Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.03.2018.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Тема урока: «Трудные времена на русской земле»

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий

Цели:  

- получить представление о трудных временах в Древней Руси;

- формировать представление о военном деле на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные 

- умение работать с учебником;

- развитие кругозора, интереса к истории;

- формирование представления о Древней Руси.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- вызвать интерес к теме урока;

- освоение социальной роли обучения

Понятия: Дань, Хан, Золотая Орда

Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; презентация

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин.

- Прозвенел звонок.

- Красиво встали, выпрямили спинки.     - Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вас видеть!

- А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.

Словесный метод:

-приветствие класса

 

- приветствовать учителя

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II.Актуализация знаний

и умений

3 мин.

 - Для того чтобы узнать тему нашего урока, вы должны ответить на вопросы и каждый ответ записать.

  1. 1) Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)
  2. – Из данного слова напишите букву Н
  3. 2) Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)
  4. – Из данного слова напишите букву А
  5. 3) Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)
  6. – Из данного слова напишите букву Ш
  7. 4) Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)
  8. – Из данного слова напишите букву Е
  9. 5) Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)
  10. – Из данного слова напишите букву С
  11. 6) На чём писали в Древней руси? (Береста)
  12. – Из данного слова напишите букву Т
  13. 6) Как прозвали князя Олега? (вещий)
  14. – Из данного слова напишите букву В
  15. 7) Записи о важнейших событиях(Летопись)
  16. – Из данного слова напишите букву И
  17. 8) Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)
  18. – Из данного слова напишите букву Е

- Какое ключевое слово получилось?

-  Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие?                   - Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

- Молодцы

Словесный метод: повторение пройденного материала

Практический метод: проведение опроса по прошлой теме урока

-слушать

-вспоминать информацию прошлого урока

-отвечать на вопросы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

7 мин.

- Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь)

- Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

- И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

Практический метод: работа со стихотворением

-слушать

-анализировать стихотворение

-отвечать на вопросы

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового

10 мин.

- А сейчас я вам расскажу про трудные времена на Русской земле.

Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски.

     К середине ХII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели  быть самостоятельными и никому не подчинялись.

      В ХIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы.

   Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути оказалась Рязань.  В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города.  Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1238 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством.

В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Итак, что вы узнали нового?

Какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим как внимательно вы слушали и следили за текстом.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Золотая Орда
  2. Дань
  3. Хан
  4. Батый
  5. Кочевники

Словесный метод:

- рассказ учителя

Практический метод: работа понятиями

-слушать

-объяснять значение понятий

-работать со словарём

Р.: контроль, коррекция, оценка.

V. Динамическая пауза

1 мин

- Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём.

Практический метод: показ видеоролика

-выполнять упражнения

VI. Первичное закрепление

7 мин.

- А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Что такое Золотая Орда?
  • Кто возглавлял Золотую Орду?
  • Что произошло с Русью в это время?

-Молодцы, хорошо слушали материал.

Практический метод: работа над вопросами

-слушать

-отвечать на вопросы

 

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Рефлексия по деятельности (по продукту)

7 мин.

-А теперь, в парах заполните кроссворд.

  1. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
  2. Что выплачивали русские князья Золотой Орде? (дань)
  3. На какой город первыми напали монголы? (Рязань)

Какой город сожгли в 1238 году? (Владимир)

Словесный метод:  

-объяснять задание

Практический метод:

-организация

фронтальной работы

-слушать задание

-передавать клубок

-оценивать свою работу.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Подведение итогов деятельности

2 мин.

- Для чего необходимо знать историю своего края?

- Какие уроки дает нам история?

- Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?  

- Какие цели ставили на урок?

-Удалось решить поставленные цели? 

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

- Посчитайте количество жетонов, которые вы получили.

5 жетонов - это оценка "5".

4 жетона - оценка "4".

Словесный метод:

-подведение итогов

-подводить итог урока

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.

IX. Информация о домашнем задании

1 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 59- 60 читать, подготовить пересказ.

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Словесный метод:

-комментировать домашнее задание

-записывать домашнее задание

Л: усвоение нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Трудные времена на русской земле".

Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе "Трудные времена на русской земле"....

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле» УМК "Школа России"

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Трудные времена на русской земле»...

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"

Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...

Тема. Трудные времена на Русской земле.

Цели: сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества....

Урок окружающего мира на тему: «Трудные времена на русской земле»(4класс)

Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В сочетании фронтальной индивидуальной и парной, что позволяет «включению» мышления как можно большего количества детей....

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...