«Растения и животные зимой»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Николаева Алена Анатольевна

Технологическая карта урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Растения и животные зимой". Урок направлен на систематизацию знаний детей о жизни растений и животных с приходом зимы. Задачи: обучать детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka.docx157.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   «Мир природы и человека» в  3 классе

Учитель Николаева А. А.

Тема урока: «Растения и животные зимой» от 24.01.2020

Цель урока:

Систематизация знаний детей о жизни растений и животных с приходом зимы.

Задачи урока:

 

предметные

  1. Обучать детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.

личностные

  1. Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.

Тип урока

  1. Комбинированный урок

Форма урока

Традиционный

Опорные понятия, термины

Сосновые шишки, еловые шишки, лиственные деревья, кормушки, зимующие, перелетные

Новые понятия

 Хвоя, хвойные деревья

Дидактические средства

Карточки: животные, деревья

Формы контроля

текущий

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД

(формируемые на этом этапе)

Коррекционная направленность урока

1

Организационный этап.

 

Встали ровно,

Подтянулись

И друг другу

Улыбнулись

- Проверим, все ли готово к уроку?

Дети проверяют готовность к уроку

Личностные:  адекватное включение в учебную деятельность

Стабилизация эмоционального  состояния учащихся

2

Мотивация учебной деятельности учащихся.  

Учитель читает стихотворение:

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина:

Зверушек и пичужек

Всех спрятала зима

- О чём это стихотворение?

– О каких изменениях в природе говорится в этом стихотворении?

- О чем мы будем сегодня беседовать?

Тема урока «Растения зимой»

-Что хотите узнать на уроке?

-Чему научиться?    

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Регулятивные: произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.  

Повышение уровня познавательной активности  

3

Актуализация знаний.

 Приём «Согласен – Не согласен»

Вам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен.

1. Согласны ли вы, что иголочки у сосны и ели называются хвоинками?

2. Согласны ли вы, что по следам, можно определить какой зверь прошел, и сколько их было?

3. Согласны ли вы, что рыбам легко дышать подо льдом?

Думают, отвечают

Предполагают Выражают свое отношение к ряду

утверждений по правилу: согласен, не согласен.

Коммуникативная

Умение сотрудничать с учителем, вступать в контакт, отвечать на вопросы.

Развитие познавательной активности

4

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка

- Откройте учебники на стр. 24

-  Прочитайте  вопросы,  которые  ставит  автор  учебника  перед  статьёй.

-  Если    не  хватает  собственных  знаний,  где  мы  можем  найти  ответы  на вопросы?

вопросы?

Прочитайте текст

    Лес зимой укрыт снегом. Деревья стоят без листьев,  но они спрятаны под снегом. Очень красив  зимний лес. Только ели и сосны остались зелеными. Листья (иголки) ели и сосны  тонкие и твердые. Они называются хвоя. Ель и сосна – хвойные деревья.

Работа с гербарием.

- Рассмотрите ветки сосны и ели?

- Сравните иголки ели и сосны.

- У какого дерева иголки короткие, у какого – длинные?

- Сравни еловые и сосновые шишки. Опиши их.

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — снега. (Руки — вниз, присели.)

 Работают с учебником

Читают вопросы

Читают текст

Рассматривают гербарий

Сравнивают хвоинки, описывают

Учащиеся выполняют физкультминутку

 Познавательные:

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Регулятивная

Осознанное включение в выполнение физминутки

Повышение уровня познавательной активности  

Развитие внимания, зрительного восприятия

Способствовать физическому развитию учащихся

Работа в рабочих тетрадях.

Зарисовать хвоинки сосны и ели

https://compendium.su/science/4klass/4klass.files/image052.jpg

- Гуляли ли вы когда–нибудь в зимнем лесу?

Что там видели? Расскажите.

Работа с учебником на стр. 26.

Прочитайте, как живется в зимнем лесу зверям и птицам.

В зимнем лесу редко увидишь зверей. Только по следам на снегу можно узнать, какой зверь прошел здесь. Трудно им живется в лесу зимой. Холодно и голодно. Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеческому жилью, там легче найти пищу.

- На стр. 27 рассмотрите внимательно следы зайца, лисы, сороки.

- По каким признакам мы можем определить следы зверя и птицы?

- Рассмотрите рисунки. Вспомните, как люди заботятся о птицах и зверях зимой.

- Назовите известных вам птиц.

 На стр. 28 рассмотрите рисунок.

Прочитайте, как живется рыбам зимой.

Работают в рабочих тетрадях

Зарисовывают хвоинки

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Читают текст

Рассматривают рисунки. Определяют следы.

Отвечают на вопросы

Называют зимующих птиц

Рассматривают рисунок

Читают текст

Регулятивная.  Умение выполнять задание по инструкции учителя.       Умение работать с тетрадью.

Личностные.  Умение сотрудничать с учителем и учащимися класса.

             

Познавательные:

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Коррекция зрительного восприятия

Развитие моторных навыков

5

Первичная проверка понимания.

Ребята, хотите ли вы побыть в роле учителя?

-Сейчас вы будете задавать вопросы друг другу.

- Какие деревья зимой остаются зелеными?

- Как называются листья ели и сосны?

- Как живется зверям в лесу зимой?

- Куда стараются перебраться птицы?

- Как заботятся люди зимой о зверях?

- Назови зимующих птиц

- Как люди помогают птицам пережить зиму?

- Как люди помогают рыбам?

  вытягивают вопросы и зачитывают

Регулятивные

осознанно действовать на основе  инструкций для решения практических и учебных задач.

Развитие мышления, зрительного восприятия, связной, диалогической речи

6

Первичное закрепление

Работа в парах.

На столе у вас тестовые задания

Тест

1. Как называются листья ели и сосны?

а) хвоинки б) росточки

2. Подпиши, какому животному принадлежат следы

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/024e/00013acd-24cdbbb4/img13.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/009e/0005a5ed-cd245dbb/hello_html_m2f7a01b4.jpg

https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/04/35/footprints-of-foxes-vector-8100435.jpg

3. Чем можно подкармливать птиц? Отметьте правильный ответ.

а) соленое сало

б) зерно

в) семечки

4. Как человек помогает рыбам?

а) тщательно закрывает все лунки ветками

б) делают проруби?

- Самопроверка. Сверти ответы с ответами на доске. Поставьте себе оценку.

Работают в парах

Отвечают на вопросы

Выбирая правильный ответ

1 - а)

2 – сорока, заяц, лиса

3 – б), в)

4 – б)

Проверяют тест

Оценивают

Познавательные:  

Применять усвоенные знания при выполнении предложенных учителем заданий.

Личностные.  Умение сотрудничать с учителем и учащимися класса.

 

Коммуникативные:

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Регулятивные:

Активно участвовать в деятельности.

Оценивать работу с учетом предложенных критериев

Развитие внимания, памяти, мышления

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 24 – 28 читать, отвечать на вопросы

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

Регулятивные.

Умение слушать инструкцию учителя.

Развитие внимания, памяти.

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Как вы считаете, успешно у нас прошел урок? Почему?

Какая у нас была сегодня цель урока? Можете ли вы сейчас ответить на данные вопросы без сомнения?

1. Согласны ли вы, что иголочки у сосны и ели называются хвоинками?

2. Согласны ли вы, что по следам, можно определить какой зверь прошел, и сколько их было?

3. Согласны ли вы, что рыбам легко дышать подо льдом?

Мы достигли цели урока?

Урок окончен, ребята. Спасибо вам за работу.

Отвечают на вопросы

Личностные: положительное отношение к изучаемому материалу.

Формирование навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

В гости к зиме. Животные зимой.

На уроке учащиеся систематизировали знания о жизни животных зимой...

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой."

Урок окружающего мира  в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой." по программе "Школа 2100"....

Растения и животные зимой

Презентация предназначена для 2 класса к уроку окружающего  мира...

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...