Конспект урока по теме "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Нечитайло Марина Сергеевна

Конспект урока составлен  с использованием приемов интерактивного (диалогового) обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_zhivotnye.rar816.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Какие бывают  животные?»

Цель: формирование представление детей о группах животных и их отличительных признаках.

 

Задачи:

1.       Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые).

2.       Познакомить с группами: земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп.

3.       Расширять кругозор детей о природе.

4.       Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться  устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать  результат своей работы на уроке.

 

Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.

 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Личностные: проявлять познавательный интерес,  целеустремленность  и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.

 

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Мы сегодня отправимся в небольшое путешествие. Куда поедем, скажите сами.

Присаживайтесь на свои места и закройте глаза. Представьте, что вы сидите в удобных креслах автобуса. Он едет по ровной дороге.

Окружающий нас мир         
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

Вот мы и приехали, дверь тихонько открывается и что мы слышим? (включается аудиозапись – звуки леса). Открывайте глаза. Где мы с вами оказались?

На слайде картина леса.

- В лесу. (дети)

II. Актуализация знаний

Ребята, скажите, что составляют наш лес?

- Растения (дети)

Растения, которые растут в определенном порядке – ярусами.  Что значит ярусами?

- Деревья – кустарники –травы. (дети)

 Кроме растений, кто обитает в лесу?

- Животные.(дети)

Итак, о чем мы будем разговаривать на уроке?

А если быть точнее, то какая тема нашего урока?

-  Какие бывают животные?

Какова цель нашего урока?

- разделить животных на группы;

- узнать особенность каждой группы.

Класс разбит на 4 группы.

У вас на столах лежат конверты. 
- В этих конвертах подготовлены рисунки животных.
Ваша задача: рассмотреть картинки с изображением животных, найти лишнее. Оставшихся животных объединить в группу, дать ей название и сказать, по какому признаку вы их объединили.

Конверт №1. воробей, синица, сорока, бабочка.

Объясните свой выбор. Итак, 1-я группа –птицы.

Послушайте сообщение об одном из представителей данной группы.

Птицы:   Снится ночью пауку

                 Чудо-юдо на суку

                  Длинный клюв и два крыла

                  А кого паук боится? Угадали? Это….(птица)

- Я хочу рассказать о дятле.

У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, язык липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых, они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в шапочке.

Конверт №2

обезьяна, заяц, тигр, акула.

Сообщение. Животные -  амурский тигр

Амурский тигр — самый крупный тигр в мире. Это единственный тигр, который живет в снегах. Такого достояния нет ни у одной страны мира. Это один из самых совершенных хищников. Тигр —одиночка. И поэтому для добычливой охоты ему требуется высочайшее мастерство. Амурский тигр может волочить по земле тушу лошади более 500 метров. В скорости бега он уступает лишь гепарду. Тигр отлично различает цвета. Ночью видит в 5 раз лучше человека.

Конверт №3 бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.

Сообщение. Насекомые - на нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде.

Божья коровка  – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает   тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.  

- Ребята, а можно ли ловить насекомых?

- Почему? (Нарушается цепь питания, без опыления погибнут растения и т. д.)

 

Конверт №4щука, окунь, карась, лось.

Сообщение. Рыбы - мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень необычна рыба - лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.

Итак, у нас получилось 4 группы животных: птицы, звери, насекомые, рыбы.

К какой группе отнесём бабочку, акулу, гуся и лося?

Задание следующее: изобразите с помощью схематических рисунков главные признаки вашей группы животных.

Ученики делают зарисовки, которые вывешиваются на доску под названием группы.

- Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы.

Мы прошли с вами уже полпути, пора и отдохнуть.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке,  на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

1 человек из класса проводит физкультминутку, остальные повторяют.

Демонстрируется лягушка и змея.

Посмотрите внимательно на этих животных. Подумайте и дайте ответ, к какой группе мы их отнесем.

- Мы не можем отнести ни к одной группе.  Так как у них нет признаков, знакомых нам групп.

Да, вы правы, это другие группы животных. Лягушка относится к земноводным.

Рассказ учителя

Земноводные - это удивительные существа!

Они могут жить и в воде, и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря — лёгкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Давайте определим особенности земноводных.

На столах у каждой группы муляж земноводного. Дети рассматривают его, определяют отличительные признаки.

Затем каждая группа называет свой признак, который записывается на доске. Затем методом исключения, выбирается верный признак. (такой прием называется  «корзина идей»)

Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.

Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом. К примеру, если лягушку забрать подальше от воды – она начнет худеть, станет вялой и вскоре погибнет. Или наоборот, если измученную лягушку (которая давно не была в воде) посадить на мокрую тряпку, то она начнет прижиматься тельцем к влажной ткани и быстро поправится.

Змея относится к пресмыкающимся

Рассказ учителя.

Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговымичешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями. У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги. Внешне кажется, что эти животные ползут по земле – пресмыкаются.

Определение признаков пресмыкающихся проиходит с использованием  того  же приема.

Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно. В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают. Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха.  Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.

Итак, мы теперь знаем на какие группы можно разделить животных и их особенности.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю». Я буду говорить высказывания, а вы подумайте и скажите «Верю» или «не верю»:

а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Крокодилы тоже появляются из яиц. Значит, Крокодилы – птицы. (Не верю.)

б) У млекопитающих животных 4 ноги. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Не верю.)

в) Тело змеи покрыто чешуйками. Выводятся змеи из яиц. Змея – пресмыкающееся. (Верю)

Один мальчик нарисовал необычное животное, которое по его словам, он видел в лесу. Посмотрите на экран. Кто-нибудь из вас встречал его? Существует ли такое животное на самом деле? Части тела каких животных он объединил в своем рисунке?

Чтобы понять, как вы все поняли, давайте выполним небольшой тест.

1.Закончи определение: «Животные, у которых шесть ног, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери

2. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто перьями, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери

3. Закончи определение: «Животные, у которых тело покрыто шерстью, называются…»

- насекомые

- птицы

- звери

4.К какой группе относятся лягушки?

- рыб

- земноводных

- пресмыкающихся

5.К какой группе относятся черепахи и крокодилы?

- зверей

- земноводных

- пресмыкающихся

6.За что пресмыкающиеся получили своё название?

- за то, что они бегают

- за то, что они прыгают

- за то, что они ползают

7.Чем покрыто тело у земноводных?

- кожей

- шерстью

- чешуёй

Каждый ребенок выполняет тест на отдельном листе.

 Взаимопроверка. По слайду.

А теперь вернёмся к цели урока.

Какую цель урока поставили в начале урока. Удалось ли нам её достичь?

Подумайте и скажите, какая группа животных самая нужная и важная?

Самооценка.  

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Домашнее задание.

         Подумайте и ответьте, к какой группе относится человек? Можно дома спросить взрослых, найти ответ в интернете. А  следующий урок мы с вами ответим, к какой группе мы с вами относимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Почему нам бывает смешно"

Пользуйтесь конспектом урока...

Конспект урока технологии «Какие бывают нитки. Как они используются?» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления помпона из пряжиПланируемые  результаты:Предметные:знать технологию выполнения помпонов;уметь изготавливать игрушки в данной ...

Конспект урока технологии «Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам выполнения аппликации «одуванчик».Планируемые  результаты:Предметные:знать техно...

Конспект урока "Почему Луна бывает разной?"

Разработка урока по окружающему миру "Почему Луна бывает разной?"...

Конспект урока технологии "Какие бывают ткани" (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Какие бывают ткани».Изготовление: аппликации «одуванчик». Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам вып...