Урок. Окружающий мир 3 класс. Тема: "Побываем в гостях"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Матерн Светлана Викторовна

Урок. Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" Тема: "Побываем в гостях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobyvaem_v_gostyah.docx320.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Перспектива»

Тема: Побываем в гостях

Цель: познакомить учащихся с разнообразием жилищ, возводимых разными народами

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширить представления о видах и устройстве жилищ, например, юрта, яранга, сакля. хата-мазанка…

Познавательные:

осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения заданий.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, гордости, что «Я» - гражданин России)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Собрать внимание учащихся, настроить их на урок

Проверить готовность к уроку.

2. Целеполагание

Во время урока мы будем работать с технологической картой (ТК).

Определите одну из задач урока.

-Будем учиться оценивать правильность своих ответов.

3. Актуализация знаний.

Притча

Познакомить с притчей:

Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена пила кофе, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:

— Я хочу выполнить любое твое желание.

Мужчина, немного подумав, ответил:

— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.

Тогда Счастье обратилось к женщине:

— А ты бы что пожелала?

Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:

— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.

А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило:

— А можно я останусь у вас навсегда?

- Ребята, а как вы представляете, что такое счастье в семье?

Объяснить, как они понимают «семейное счастье».

3. Актуализация знаний.

Повторение.

Самооценка и рефлексия «За что можешь похвалить себя»

-Для того, чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни. Обсудив в группе из 4-х человек, назовите эти Золотые правила совместной жизни наших предков. 1 минута на обсуждение.

-Во время проверки группа называет только одно из правил, запомните, сколько раз ваши подготовленные ответы совпадут с суждениями других групп.

-Поднимите руки, у кого совпали только 3 ответа? У кого – 4 ответа? У кого – 5 ответов?

-Возьмите ТК и лист подсказок №1. Запишите в ТК, за что вы можете похвалить себя после выполнения 1 задания в группе.

Работа в группе из 4-х человек. Назвать Золотые правила предков:

1. Уважать традиции предков, чтить веру.

2. Слушаться главу семьи.

3. У каждого свое дело – мужчинам работать в поле, в лесу, на дворе

4. У каждого свое дело – женщинам стряпать, прясть, шить

5. У каждого свое дело – детям помогать старшим, учиться.

Оценить свой вклад в работу группы.

Лист подсказок №1.

3. Актуализация знаний.

Проверка д/з. Самостоятельная работа. Уровневое оценивание.

-Издавна соблюдались Золотые правила совместной жизни нашими предками, и было в каждом доме особое место, именуемое «Красный угол».

Чтобы проверить, на каком уровне вы подготовили д/з, переверните ТК, заполните таблицу, учитывая критерии проверки:

(на слайде)

1. По 1б. за каждое верное суждение (слово или словосочетание).

2. 1б дополнительно, если не будут перепутаны столбики (в 1 столбик только названия неодушевленных предметов «Что может быть в Красном углу», а во 2 столбик только названия одушевленных предметов «Кто мог сидеть в красном углу»)

3. 1б дополнительно, если выполнено самостоятельно, без помощи одноклассника.

4. 1б дополнительно, если написано аккуратно, каллиграфично

5. 1б дополнительно, если каждое суждение записано с новой строки

6. За каждое суждение, списанное с одноклассника вычесть по 1б

-Проверим по образцу и определим свой уровень:

7 и меньше – низкий уровень

8-9 – хорошо

10-11 - отлично

12-13 – превосходно

-Запишите в ТК ваш уровень выполнения д/з

Определяют правильность своих ответов.

-1 столбик «Что может быть в Красном углу»: иконы, лампадка или свечка, стол, фотографии родных, полка-боженица, полотенце с узорами (6 баллов)

-2 столбик «Кто мог сидеть в красном углу»: уважаемый член семьи, старший мужчина семьи, почетный гость (3 балла)

Выставляют себе баллы, переводят баллы в уровень.

4. Целеполагание

В своем доме всем простор, даже если дом невелик.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Как с пословицей связаны следующие слова: сакля, яранга, хата-мазанка, иглу, чум, юрта….?

-Как они выглядят?

-Почему именно так?

-Кому они принадлежат? (ненцы, буряты, калмыки, ханты, манси, коряки, чукчи…)

Есть ребята, которые затруднились дать ответы на прозвучавшие вопросы.

-Определите задачи урока для всех?

Определяют задачи урока:

-Каким народам принадлежат такие дома, как сакля, яранга, хата-мазанка, иглу, чум, юрта?

-Как выглядят жилища разных народов?

-Где на карте России и мира определить место этим домам?

5. Самостоятельная работа с текстом учебника. Понимание текста. Интерпретация текста.

-Давайте отправимся в гости к народам, построившим такие интересные и разные по внешнему виду дома. Как люди воспитанные, мы должны соблюдать законы гостеприимства.

-Как вы понимаете фразу «законы гостеприимства»?

-Откройте учебник стр.16. Познакомьтесь самостоятельно с законами гостеприимства.

-Какие пословицы отражают традиции гостеприимной встречи?

-Какая пословица отражает проводы гостя?

-А что нужно помнить нам, идущим в гости?

-Переверните ТК. Выберите и обведите номера тех пословиц, которые отражают наше поведение в гостях, в чужом доме.

-Проверим, 1-5

-Проставьте результат совпадения в ТК (0 или 1 или 2)

-По с.16 учебника:

встреча -  Просим в дом – красному гостю красное место! или Первому гостю первое место и красная ложка! или Чем богаты, тем и рады!

проводы - Конного гостя провожай до коня, а пешего – до ворот.

-На ТК:

1) В чужом доме не осуждай!

2) Хоть не богат, а гостям рад.

3) Гостю щей не жалей, а погуще налей.

4) Хороший кусок для хорошего гостя.

5) В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

6. Групповая работа. Работа с разными источниками информации, выбор информации в соответствии с учебной задачей.

-Мы полностью готовы к путешествию.

-Каждая группа (из 4-х человек) получает свой билет и отправляется….

-В этом тексте нужно заполнить пропуски и представить классу свой рассказ.

В помощь для выполнения работы карты, путеводитель, статья…

Текст с пропусками:

6. Выступление групп.

Вывод.

-От чего зависит внешний вид жилища человека?

Озвучивают слайды презентации, читая свой составленный текст.

Делают вывод.

6. Рефлексия.

Свой вклад в деятельность группы запишите на ТК, используйте лист подсказок №1.

Записывают свой вклад в деятельность группы

7. Работа с учебником.стр.16-17 и тетрадью стр.12.

Самостоятельная работа по заполнению таблицы на основании текста.

Критериальное оценивание по образцу.

-Авторы нашего учебника хотят поделиться с вами впечатлениями от своего путешествия в таежный край.

Давайте прочитаем вместе.

-Покажите ваше умение ориентироваться в прочитанном тексте. Откройте тетрадь стр.12. Заполните таблицу.

-Проверьте и оцените правильность работы соседа по образцу. Ставим баллы в каждой ячейке. Общую сумму выписываем внизу.

Поставьте дополнительный балл за аккуратное каллиграфическое написание.

-Свои результаты запишите в ТК.

Знакомятся с текстом учебника и самостоятельно заполняют таблицу в тетради.

Оценивают качество работы соседа – взаимопроверка.

8. Домашнее задание

Дома вы прочитаете с.16-21, в печатной тетради заполните таблицу №2 стр.13

9. Подведение итога и рефлексия

-Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

-Названия каких домов вы запомнили?

-Почему дома такие разные? От чего это зависит?

-Что объединяет все дома?

На ТК нарисуйте смайлик

с улыбкой – если тебе было легко и все удавалось на уроке;

серьезный – если бывали трудности, но ты справлялся;

грустный – если у тебя многое не получалось, настроение было плохое.

Рядом со смайликом поставьте

! – если узнал на уроке новое, интересное

? – если были вопросы, на которые ты не получил ответа на уроке

… - если появилось желание узнать что-то еще о жилищах людей

Подвести итог урока и оценить свое настроение и уровень своего знания-незнания и возможность дальнейшего пополнения знаний

Вариант технологической карты:

Запиши, за что ты можешь похвалить себя по результатам работы в группе «Золотые правила совместной жизни».

Воспользуйся листом-подсказкой №1.

Домашнее задание - заполнение таблицы «Красный угол»

Мой результат обведен

7 и меньше – низкий уровень

8-9 – хорошо

10-11 - отлично

12-13 – превосходно

Выбор пословиц по заданию

Мой результат обведен

0     1     2

Запиши, за что ты можешь похвалить себя по результатам группового путешествия «Побываем в гостях»

Самостоятельная работа с учебником.стр.16-17, 20 и заполнение таблицы в тетради стр.12.

По результатам взаимопроверки у меня

_____________ баллов

Это отметка ______________

ИТОГ УРОКА

Лист подсказок №1 (на карточке-закладке)

Я могу похвалить себя за………..

-активность в обсуждении

-доброжелательное отношение к товарищам

-дополнение ответов

-самостоятельность в выборе решения

-правильность выполнения работы

-полноту ответа

-четкое громкое представление общего ответа

-эмоциональное (артистичное) представление ответа

-внимание к суждениям, отличным от моего мнения

-стремление скоординировать ответы для пользы всей группы

-объективность

-старание

-творчество

Текст с пропусками

Этот дом называется ______. Такие дома строят ________. Материал, используемый для постройки этого жилища __________. Дом этот (переносной или непереносной), потому что ___. Народ, построивший такой дом, (выборочное чтение из текста о видах занятия населения). На географической карте место селений с такими домами находятся _____.

Материал для работы групп «Побываем в гостях»

1) ЮРТА

Найдите на стр.18 изображение юрты.

Ю́рта —каркасное жилище с войлочным покрытием. Юрты в России строили не только буряты, но и тувинцы. Это жилище очень удобно для народов, ведущих кочевой образ жизни, основное занятие которых – скотоводство, целые семьи кочевали вслед за стадами овец. Юрта быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Войлок изготавливается из валяной шерсти овец.

http://900igr.net/datas/geografija/Sostav-naselenija-Rossii/0005-005-Sostav-naselenija-Rossii.jpg

2) ЯРАНГА

Найдите на стр.18 изображение яранги.

Ярангу строят народы, основным занятием которых издавна было скотоводство, они кочевали целыми семьями вслед за стадами оленей.

Яранга известна у некоторых народов северо-востока Сибири: эскимосов, чукчей, коряков. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.

3) МАЗАНКА

Найдите на стр.19 изображение мазанки.

Технология возведения мазанок была освоена людьми по крайней мере 6000 лет назад. Мазанки издавна были распространены в более теплом климатическом поясе, для которого характерно жаркое лето и относительно мягкая зима. Также конструкция во многом обусловлена наличием местных строительных материалов. На Юге России и на Украине достаточно скудны запасы леса, что заставляет производить строительство с меньшим использованием древесины.

Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева) или сырцового кирпича* и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются изнутри и снаружи (белятся).

*Сырцовый кирпич, в свою очередь, получается из смеси глины, соломы, и, иногда даже, навоза, потом такой кирпич сушат на солнце (обжиг в печах не применяется).

4) ИГЛУ

Найдите на стр.19 изображение иглу.

Люди издавна научились использовать для своих нужд тот материал, который находится рядом.

Те, кто живет в лесной местности, строят дома и изготавливают разную хозяйственную утварь из дерева. Если рядом глина, то из нее делают кирпичи и строят кирпичные дома. А вот эскимосы до недавнего времени строили свои жилища из снега: ведь другого материала там, где они живут, нет.

Иглу означает «зимнее жилище канадских эскимосов».

Иглу представляет собой куполообразную постройку высотой примерно в человеческий рост. Один эскимос за три четверти часа (45 минут!)  сооружает просторную снежную хижину для всей своей семьи.  Самая сильная пурга в хижине не слышна. Снежные кирпичи плотно срастаются, к тому же хижина смерзается от разогрева внутри. Говорят, иглу даже выдерживают вес белого медведя.

Внутреннее помещение иглу обычно застилают шкурами, иногда шкурами покрывают и стены.

В настоящее время хижины иглу применяются также в лыжном туризме как аварийное жилье на случай проблем с палаткой или долгого ожидания улучшения погоды. Сейчас при подготовке к лыжным походам иногда проводятся занятия по строительству хижин иглу.

http://www.wmlotto.ru/img/books_ill/1010924130.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

урок во 2 классе на тему " В гостях у зайца"

Урок подготовлен для групп не владеющих осетинским языком. ...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Побываем в гостях" Перспектива

Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: изучение нового материала.Планируемые результаты:Личностные: Формировать умение преодолевать трудности. Развивать умение формулировать свои мысли. Воспитывать терпимо...

Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.Планируемые результатыПредметные:знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яран...

Урок окружающего мира в 2классе. Тема: «В гости к осени» Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Познакомить с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе....

УМК "Перспектива" конспект окружающего мира 3 класс Тема: «Побываем в гостях»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с традициями разных народов, с многонациональным народом страны, в которой они живут, и истории народа их края.Планируемые результатыПредметные:знат...

Конспект урока во 2 классе на тему: В гостях у сказки

Конспект урока по  чтению "В гостях у сказки" для учащихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...