра или тундра. Годовая сумма осадков составляет около 600-300 мм, причем значительная часть их выпадает в форме снега.

http://naturall.ru/node/46

Климат смешанных и лиственных лесов

По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето теплое. Средняя температура января —10...—11°С, а июля + 18. ..+19°С. Среднегодовое количество осадков от 800 до 400 мм. В целом климат переходный от морского к континентальному в направлении с запада на восток. Если в Прибалтике и Белоруссии близость моря сглаживает разницу между температурой воздуха лета и зимы, то в бассейне Вятки и Камы она становится значительной. Летом воздух здесь прогревается до +40°С, а зимой морозы достигают —45°С. Во все сезоны года преобладают ветры, несущие влагу с Атлантического океана.

Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 20—30 (на западе) до 80—90 см (на востоке). Держится он в среднем 140—150 дней в году, в южных районах — 30—60 дней.

С наступлением зимы жизнь в лесах, особенно в широколиственных, замирает. Большинство насекомоядных птиц улетает в теплые края, а часть зверей впадает в зимнюю спячку или сон (летучие мыши, ежи, сони, барсуки, медведи). Весной и летом все ярусы лесов заселяются различными животными.

http://naturall.ru/node/46

Синквейн

имя существительное, обозначающее тему или объект

два имени прилагательных, описывающих эту тему

три глагола, описывающих действия в рамках темы

фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме

одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией

Синквейн

имя существительное, обозначающее тему или объект

два имени прилагательных, описывающих эту тему

три глагола, описывающих действия в рамках темы

фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме

одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией

Синквейн

имя существительное, обозначающее тему или объект

два имени прилагательных, описывающих эту тему

три глагола, описывающих действия в рамках темы

фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме

одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией

Я знаю

В начале урока

К концу урока

Расположение зоны тайги

Расположение зоны смешанных лесов

Климат зоны тайги

Климат зоны смешанных лесов

Растительность зоны тайги

Растительность зоны смешанных лесов

Животный мир зоны тайги

Животный мир зоны смешанных лесов

Заповедники лесной зоны

Я знаю

В начале урока

К концу урока

Расположение зоны тайги

Расположение зоны смешанных лесов

Климат зоны тайги

Климат зоны смешанных лесов

Растительность зоны тайги

Растительность зоны смешанных лесов

Животный мир зоны тайги

Животный мир зоны смешанных лесов

Заповедники лесной зоны

Я знаю

В начале урока

К концу урока

Расположение зоны тайги

Расположение зоны смешанных лесов

Климат зоны тайги

Климат зоны смешанных лесов

Растительность зоны тайги

Растительность зоны смешанных лесов

Животный мир зоны тайги

Животный мир зоны смешанных лесов

Заповедники лесной зоны

Я знаю

В начале урока

К концу урока

Расположение зоны тайги

Расположение зоны смешанных лесов

Климат зоны тайги

Климат зоны смешанных лесов

Растительность зоны тайги

Растительность зоны смешанных лесов

Животный мир зоны тайги

Животный мир зоны смешанных лесов

Заповедники лесной зоны

Карточка 1:

Расположение и климат зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18,) найди ответы на вопросы. Запиши их.

Что такое тайга?

Где расположена зона тайги?

Каков климат зоны тайги?

Карточка 2:

Расположение и климат зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26), найди ответы на вопросы. Запиши их.

Где расположена зона смешанных лесов?

Каков климат зоны смешанных лесов?

Карточка 3:

Растительность  зоны тайги

Пользуясь учебником (с.18), найди ответы на вопросы. Запиши их.

Какие леса преобладают в тайге?

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Карточка 4:

Растительность  зоны смешанных лесов

Пользуясь учебником (с.26-27), найди ответы на вопросы. Запиши их.

Какие растения представляют верхний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют средний ярус? Перечислите.

Какие растения представляют нижний ярус? Перечислите.

Карточка 5:

Животный мир тайги

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.19)

Млекопитающие, обитающие в тайге

Птицы, обитающие в тайге

Пресмыкающиеся, обитающие в тайге

Карточка 6:

Животный мир смешанных лесов

Заполните таблицу, пользуясь учебником (с.28)

Млекопитающие, обитающие в смешанных лесах

Птицы, обитающие в смешанных лесах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. ЛЕС

Слайд 2

Тема урока: Тайга. Зона смешанных лесов Цель: познакомиться с географическим положением зоны лесов, с растительным и животным миром

Слайд 10

Синквейн Лес Дремучий, густой Кормит, защищает, выделяет кислород Лес – место обитания множества животных Природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру 4 класс "Зона смешанных и широколиственных лесов"

Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса при изучении темы "Природные зоны"....

Проверочная работа по окружающему миру на тему " Зона тайги и смешанных лесов" по программе 21век

Данная проверочная работа поможет выяснить уровень усвоения тем по данным природным зонам....

Тест по окружающему миру "Зона Арктики, тундры, тайги и смешанных лесов"

Тест по окружающему миру.4 класс.УМК "Школа России"...

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1.     Познакомит...

Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов".

1. Географическое положение зоны лесов.2. Животный и растительный мир....