Конспект урока по окружающему миру "Природные богатства и труд людей - основа экономики"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по окружающему миру (3 класс, УМК «Школа России»)

Тема: Природные богатства и  труд людей – основа экономики.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Способствовать пониманию роли природных богатств в экономике и важности их бережного использования, раскрыть ценность труда  и образования и их роли в экономике.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • Понимать роль природных богатств в экономике;
  • Понимать роль труда и образования в экономике;
  • Устанавливать взаимосвязи между трудом людей и разных профессий;
  • Иметь представление о роли науки в экономическом развитии.

Метапредметные:  

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
  • Оценивать достижения на уроке;
  • Работать в группах: раскрывать тему по предложенному плану;
  • Сотрудничать со взрослыми при получении информации;
  • Выполнять простейший опорный конспект на основе текста.

Личностные:

  • Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
  • Определять личностный смысл учения;
  • Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- (слайд 2)

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

(Л) Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

 - На прошлом уроке мы познакомились с понятием, с которым мы часто сталкиваемся в жизни?

 - Что такое экономика?

 - Для чего нужна экономика?

- Какие бывают потребности?

 - Какая основная цель экономики?

  Слайд 3. «Все во имя человека, все для блага человека».

- Как вы понимаете эту фразу?

- Слайд 4. Ребята, внимательно рассмотрите  картинки. На какие две группы можно  их разделить?

 - Закончите фразу: Основа экономики – это ….

 - Назовите тему урока.

 - Определите цель урока.

-Запишите тему и цель урока в технологические карты.

Отвечают на вопросы учителя

 

Называют тему урока. Определяют цель урока.

(П) Строить речевые высказывания в устной форме.

 (Р ) Определять цель урока.

3.Организация познавательной деятельности.

-  Ребята, а где мы можем узнать  о роли природных богатств  в экономике?

-Обратимся к  нашему помощнику учебнику.

- Для работы мы разделились на группы. Вспомним  правила работы в группе.

 - Выберите задание, распределите роли, заполните технологические карты.

- Время ограничено. Со звоночком мы заканчиваем работу.

Отвечают на вопрос. (Из учебника, из Интернета, из энциклопедии, справочника  и т. д.)

Вспоминают правила работы в группе.

Каждая команда выбирает задание,   распределяет роли. Учащиеся читают текст, выделяют ключевые слова, обсуждают и составляют опорный  конспект,  записывает информацию в карту.

 По истечении времени группы представляют результаты работы.

(П) Отбирать источники информации.  Осуществлять поиск необходимой информации  и  её понимать.

(Р) Планировать деятельность с помощью учителя. Работать по плану.

 (К) Создание условий для лучшего результата при работе в группах. Речевое общение и участие в диалоге.

 

4. Физминутка

  • Дети по лесу гуляли
  • За природой наблюдали.
  • Только в лес мы вошли, появились комары,
  • Руки вверх, хлопки над головой,
  • Руки вниз – хлопок другой.
  • Снова дальше мы идём,
  • Перед нами водоём,
  • Прыгать мы уже умеем,
  • Прыгать будем мы смелее,
  • Раз – два, раз – два, позади уже вода.
  • Мы шагаем, мы шагаем,
  • Руки выше поднимаем,
  • Дышим ровно, глубоко…
  • Впереди из-за куста
  • Смотрит хитрая лиса,
  • Мы лису обхитрим,
  • На носочках пробежим.
  • Серый заяц скачет в поле,
  • Очень весело на воле.
  • Подражаем мы зайчишке,
  • Непоседе, шалунишке,
  • И закончилась игра,
  • За работу нам пора.

5. Создание мини – проекта.

 - Природные богатства сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами. Нужно еще что – то очень и очень важное. Что?

- Для чего нужен труд людей?

- Какие профессии необходимы в экономике?

- От чего зависит успех труда людей?

 - А сейчас мы с вами выполним небольшой проект. Каждая команда получает предмет (тетрадь, ложка,  льняная ткань).  Изучив информацию, представленную в  презентации «Природные богатства и труд людей», из  данных картинок  выберите те, которые  показывают  «рождение» этого предмета.  

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с презентацией.  Находят нужную информацию. Из предложенных картинок выбирают те,  которые показывают «рождение» предмета.  Оформляют проект.

(К) Речевое общение и участие в диалоге.

(П) Извлекать  нужную информацию   из презентации.

(К) Работать в группе в разных ролях, вырабатывать решения.

(Л) Уважительно относиться к иному мнению в разных ситуациях.

6. Презентация выполненных работ. Оценка работы групп.

- Вы работали в группе. Оцените  работу группы.

Самооценка работы группы

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

- Представьте свои проекты.        

Оценивание работы в  группе по листу самооценки.

Презентация проектов.

(П) Представлять информацию в сжатом виде.

 (Р) Определять степень успешности работы.

(Л) Осознавать  причастность к успеху в учебной деятельности.

(Л) Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

7. Рефлексия.

- Оцените свои знания, выполнив тест.  

Самостоятельное выполнение тестов. Самопроверка. (Плешаков А. А. и др. Окружающий мир: Тесты)

(Р) Самооценка своей деятельности.

(К) Формулировать собственное мнение и позицию.

(Л) Формировать внутреннюю позицию.

8. Подведение итогов.  

- Назовите тему урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Выполнена ли она?

- Что мы делали, чтобы достичь цели? Как пригодятся нам знания по этой теме в жизни?

- (слайд 5) Закончите фразу:

Мне было легко…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Определяют уровень собственных знаний.

Технологическая карта  I  группы

Этап

Содержание

1

Определение темы

2

Цель урока

3

Распределите  работу в группе.

Фамилия Имя

Ищет информацию в учебнике

Записывает данные в технологическую карту

Представляет результат работы классу.

4

Работа с учебником.   По указанным источникам найдите нужную информацию, впишите  данные в таблицу.

Воздух (учебник стр. 42 – 43)

Вода (учебник стр. 43)

Значение для экономики

Использование богатств природы

5

Задание группы. Изучите информацию, представленную в презентации. Из картинок  выберите те, которые  показывают  «рождение» этого предмета.  

Представьте свой проект.

6

Оцените  работу группы.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

-  Начнем игру.

        Технологическая карта  II  группы

Этап, цель

Содержание

1

Определение темы

2

Цель урока

3

Распределите  работу в группе.

Фамилия Имя

Ищет информацию в учебнике

Записывает данные в технологическую карту

Представляет результат работы классу.

4

Работа с учебником.   По указанным источникам найдите нужную информацию, впишите  данные в таблицу.

Полезные ископаемые (учебник стр. 43)

Земля (учебник стр. 43)

Значение для экономики

Использование богатств природы

5

Задание группы. Изучите информацию, представленную в презентации. Из картинок  выберите те, которые  показывают  «рождение» этого предмета.  

Представьте свой проект.

6

Оцените  работу группы.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

-  Начнем игру.

Технологическая карта  III  группы

Этап, цель

Содержание

1

Определение темы

2

Цель урока

3

Распределите  работу в группе.

Фамилия Имя

Ищет информацию в учебнике

Записывает данные в технологическую карту

Представляет результат работы классу.

4

Работа с учебником.   По указанным источникам найдите нужную информацию, впишите  данные в таблицу.

Растения (учебник стр. 43)

Животные  (учебник стр. 43)

Значение для экономики

Использование богатств природы

5

Задание группы. Изучите информацию, представленную в презентации. Из картинок  выберите те, которые  показывают  «рождение» этого предмета.  

Представьте свой проект.

6

Оцените  работу группы.

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

-  Начнем игру.

Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг?

Как получают ткань?

Из чего сделали ложку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Презентацию составила учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицина А. В.

Слайд 2

Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями!

Слайд 3

« Всё во имя человека, всё для блага человека».

Слайд 5

Закончите фразу : Мне было легко… Мне было интересно… Мне было трудно…

Слайд 6

Используемые ресурсы: http://moycow16.ucoz.ru/kolokolchik_pravyj.gif http://zagryzi-ka.ucoz.ru/_ph/2/317191387.png http://desktopwallpapers.co/wp-content/uploads/2014/04/In-the-Forest-7-1024x682.jpg http://www.thenewsrecorder.com/wp-content/uploads/2016/03/Water.jpg http://rulandinfo.ru/upload/iblock/dfe/gora-belukha5.jpg http://cartman.tv/img_280669.jpeg http://www.dp.ru/images/article/2012/09/05/d4d80728-f8cb-4342-bfd9-d2c9313cf2b7.jpg http://sdelanounas.ru/images/img/img-2006-09.photosight.ru/12_1642243.jpg http://www.pics-zone.ru/img.php?url=http://www.gorodperm.ru/upload/pages/196/img_1256620874.jpg http://www.moe-lipetsk.ru/image/news/257006_s1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные богатства и труд людей.

Слайд 2

Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг? Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.

Слайд 3

Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.

Слайд 4

До ворот цеха плывут брёвна по реке или их везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.

Слайд 5

Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл. В котле в специальном растворе варится… каша –деревянная.

Слайд 6

Вот эта каша, когда она готова, и становится бумагой.

Слайд 7

Из чего делают железо? Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.

Слайд 8

На заводе в огромных печах из железной руды варят чугун. Жидкий чугун заливают в формы. Из чугуна делают обычные сковородки, чугунки, батареи отопления.

Слайд 9

А из чугуна в специальных печах сталевары варят сталь и заливают её в формы. Далее стальные заготовки поступают в прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит и ножи, и ложки, и лезвия.

Слайд 10

Как получают ткань? Сбор и получение льняной соломы (лён- долгунец). Вымочка льняной соломы. Сушка. Мятьё. Трепание льна.

Слайд 11

Прочесывание волокна, удаление мусора, остатков семян и стебля.

Слайд 12

Вытягивание из волокна лент.

Слайд 13

Деление волокна на узкие полоски (ровницу).

Слайд 14

В прядильном цехе из ровницы вытягивают и скручивают нити. Получают пряжу.

Слайд 15

На ткацкой фабрике из пряжи ткут ткань (суровье).

Слайд 16

Готовую ткань окрашивают или набивают рисунок.

Слайд 17

http://www.stihi.ru/pics/2012/06/11/8050.jpg http://gau.com.ua/wp-content/uploads/slovo-tems40.jpg http://knife.tomsk.ru/forum/download/file.php?id=1514&t=1&sid=40ac884fedcce5295cd6603db9f55b07 http://www.stankey.ru/piloramy http://www.stroyip.ru/news/news/news-2836.html http://images.slanet.com.ua/~src6133640/Izdeliya_iz_lna.jpg http://www.medpulse.ru/image/article/9/7/3/6973.jpeg http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/11/10/protsess-proizvodstva-tkani-naturalnye-volokna-rastitelnogo http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/iz-chego-chto-sdelano0.html Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...