"Жизнь насекомых весной". Лучший современный урок.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Галина Павловна Гаспарян

Конкурс лучший современный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gasparyan_g.p.knkurs_luchshiy_sovremennyy_urok.zip115.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ ВЕСНОЙ».

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых, с календарем появления комаров, бабочек, пчёл, муравьёв после зимнего покоя; способствовать развитию речи, умения описывать насекомых.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; называть представителей насекомых.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач; предметные – рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчёл, муравьёв) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: кроссворд «Насекомые»; фотографии и другие изображения насекомых; загадки про насекомых; карточки для самостоятельной работы; картинка «Зоошутка».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Послушайте стихотворение:

Утром бабочка проснулась –

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

– Как вы думаете, к какой группе животных относится бабочка? (К насекомым.)

– Сегодня мы будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Зоологам известно уже более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

II. Изучение нового материала.

– Начинаем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на цветущем лугу. Кого же мы встретили первым?

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел!

– Что это за насекомое? (Бабочка.) Посмотрите на изображение бабочки. С чем поэт сравнил крылья бабочки? (С цветком.) Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие.) А сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)

– Прослушав и выполнив упражнения, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко с ними наклоняюсь».

Дети выполняют упражнения по тексту.

* * *

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Дети показывают.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются),

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук

На воздушных крыльях.

Дети машут руками.

– Что это за насекомое? (Жук.) Посмотрите на изображение жука. Сколько  ножек  у  жука?  (Шесть.)  А  есть  ли  у  жука  крылья?  Какие они? (Верхние – жёсткие, нижние – тонкие, прозрачные.)

– А кто ещё здесь есть, давайте отгадаем:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

                        (Пчела.)

– Посмотрите на изображение пчелы. А есть ли у неё крылья? Какие? А сколько ножек? Посчитайте.

– Ребята, а все ли насекомые могут летать? Выберите из картинок насекомых только тех, которые летают, у которых есть крылья. Назовите их.

Выполнение задания.

– Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку. Мы встречаем новое животное. Кто изображён на картинке? (Паук.)

– Этот паучок гуляет по траве. А где ещё можно встретить паучков и больших пауков? Где они живут, какой у них домик? (Гнездо из нитей паутины.)

– А  пауки  летают?  Почему  нет?  (У них нет крыльев.)  А  сколько ног? (Восемь.)

– Верно. Поэтому пауки не относятся к насекомым.

Отгадайте ещё загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…

– Как вы думаете, кто это? (Муравей.)

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

– Посмотрите на изображение муравьёв. Почему они так быстро бегают, что у них есть? (Есть шесть ножек, как и у других насекомых.) А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? (Нет.) Да, у этих муравьев крыльев нет, хотя существуют и крылатые виды.

– Посмотрите, к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

– Отгадайте, что это за скрипач? (Это кузнечик.)

– Рассмотрите  изображение  кузнечика.  Сколько  ножек  у  кузнечика? (Шесть.) Какие они? (Длинные.)

– Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

– Ребята, бабочки, пчёлы, жуки, муравьи, кузнечики – это все насекомые, огромный мир насекомых. Все они украшают нашу землю, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей.

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются.

Работа по карточкам.

– Как передвигаются пчёлы, бабочки, стрекозы? (Они летают.)

– Как передвигаются муравьи? (Они бегают.)

– Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают.)

– Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается каждое насекомое.

Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки.

                       (Кузнечик.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

                       (Бабочка.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

                       (Комар.)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт.

Золотистые глаза…

Кто же это? ... (Стрекоза.)

Над цветами я жужжу,

Целый день в заботах –

Собираю я пыльцу,

Наполняю соты.

                (Пчела.)

Ростом мал, но работящий

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает.

                (Муравей.)

Он шнырял, шуршал в шалфее,

Он ужасный шум затеял.

Сколько дел он натворил,

Даже муху разбудил!

                (Шмель.)

Лепка из пластилина и природного материала.

– Ребята, давайте смастерим нашим муравьям друзей. Сначала сделаем головку. Для этого возьмём пластилин, поделим его на  две части. Скатаем два шара, из одного шара сделаем головку, приделаем усики, вставим глазки. Второй шар будет грудка, прикрепим её к головке. Затем грудку соединим с брюшком, для этого возьмём желудь. Чего не хватает нашим муравьям? (Ножек.) Ножками будут веточки березы.

Самостоятельная работа.

– Сделали, давайте теперь проводим муравьишек домой.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала –

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

– А нам пора домой, давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, покружись – снова в классе окажись».

III. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Прочитайте в учебнике рассказ «Весенние картинки». Назовите главный признак насекомых. (У них по 6 ног, тело покрыто твёрдым «чехольчиком» с полосками, будто оно насечено.)

– Сравните  бабочку-капустницу  и  бабочку-крапивницу  по  внешнему виду.

– Решите кроссворд «Насекомые».

По горизонтали:

3. Жалящие насекомые, строящие гнезда.

5. Мелкие летающие кровососы.

6. Лохматые любители мёда.

7. Полужёсткокрылые насекомые, часто с неприятным запахом.

9. Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями.

11. Домашние добытчики мёда.

14. Короткоусые родственники кузнечиков.

15. Жёсткокрылые насекомые.

16. Муравьиные хищники.

17. Паразиты человека, живущие на коже головы, под волосами.

По вертикали:

1. Мелкие скачущие паразиты, живущие на коже животных.

2. Прекрасные летающие насекомые.

4. Зеленоглазые «кусаки».

7. Крупные прыгающие усатые насекомые.

8. Строители муравейников.

10. Кухонные жильцы.

12. Растительные «кровопийцы».

13. Двукрылые «подлизы».

Ответы: По горизонтали:  3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.  По вертикали:  1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

Учитель проводит игру «Зоошутка».

– Рассмотрите рисунок. Из частей каких насекомых составлено это фантастическое животное? (Голова мухи, усики жука навозника, хоботок бабочки, грудь пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья бабочки махаона.)

IV. Итог урока.

– Каких насекомых вы знаете? Назовите их отличительные признаки. Как передвигаются насекомые?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Насекомые весной". 1 класс.

Урок был разработан по УМК "Начальная школа XXI век". Публикация прошла в газете "Начальная школа. "Первое сентября"....

открытый урок по чтению. тема урока Насекомые весной. Рассказ «Комариный бал» А. Барков.

отрытый урок по чтению 8 вид, 3 класс. Насекомые весной. Рассказ «Комариный бал» А. Барков....

Тема: «Жизнь насекомых весной» Предмет «Окружающий мир» 1 класс Образовательная программа: «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова

Цель: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, способствовать развитию речи, описывать насекомыхЗадачи урока:  Образовательные: познакомить учащихся с изменениями в жизни нас...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

"Жизнь насекомых весной", 1 класс

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной", 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...