Конспект урока окружающего мира по теме: "В царстве грибов" 3 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы. Формируемые УУД: Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности; вырабатывать потребность поддержания собственного экологического здоровья; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся. Регулятивные: Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Познавательные: Характеризовать строение шляпочных грибов, формировать умение действовать по алгоритму, формулировать краткие ответы, составлять характеристику предмета, выделять главное в тексе и фиксировать значимую информацию в схематизированном виде. Коммуникативные: способствовать развитию речи учащихся, умению вести диалог, работать в паре.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_tsarstve_gribov.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

УМК: «Школа России»

Технологическая карта урока.

Тема

«В царстве грибов»

Цель

сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы

Задачи

Предметные: познакомить с видами грибов,  научить различать съедобные и несъедобные грибы.

Формируемые УУД

Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности; вырабатывать потребность поддержания собственного экологического здоровья; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.

Регулятивные: Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: Характеризовать строение шляпочных грибов, формировать умение действовать по алгоритму, формулировать краткие ответы, составлять характеристику предмета, выделять главное в тексе и фиксировать значимую информацию в схематизированном виде.

Коммуникативные: способствовать развитию речи учащихся, умению вести диалог, работать в паре.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Основные понятия

 «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы», надземная и подземная часть.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.

Презентация

Организация пространства

Класс ЗПР

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Коррекционная работа

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Прозвенел опять звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,

2. Настрой на урок

Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Я умею думать.

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять

Коррекция отдельных сторон психической деятельности учащихся.

Развития внимания

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для решения проблемной ситуации и «открытия нового знания»

Слайд

Слайд

Слайд

-Ребята, а что такое лес? - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе?

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? - Молодцы!

- А давайте вспомним, что такое природа?

- Какая бывает природа? (Живая и неживая). Чем отличается живая природа от неживой?

Задание №1- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу.

Задание №2- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений).

. (Это место, где много деревьев).

(Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи). (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

(Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

(Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

Игра “Кто внимательный?” (сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой.)

Загадка:

«Весной одевается, а осенью раздевается».

- Что это? (лес)

Задание №1 (Проводится игра. На карточке явления природы: дерево, трава, птицы, звери, радуга, камни, звезды, …).

Задание №2- Разделить слова на группы: береза, подорожник, шмель, синица, муравей, боярышник.

Развитие устной речи. Расширение знаний об окружающем мире.

Развитие соотносительного

анализа.

Развитие внимания, памяти, мышления.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Самостоятельное формулирование темы урока по результатам проблематизации.

Слайд

- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.

- Что это?

- Верно. Так, скажите, о чём пойдет речь на уроке?

- Что должны выяснить с вами? Попробуйте сформулировать план исследования урока.

(это гриб).

План исследования:    

  1. Внешний вид.
  2. Чем могут питаться?
  3. Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  4. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  5. Какие условия нужны для роста и развития?

Развитие основных мыслительных операций: умение планировать деятельность

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением на группы

Слайд

Слайд

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?

- Почему?

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы?

- Почему?

- А какие части растений нам известны?

- Есть ли они у грибов?

-А какая часть гриба упоминалась в загадке?

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными ---Рассмотрим  рисунок строения шляпочного гриба в учебнике.

 - Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей?

- Что составляет надземную часть?

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей?

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Какое бы вы ей дали название?

- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”  А теперь сравните со схемой на доске: так ли у вас?

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» Почему так говорят?

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли?

- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?

- А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития?

- Для чего растениям нужен свет?

- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений?

- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?)  

- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

- Можно ли сказать, что грибы – это животные?

- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство. Слайд

(Живая).

(Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

(К миру растений).

(Они растут на земле).

(Корень, стебель, ветки, листья, плод).

(У грибов нет листьев, стебля, веток).

Шляпка.

(Надземная часть).

Шляпка и ножка.

(Подземная часть).

(Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

(Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).

(Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

(влага, тепло, питательная среда)

(растения)

(свет)

(Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)

(Они не вырабатывают питательные вещества сами)

(Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями). 

(Грибы питаются солями из почвы, как растения,  и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).

Развитие устной речи. Расширение знаний об окружающем мире.

Развитие умения анализировать

Развитие умения сравнивать

V. Содружество растений и грибов.

Съедобные и несъедобные грибы.

Цель.

Закрепить знания в определении и познакомить с видами грибов.

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему?

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да). 

3адание №3      Какие мы грибники?

  1. Возле леса на опушке,

  Украшая темный бор,

  Вырос пестрый, как Петрушка,

  Ядовитый….

-К какой группе относится?

-Положим в корзину?

-Зачем нужен мухомор?

  1. Не привыкла нравиться,

    Кто съест меня – отравится.    

-Какие еще несъедобные грибы знаете?

   

-А как поступите, если не знаете, что это за гриб?

   

3. Под осиной гриб тот, дети,

   В ярко-красненьком берете.

   -Почему так назвали? Какие еще грибы можете назвать, растущие конкретно под определенными деревьями?

-Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например,  маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит?

- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

--Так, на какие группы можно разделить грибы? Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте отправимся на “тихую охоту”.

- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.) 

(Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

.          (Мухомор)

(Бледная поганка)

 (желчный гриб, бледная поганка, ложный опёнок).

(не надо его брать).

(Подосиновик)

(Дети предлагают свои версии).

(съедобные и несъедобные)

3адание№4         Ребусы (раздать детям на листах) 

(отгадать, что за гриб и показать на иллюстрации).

               

лиса’ +  “спички

(лисички)

масло’

‘мята

Маслята

Задание №5. С поляны берем гриб и называем его.

Развитие памяти, внимания

Развитие логического мышления

Развитие тактильных ощущений

VI.Физкультминутка

 

«Грибы»

Влез опенок на пенек,  

Простоял один денек.

Низко наклоняется,

Шляпку к солнышку потянет

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

 А когда пришел грибник,

Они все в корзину прыг!

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

- А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.

- Как вы думаете, где мы их можем еще встретить?  Показ гриба трутовика, который дерево точит.

(Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу и даже в музеях, на деревьях).

Развитие устной речи.

Расширение знаний об окружающем мире.

Слайд

Слайд

VII. Правила сбора грибов.

VIII. Обобщение знаний о значении грибов.

IX. Подведение итогов урока.

- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите, где изображены необычные грибы. Слайд

- Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Новгородской области.

- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)

- Что это? (Плесень). А можно ли плесень назвать грибами?  Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?  Почему?

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом? Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?

- Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

- А люди используют грибы в пищу? Что они с ними делают?

- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей). Это сморчки и строчки. Слайд   Их называют грибы-“подснежники”. Они занесены в Красную книгу России. А еще есть грибы – “скороспелки” на деревьях – это вешенки. А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

3адание № 6        - Возьмите тест. Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.

- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться. А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе?

- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет). Почему? Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? Слайд   “Бледная поганка”.

- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть кольцо - юбочка.(Рассказ о бледной поганке)

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать. А я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”.. Дети работают на карточках.

-. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты. Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные?

2 группе: Какая часть грибов является самой важной?

3 группе: Какие бывают грибы?

4 группе: Назовите самый ядовитый гриб.

5 группе: Что нужно делать при отравлении грибами?  

6 группа: Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Сегодня мы так много узнали на уроке. Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

 (Да).

(Нет).

(У нее нет шляпки).

(Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).

(Да).

(Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

(Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

(Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

 (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).

(Бледная поганка).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

(Особое царство природы).

(Грибница).

(Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые).

(Бледная поганка).

(ответы детей).

(Ими лечатся животные).

.

Учащиеся рассматривают продукты

3адание № 6       

Учащиеся выполняют тест

Задание №7

игра “Съедобное – несъедобное”..

 Дети работают на карточках.

Развитие зрительного внимания

Развитие умения анализировать

Развитие логического мышления

Развитие умения анализировать

Развитие

 умения классифицировать,

обобщать

Развитие умения делать выводы

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный

Учащиеся показывают зеленый кружок, а если  не понравилось,  чего-то не поняли, показывают красный

Развитие умения адекватно оценивать свои действия

IX. Д/з.

- А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;        совершенствование умений работы с текстом. Пл...