Урок окружающего мира по теме "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окуружающего мира по теме "Кто такие насекомые?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx391.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Кто такие насекомые?

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
  • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;
  • приводить примеры насекомых;
  • пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
  • сочинять продолжение сказочной истории;
  • работать в паре , используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

  • регулятивные:
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
  • осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные:
  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
  • выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • коммуникативные:
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • личностные:
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • уважительно относиться к иному мнению.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,.

I. Организационный момент.

 

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Доброе утро доверчивым лицам!

    И каждый становиться добрым, доверчивым.

   Доброе утро длится до вечера

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего дня.  (Слайд 1)

II. Актуализация знаний, мотивация

На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушайте вопросы, а ответы выкладывайте с помощью цветных кружков.

а)тест

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (
Презентация. Слайд 2)

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)

– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – зелёный сигнал светофора;
1-2 ошибки – желтый сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) (Слайд 7)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

б) Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) (Слайд 8)

– Кто это?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)

- О каких животных мы сегодня будем говорить на уроке ( О насекомых)

( Откройте учебники  на стр 32 -33)

-Что нам необходимо узнать? ( Узнать, каких животных мы называем насекомыми)

Чему мы будем учиться? ( Будем учиться определять насекомых)

А учиться с нами сегодня будет наш друг. Отгадайте кто он

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … 
(муравей.) 

Муравей обращается к нам

-Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?  (Слайд 9)

Физминутка

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (руки вверх, потянулись)

Раз – росой она умылась, (потерли ладонями щеки)

Два – изящно покружилась, (покружились на месте)

Три – нагнулась и присела (присели)

На четыре – полетела. (помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою закружилась (присели)    ( Слайд 10)

III. Работа по теме.

 (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от «старого» к «новому»)

Исследовательская работа .

1) Определение признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.)  ( Слайд 11)

C:\Users\Лариса\Downloads\106244091_0_81388_d0ce9d30_orig.png C:\Users\Лариса\Downloads\1.jpg C:\Users\Лариса\Downloads\muha.png

-Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
Крылья, усики, три части тела, 6 ног

– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». (Слайд 12)

«Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка
 махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; 
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.  (рассказывает 1 ученик) ( Слайд 13)

– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». ( Слайд 14)

«Усики»

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным.

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». (Слайд 15)

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». ( Слайд 16)

«6 ног»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
кузнечики  совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? 
(Наличием трёх пар ног.) 

 Прочитаем определение в учебнике на стр 33

Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону ( Слайд 17)

( Дети выполняют  задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.)

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 2)
– Проверим результат вашей работы. 
(Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.)  (Слайд 18)

А нужны ли насекомые в природе?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит:  «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?
– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? 
(Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники»

Вернемся к нашим вопросам

 IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Что мы делали сегодня на уроке?

2. Мы ответили на вопрос : Кто такие насекомые?

3.Как мы узнали новое?( Мы наблюдали , анализировали, отвечали на вопросы).

Давайте ответим на вопрос муравья . Является ли он насекомым?

-Какой же главный признак насекомых? ( Насекомые  имеют 3 пары ног)

Да муравей –это насекомое.

 ( На доске выставляются карточки)

Три пары ног

Усики

Тело разделено на 3 части

Крылья

C:\Users\1\Desktop\muravej.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...