Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы
план-конспект по окружающему миру на тему

Потимко Светлана Викторовна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы "Необычный кусочек мела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект исследовательской деятельности «Необычный кусочек мела»

для старшего дошкольного возраста.

Цель:  формировать представления детей о природы родного края, развивать навык исследовательской деятельности (умение выявить качества и свойства мела через проведение опытов).

Задачи:

Образовательные:

2. Формировать представления детей о памятниках природы родного края.

3. Продолжать формировать навык исследовательской деятельности: умение выявить качества и свойства мела через проведение опытов.

4. Стимулировать познавательно-исследовательский интерес, привлекая детей к простейшим экспериментам.

Развивающие

1. Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов - зрительного, тактильного, слухового и обонятельного.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов.

3. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любознательность, серьёзность при выполнении опытов.

2. Формировать умение детей работать вместе, уметь прислушиваться к мнению других членов группы, соблюдать правила при проведении опытов.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

 Материал и оборудование:1. Фото меловых гор Ровеньского района. 2.Глобус 3. Поднос с мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей) 4. Стаканчики с водой.6. Мел 7. Уксус 8. Мольберт. 9. Цветные мелки 10. Манка.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Музыкальное развитие.

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей к практическим опытам с мелом; научить ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы; уметь доказательно объяснить полученный результат; повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку…

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете. Посмотрите на глобус и скажите  какой он формы ? Правильно глобус имеет форму шара, значит и наша Земля – это шар.

- Что ещё можно увидеть на глобусе? (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).

А как называется страна, в которой живём мы? (Россия)

А кто из вас может показать где же наша Россия на глобусе. Молодец.

Велика Россия, но для каждого из нас она начинается с родного края.

Ребята, а как называется наш родной край?

Дети: Белогорье, Белгородская область, п Ровеньки.

Воспитатель: Правильно, милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие, родные люди, твои друзья и товарищи. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.

                                                                                                                                                       Воспитатель: Природа нашей области очень живописна. Сейчас вам покажу какая же в нашей области красивая природа. Это и  бескрайние поля, и голубые реки и озера, леса и степи, а какие красивые белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «белые горы». Меловые горы – это одно из самых захватывающих зрелищ. Посмотрите издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.

Воспитатель: Ребята,  наша область богата полезными ископаемыми. Кто знает какими? ( щебень песок ,глина),  а особенно богата месторождениями мела. Дети, а вы знаете  как же появились меловые горы?

Воспитатель: Посмотрите, я приготовила макет горы, а вы знаете из чего состоят горы? Миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим – не что иное, как дно древнего океана. Известно, что оно никогда не бывало безжизненным. На нем росли различные водоросли, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем остатки отмерших организмов (панцири, раковины, твердые оболочки, скелеты) оседали на дно  целыми слоями и  образовывались отложения своеобразного ила. С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые уплотнялись, увеличивались в объеме, крепли. В конце концов, они цементировались, так с точки зрения геологов, возникли меловые отложения.    

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем с вами о меле, давайте вспомним для чего нужен мел, и  где он применяется?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте. В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. В сельском хозяйстве для удобрения почв и подкормки животных, в парфюмерии - для приготовления зубных паст и порошков. Молотый мел широко применяется  для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов и вредителей. Ребята, я предлагаю вам изучить свойства мела, согласны?  

  Воспитатель:

Для этого, мы с вами отправимся в лабораторию. Я вас превращу в учёных.

-Ребята, для того чтобы стать учёными  надо одеть специальную одежду, подойдите сюда, давайте оденем наши фартуки.  

-Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории. (Правила)

-А сейчас вы готовы стать учёными

 «Раз, два, три - повернись и в учёных превратись».

-Теперь вы ученые, а я - ваш научный руководитель.

 Воспитатель: А сейчас дети давайте выясним какими же свойствами обладает мел. Давайте пройдем в нашу первую лабораторию.

Дети, на  подносе лежат кусочки мела, рассмотрите их. Какого он цвета?                                                                                                                                    

 Дети. Он белый, и не блестит.                                                                          

 Воспитатель: Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). Ребята, мел твердый, но, когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).  Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.      

И так ребята мел белый, твёрдый, но хрупкий.                                              

1.Опыт с водой.                                                                                                      

Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду. Какая была вода? (Чистая и прозрачная).  Что произошло с водой? (Она помутнела) Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел).  Итак, что происходит с мелом в воде. (Ответы детей). Правильно мел в воде растворяется. Вот ещё каким свойством оказывается обладает мел.                                                          

Мел растворяется в воде.

                                                                                   

 2. Под лупой.

Учёные проходим в следующую лабораторию.                                                                                                                       

А теперь возьмите мел и рассмотрите его под лупой, что вы увидели.

(ответы детей). Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, водорослей, это - морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.                                                                  

 Мел – это останки древних организмов.                                                                

                                                                                                 

3.С уксусом и кусочком мела.

А сейчас пройдемте в следующую лабораторию. Посмотрите что стоит  на столе? Правильно уксус, ребят где используют уксус.(В кулинарии)

Мел — это известняк и при взаимодействии с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ. Давайте это проверим.

Мы возьмём полстакана уксуса, и кусочек мела, бросим в стакан кусочек мела. Что же происходит?  Уксус в стакане начал бурлить.  Это происходит потому что из кусочка мела стал выделятся углекислый газ в  виде пузырьков. Посмотрите, постепенно мел рассыплется на  мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распадётся.                                                                    

С помощью этого опыта мы узнали, что мел — это известняк и при взаимодействии с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас   давайте немного поиграем.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочки)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

 Катятся, катятся камешки прочь. (дети приседают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что  еще мел можно использовать для изготовления сувениров. Пройдемте к столу. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадаете что же мы с вами будет делать.

Лишь только дождичек прошёл,
Я в небе новшество нашла:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там - …
(РАДУГА).

После дождя бывает, 
полнеба закрывает. 
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает. 
(радуга)

  Сейчас с вами сделаем радугу в банке. Для этого мы в одну баночку измельчили цветной мел, в другую насыпали манку. Теперь мы с вами пересыпаем манку в баночку с цветным мелом   закроем крышку и встряхнули несколько раз. Что случилось с манкой? Манка окрасилась! Теперь мы  вами  аккуратно  окрашенную манку пересыпем  в баночку, меняя поочередно цвета. Давайте вспомним цвета радуги. Теперь  заполним цветными слоями  всю баночку. И получится у нас радуга в банке. И эта необычная радуга останется в вашей группе на память о нашем занятии.

Заключительная часть (рефлексия)

- Уважаемые учёные, давайте станем в круг ,что мы сегодня узнали нового и интересного про мел?

- Откуда появился мел?

- А какими  свойствами обладает мел?

- Вам понравились наши опыты?

 Спасибо вам большое ученые за помощь. Без вас я бы не справилась. Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте я превращу вас назад в детишек. Раз, два, три- повернись и в детишек превратись. На память о нашем занятии я дарю вам цветные мелки, чтобы вы рисовали у себя в группе.Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром с использованием в работе на уроке МаcBook на тему:"Почему Луна бывает разной!"

   Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас...

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в подготовительном классе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий. (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Шестиногие друзья»

Цели: Образовательные1. Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, усиков, туловище разделено на три части).Воспитательные1. Развитие твор...

Конспект Занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе стационарного отделения. Тема: «4 – ноября День народного Единства».

Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку»

Цель:Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с дикими животными, учить детей различать иНазывать части тела животного (хвостик, лапки, ушки, голова,туловище).Активизировать...