Урок по окружающему миру в 4 классе по Сингапурской системе обучения " Моя республика - мой край родной" .
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фазлеева Гульнур Ильдусовна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса. Тема урока :" Моя республика  - мой край родной" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ “Лицей №2 им. ак. К.А.Валиева г.Мамадыш” первой кваликационной категории Фазлеева Г.И.

Урок по окружающему миру в 4в классе

по Сингапурской системе обучения

      Тема урока:  Моя республика  - мой край родной .

Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала.

Задачи:

- познакомить учащихся с  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира нашего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека;

- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;

- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

1)развивать умения работать в парах, группах,

2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

формулировать тему урока;

искать и выделять необходимую информацию;

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды с программным материалом.

Ход урока.

Организационный момент.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмѐмся,

И друг другу улыбнѐмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

2.Мотивация к учебной деятельности.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного

Проверка домашнего задания.

Учитель :

 -  Я думаю, что вы много знаете о  природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только  о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте  проверим, так ли это.

Обучающая структура  Релли Робин.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями.

  • Прочитай, подумай .
  • Запиши ответы в столбик.
  • Обменяйся ответами с партнером по плечу .

Время работы 2 минуты.

 Индивидуальная работа (карточки)..

Определите, о какой природной зоне идет речь.

  1. Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)
  2. Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)
  3. Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)
  4. Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)
  5. Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.

         Сова, змея, подорожник, слизень.

         Кузнечик, орел, ящерица, клевер.

        (Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова.  Клевер, кузнечик, ящерица, орел)

- Сверьте свои ответы с доской.

- Молодцы!

 

Работа над новым материалом

- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего - чего только нет в нашем краю!

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с   родным краем.  

Люблю мой край…

Как странно это слышать:

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река…

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит…

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

(А. Коблева.)

 Учитель. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле.

-Как называется наш родной  край?  (город Мамадыш)

Учитель. Вопрос на доске    « А что такое Родина?»

Структура ДЖОТ ТОТС

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф  Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы.

Учитель: « Что такое Родина?»  Это самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Ваш дом, улица, город – где вы родились и живете, это наша школа; это природа,  которая нас окружает. С чего начинается Родина? А, может, она начинается с земли отцов, дедов, прадедов? Ведь земля наша – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый, мягкий, теплый, вкусный. Что может быть важнее хлеба?! Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому, ребята, любите землю, будьте заботливым хозяином, берегите землю от истощения и разрушения. Для нас наша родина – Республика Татарстан, посмотрим на карту – найдем границы, реки  города.

На доске карта  РФ.

- Покажите, пожалуйста, на карте Российской Федерации наш Татарстан.  (Стол 4 участник 4)

Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской , или

Русской  равнины, у слияния великих рек  Европы Волги  и Камы.

Обучающая структура

Сингл Раунд Робин

  • Посмотрите на карту, которая лежит  у вас на столе.  
  • Подумайте  и ответьте на вопросы.
  • Проговорите ответы по кругу 2 раза.  

Время работы 30 сек. (1,5 мин)

(Ответы на слайде)

1)  Кто наши соседи?

Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль, Удмуртия, и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

2) Какие города вы знаете?

(Казань, Н.Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск и др. и т.д.)

3) Какие народы живут в нашей  республике?

(русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, армяне, украинцы и др.) Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города.

Вопрос всему классу: В какой природной зоне мы живем? 15 сек.

Ответит стол №5 участник №2,стол №…,  стол №…

(Большая часть республики находится в лесной зоне и зоне  лесостепи. Здесь холодные  зимы и умеренно- теплое лето.  Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.)

Обучающая структура

Модель РАФТ

  • На столах лежит материал  о Республике Татарстан
  • Учащимся необходимо ознакомиться с информацией, обсудить в группах
  • Представить информацию в виде постера или брошюры
  • Защитить свой  проект перед классом.
  • Время работы 20 минут 

Стол №1 Наши леса и рощи

Наши леса и рощи – краса и защита родного края. ”Рощи да леса – всему краю краса”, - говорит народная пословица. Как им не быть украшением, если любоваться лесом и рощей можно во все времена года. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Наиболее часто в Татарстане встречаются хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель, пихта сибирская, лиственница сибирская. Деревья с широкими крупными листьями:  дуб, клен, липа. Пониже ярус составляет деревья: осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха, ива, береза. Кустарники: орешник, малина, можжевельник обыкновенный, шиповник. Травянистые растения: лютик едкий, адонис весенний, лютик ползучий, калужница болотная, чистотел большой, мак – самосейка, клюква, пастушья сумка, крапива двудомная, земляника лесная, Иван – чай, клевер луговой, полынь горькая, ландыш майский и т. д. Мхи: фунария, сфагнум, гипнум луговой.

Стол№2 Птицы  нашего края.

.- Жить без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение! - На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием. Всюду распевает звонкие задорные песни зяблик. Он поет до середины июля, а потом умолкает до следующей весны. Круглый год в лесу живут синицы, пищухи, поползни, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости-снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотою своего голоса. А вот тетерев. Его бормотание напоминает журчание весеннего ручья. Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. К тому же соловьи приносят пользу, уничтожая клопов, пауков, многоножек. Постоянный обитатель леса – большой пестрый дятел - исключительно полезная птица, и человек охраняет ее. Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях - редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!

Стол№3 Животный мир.

Животный мир нашего края богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь - редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются. Животные Татарстана приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме отрастает у некоторых густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку. К млекопитающим относятся животные: еж, крот европейский, ушан, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк обыкновенный, ондатра, заяц-русак, заяц-беляк, волк, лиса, бурый медведь, рысь, выдра, куница лесная, кабан, лось.

Стол№4 Луг.

Широкой полосой вдоль рек тянутся луга. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. На лугу так же интересно, как в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть. Важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. На лугу растут только травянистые растения. Как красиво цветут колокольчики, клевер, тысячелистник! А вот неяркие цветы - тимофеевка, мятлик, лисохвост. Их здесь особенно много. Луг – это еще и добрый друг, берегущий наше здоровье. На нем произрастают лекарственные травы. Собирать лекарственные травы можно только в тех местах, где их много. В нашем краю мало осталось ландышей, колокольчиков. Редкими стали волчье лыко, сон-трава, кувшинка белая. Их совсем не надо собирать. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом!

Стол №5«Правила поведения на природе».

Создать постер «Правила поведения на природе»

Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.

• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

• С грибами, найденными тобой в  лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты.

• Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.

• Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!

• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы.

• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

 Музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

 Обобщение.

3-2-1

  • Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали
  • Запишите 2 названия постеров, которые вам понравились
  • Запишите комментарий или вопрос, который  возник во время урока

Домашнее задание.

Исследовать полезные ископаемые Мамадышского района (в различных источниках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 4 класс. Кровь. Кровеносная система.

Цель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, кровеносных сосудов; усвоение понятийного аппарата; расширение кругозора и пополнение словарного ...

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс "Каменное царство" (Система Л.В.Занкова)

На этом уроке в ходе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с группами горных пород по происхождению, их свойствами и применением....

Урок по окружающему миру 2 класс "Планеты солнечной системы"

Возможно использование отрывков из документальных фильмов , позновательных мультфильмов....

Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                         Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Планеты Солнечной системы"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс 1 часть "Планеты Солнечной системы"...

Урок по окружающему миру 2 класс " Край родной, Бурятия!"

Технологическая карта урока.  2 класс.Тема: Край, в котором мы живем. Природа нашего края. Цель: 1) формирование  знаний учащихся о родном крае, богатстве и неповторимости края...