Урок окружающего мира 3 класс "Опора тела и движение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гарлюпина Елена Петровна

Материал для урока по окружающему миру для 3 класса с использованием интерактивных упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Опора тела и движение»

Слайд 4

Череп, позвоночник, грудная клетка, кости рук, кости ног.

Слайд 5

Череп - головной мозг. Позвоночник - спинной мозг. Грудная клетка - сердце, легкие.

Слайд 6

Опыт 1 Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? Сделайте вывод.

Слайд 7

Опыт 2 Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок . Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении ? Сделайте выводы. Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила?

Слайд 8

Домашнее задание Учебник : прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.



Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: «Опора тела и движение».

Класс: 3

Цель: ознакомление учащихся с понятиями: скелет, мышцы, опорно –двигательная система, осанка.

Задачи:

  Дидактические: познакомить учащихся с понятиями "скелет, мышцы, опорно –двигательная система, осанка" и с правилами выработки и сохранения правильной осанки.

  Развивающие: развивать умение устанавливать взаимосвязь скелета, мышц и осанки.

  Воспитательные:

-воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, здоровому питанию;

 -формировать положительную мотивацию, культуру поведения при фронтальной работе.

Необходимый раздаточный материал: презентация, интерактивные упражнения, карточки с надписями частей опорно-двигательной системы, тест.

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации учебной де-ти

Дидактические средства

Формы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг. момент

Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Словесный: беседа

-Доброе утро ребята, взгляните всё ли у вас готово к уроку. Хорошо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи на уроке. Присаживайтесь.

Настраиваются на учебную деятельность.

Ф

Личностные: мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

2. Актуализация знаний

Повторить опорные знания и умения

Практический метод: выполнение интерактивного упражнения на повторение; вытягивание карточек с вопросами; выполнение теста.

Словесный метод: беседа.

-Выполните сейчас  в парах интерактивное задание на повторение  в тренажёре learningapps, возьмите планшеты у вас на партах и сканируйте QR код, чтобы перейти к заданию.

*Проводит опрос (вытягивание карточек)*

-У меня на столе лежат билеты с вопросами.  Я сейчас назову любого человека, кого посчитаю нужным сейчас  спросить, он выходит ко мне,  выбирает любой билет, читает вопрос и  отвечает на него. Если вы не можете ответить, тогда отвечает любой желающий.

№1Как помочь человеку при небольшом ранении?

2Как помочь человеку при ушибе?

№3Как помочь человеку при ожоге?

№4Как помочь человеку при обморожении?

-А теперь давайте выполним тест на повторение.

*Раздаёт тесты*

-Теперь обменяйтесь тестами с соседом по парте, возьмите простой карандаш  и проверьте друг друга. Правильные ответы я сейчас выведу на экран, если допущены ошибки в тесте, аккуратно зачёркиваете карандашом ошибку и  пишите правильный ответ.

Выполняют интерактивное упражнение на повторение в парах.

Выходят, выбирают билет, читают вопрос, отвечают на него.

Выполняют тест

Проверяют друг друга

П

И

Ф

Интерактивное задание в learningapps.org.

Билеты с вопросами.

Тест.

Самоконтроль

Контроль

Взаимоконтроль

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Предметные: у третьеклассников продолжится формирование ИКТ-компетентности.

3.Определение темы и цели урока

Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности

Наглядный метод: ставит две разные игрушки: тряпичную и пластмассовою.

Практический метод: решение кроссворд.

Словесный метод: беседа.

Ставит две игрушки на стол: тряпичную и пластмассовую.

-Почему не удалость поставить тряпичную игрушку?

-Что же это за опора, которая помогает обеспечить вертикальное положение в пространстве.  Мы узнаем, разгадав кроссворд (в learningapps).

*Раздаёт QR-код*

-Какое слово получилось в выделенной строке? 

-Скелет - это каркас, обеспечивающий положение тела в пространстве. Есть ли скелет у человека?

-Откройте учебник на с.134. Назовите тему урока и скажите, совпадает ли она с озвученной темой?

-Сегодня мы будем говорить об опорно-двигательной системе.

-Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Она мягкая, у неё нет опоры, а у другой игрушки есть.

Разгадывают кроссворд.

Скелет.

Есть.

Открывают учебник.

Называют тему.

Ф

И

Кроссворд в интерактивном тренажёре.

QR-коды для перехода на интерактивные упражнения.

Контроль

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Предметные: у третьеклассников продолжится формирование ИКТ-компетентности.

4.Работа по теме

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в изменой ситуации.

Словесный метод: беседа.

Наглядный метод: картинка скелета.

-Само слово опорно-двигательная сложное. Из каких частей оно состоит?

-Рассмотрим, что в нашем теле является опорой. Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей?

-Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы. Кости придают телу форму. Они твердые и прочные.

*Демонстрирует бесформенное тело – желейный элемент*

Слайд2

-Что в целом образуют кости человека?

- В скелете различают более 200 различных костей, больших и совсем крошечных.

- Из каких основных частей состоит наш скелет?

*Учитель прикрепляет карточки с частями скелета на доску*

-Для чего нужен скелет?

- Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

-Какие органы защищает череп?

-Какие органы защищает позвоночник?

-Какие органы защищает грудная клетка?

Опора и двигать.

Кости.

Скелет.

Череп, позвоночники, грудная клетка, кости рук, кости ног.

Это опора нашего тела.

Головной мозг.

Спинной мозг.

Сердце и лёгкие.

Ф

Презентация (слайд2, 3).

Карточки частей скелета.

Контроль

Познавательные: добывать необходимые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

5.Физминутка

Дать детям отдохнуть во время урока

Наглядный метод: показ движений учителем

-Встаньте, поверните голову направо, поднимите руки вверх, опустите их.

-Что заставляет кости двигаться?

-Правильно, садитесь на свои места.

- Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу. Мышцы помогают нам, и петь, и смеяться, и дышать.

Повторяют за учителем.

Мышцы.

Ф

И

Контроль

6.Продолжение беседы по теме урока

Обеспечение усвоения новых знаний

Словесный метод: беседа

-Что заставляет наше сердце работать?

-А что помогает котлете продвигаться ото рта до желудка?

-Кто командует мышцами?

-Значит, мозг командует мышцами, а мышцы приводят в движение кости.

Сердечная мышца.

Мышцы пищевода

Мозг

Ф

Контроль

Познавательные: перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

7.Практическая работа

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации

Словесный метод: беседа

Практический метод: опыты

От скелета и мышц зависит осанка  человека.

Осанка – это то, как мы сидим или стоим, плохая осанка приводит к перенапряжению мышц. От этого перенапряжения и болит спина. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

-Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Слайд6 (Опыт 1)

Слайд7 (Опыт 2)

Опыт 1

- Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? 

- Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? 

- Сделайте вывод. 

Опыт 2

-Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.

Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? 

- Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении?

- Сделайте выводы. 

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? 

- Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? 

- Когда нужно начинать вырабатывать осанку?

- Давайте в учебнике на с.135 прочтём информацию и найдём правила выработки хорошей осанки.

Слушают учителя

Проводят опыты

Они поднялись вверх, значит, в лёгкие попало много воздуха

Ладошки почти не поднялись – лёгкие наполнились плохо.

Нейтральная осанка мешает глубокому дыханию

Она сжалась

Нет. Он не может работать всей поверхностью.

При неправильной осанке страдают внутренние органы

Следить за правильной осанкой

Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т.д.

Ф

И

Г

П

Презентация  (слайд 6,7)

Контроль

Познавательные: ориентироваться в своих знаниях.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Предметные: осваивать доступные способы изучения природы и общества.

8.Итог

Подвести итог и сделать выводы по изученной теме урока

Словесный метод: беседа

-Ребята, наш урок подходит к концу. Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? 

- Что такое скелет? 

- Какую роль играют мышцы в организме? 

- Для чего нужна правильная осанка? 

 

ВЫВОД: Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.

Нет. Кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого.

Все кости человека.

Приводят тело в движение.

Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех.

Ф

Презентация (Слайд 8)

Контроль

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точу зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

9.Рефлексия

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение теста

-У вас на столах лежат пульты, возьмите их в руки, включите.

-Сейчас на доске появится задание, и вы  с помощью пультов выбираете ответ.

Тест «Опора тела и движение»

1. Какие органы образуют опорно-двигательную систему?

А) желудок, пещевод

Б) сердце, сосуды

В) нервы

Г) скелет, мышцы

2. От каких органов зависит осанка человека?

А) от скелета и мышц

Б) от сердца

В) от лёгких

Г) от спинного мозга

3. Кто командует движениями тела человека?

А) сердце

Б) кости

В) мозг

Г) мышцы

4. Для чего нужно иметь хорошую осанку?

А) чтобы быстрее бегать

Б) чтобы лучше работали внутренние органы

В) чтобы было легче писать и читать

Выполняют тест, чтобы оценить свои знания.

И

Ф

Тест в интерактивном тренажёре.

Контроль, самоконтроль.

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентироваться в своих знаниях. 

Предметные: у третьеклассников продолжится формирование ИКТ-компетентности.

10.Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.

Записывают домашнее задание в дневник



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя учащегося:

Тест «Кожа»

А1. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода и бактерий?

а) скелет;

 в) кожа;

б) печень;

 г) мышцы.

А2. Какую роль в работе кожи играет жир?

а) помогает переносить жару;

б) помогает выполнять тяжелую работу;

в) делает кожу упругой;

г) защищает кожу от ран.

А3. Какую роль играет выделение кожей пота?

а) охлаждает тело;

б) загрязняет кожу;

в) очищают кожу;

г) смазывает кожу.

А4. Почему важно хотя бы раз в неделю мыть тело с мылом?

а) для приятного запаха;

б) чтобы на коже не скапливались бактерии;

в) чтобы кожа была сухой;

г) чтобы быть красивым.

В1. Какая травма НЕ относится к повреждениям кожи?

а) перелом;

 в) ожог;

б) порез;

г) ушиб.

С1. Какие средства предназначены для ухода за кожей?

а) мыло;

 в) зубная щётка;

б) детский крем;

г) лосьон.



Предварительный просмотр:

№1Как помочь человеку при небольшом ранении?

№2Как помочь человеку при ушибе?

№3Как помочь человеку при ожоге?

№4Как помочь человеку при обморожении?



Предварительный просмотр:

Череп, позвоночники, грудная клетка, кости рук, кости ног.

Череп - головной мозг.

Позвоночник - спинной мозг.

Грудная клетка - сердце, легкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Опора тела и движение"

Окружающий мир  к УМК А.А.Плешакова "Школа России" 3 класс...

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Строение тела человека" 2 класс. Ученики знакомятся со строением тела человека, учатся распознавать внутреннее и внешнее строени организма....

Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Урок окружающего мира "Твердые тела,жидкости и газы" 1 класс

Урок "Твердые тела,жидкости и газы"содержит конспект урока для 1 класса по программа 2100...

Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...