«Методические рекомендации по формированию хронологических знаний и умений школьников на уроках истории»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Методические рекомендации по формированию хронологических знаний и умений школьников на уроках истории в начальной школе в рамках изучения окружающего мира (4-е классы.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_istorii.docx70.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по формированию хронологических знаний и умений школьников на уроках истории»

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для учителей начальных классов, для формирования хронологических умений и знаний на уроке истории.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА………………………………………….6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ, СОПРОВОЖДАЮЩИМ ОПИСАННУЮ ВЫШЕ МЕТОДИКУ……………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе историческое образование младших школьников осуществляется двумя путями: интегрировано и модульно, и включено в единую образовательную область «Окружающий мир». К интегрированным относятся программы «Гармония» О.Т.Поглазовой; Начальная школа «ХХ1 век» Н.Ф.Виноградовой; развивающая система Л.В.Занкова Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова

Лучше всего разработаны и увязаны с другими предметами модульные курсы, особенно по истории России. Это «Ведение в историю» А.И.Саплина и Е.В.Саплиной; «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» Н.И.Ворожейкиной; «Моё отечество» Д.Д. Данилова и С.В.Тырина

Министерство образования и науки рекомендует использовать эти программы, однако право выбора того или иного варианта остаётся за школой, при условии соблюдения требований Государственного образовательного стандарта.

Каждая из программ требует формирования у детей определённых хронологических представлений.

Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени и перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Известно, что история без обозначения временных рамок не возможна. Зачастую, школьники механически заучивают то или иное событие, не имея представления с каким конкретно событием, именем связана дата. Поэтому, целесообразно полгать, что на уроках истории важно научить учащихся оперировать годами и веками.

Как правило, с датами школьники сталкиваются еще в начальной школе.

Работа над временной локализацией изучаемых событий идёт весьма трудно. Учащиеся не испытывают интереса к датам и запоминают их лишь по требованию учителя. Они склонны ориентироваться в событиях, соотнеся их со страницами учебника, названием параграфа, рисунком. Временную последовательность событий учащиеся часто воспринимают по последовательности изучения материала и его расположения в учебнике. Методика работы по временной локализации исторических событий разрабатывается в методической литературе очень слабо.

Поскольку формирование временных представлений младших школьников закладывает основы общего целостного восприятии окружающего их мира, элементов его прошлого, настоящего и будущего, постольку нам стало интересно и важно уделить внимание изучению и систематизации данной темы, попробовать реализовать на практике некоторые методические приёмы такого формирования.

Историю невозможно изучать без знания дат. Хронологические даты – это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития человечества. Хронология – «градусная сеть», наброшенная на историю человечества (И.В. Гиттис, Начальное обучение истории).

Начиная с первых уроков, где встречаются даты, учащиеся начинают системно работать с ними.

Предназначено классным руководителям начальных классов и учителей-предметников. Возможное использование на уроках педагогической деятельности и во внеурочной деятельности

ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА

Прежде чем характеризовать «работу со временем», вспомним, что представляют собой типичные представления младших школьников об историческом времени и значимости дат в изучении прошлого. По наблюдениям психологов, подтверждённых практикой учителей, работающих в начальной школе, восприятие времени -- самая трудная задача для детей 7--10-летнего возраста, поскольку их собственный жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. На этом основании методисты рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями ребят с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств исторического времени:

«Надо создать на уроке ощущение отдалённости древних культур, поясняя хронологическую отдалённость на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высоких домов и т.д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда ещё практически не было самолётов. Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникали первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира».

Кстати, подобный приём использовал историк и писатель Н.Эйдельман в книге «Твой ХVIII век». Приглашая школьников сосчитать, сколько в предыдущем веке у каждого из них осталось прапра... дедушек и бабушек, учёный доказывал, что история -- не такой уж отдалённый и бесстрастный предмет изучения, каким может показаться вначале.

Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдём до времён, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда ещё и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии... При этом создаётся почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдалённой эпохи.

Почему это важно сегодня?.. Расширение временного кругозора учащихся позволяет привить им понимание других культур, существующих в наши дни. И ещё кое-что проясняется для нас в нашей действительности: неповторимость, особенность нашей эпохи обрисовывается лишь на фоне истории».

В советской методике также существует несколько рекомендаций по формированию у младших школьников представлений о линейности, необратимости, значительной протяжённости исторического времени. Это и рисование в рабочих тетрадях «реки Истории» с условными датами-корабликами, плывущими в одном направлении, это и составление иллюстрированной ленты времени на длинном листе ватмана с цифровым обозначением веков и силуэтными аппликациями наиболее ярких фактов, это и синхронистические комплексы, отражающие события, происходившие в одно и то же время в разных частях земного шара.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями: единицы времени (год, век, тысячелетие), високосный год, эра, календарь, эпоха, наша эра, до нашей эры. Как показала практика, наиболее продуктивно эта работа проходит на специальных занятиях в рамках пропедевтического курса по вспомогательным историческим дисциплинам. В дальнейшем, на уроках по истории Древнего мира, Средних веков и древней отечественной истории новые понятия конкретизируются и применяются при решении хронологических задач.

Не все даты, насыщающие всемирную историю и школьные учебники, достойны равноценного к себе внимания и методической проработки. В недавнем идеологизированном прошлом говорили о трёх типах хронологии: «Одни (даты) должны быть закреплены в памяти советских людей на всю жизнь, например, даты жизни В.И. Ленина, Великой Октябрьской социалистической революции, Парижской Коммуны, падения крепостного права в России. Другие являются опорными при изучении определённого курса истории и должны прочно сохраняться в памяти, по крайней мере, на протяжении его изучения... Наконец, третьи даты служат для установления связи датируемых фактов с опорными фактами и отнесения их к соответствующим периодам».

В современном обучении уместно, видимо, говорить об опорных и второстепенных датах в школьных курсах истории, относя к первым только те, что локализуют во времени главные исторические факты. Состав основных дат условен и исторически изменчив, так же как и набор фактов: в зависимости от политической ситуации и задач школьного исторического образования они оцениваются то как главные, то как второстепенные. Очевидно, что специальной работы при изучении истории в школе требуют именно опорные даты.

Наглядно-образное обозначение времени, созвучное картинному описанию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффективным приёмом конкретизации самих исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся даты, с ними связанные. В отличие от простого упоминания времени «прописки» второстепенного исторического факта, обстоятельства важнейших событий описываются максимально ярко и образно, с использованием красочных цитат: «В субботу пятого апреля / Сырой рассветною порой...», «Русское войско сошлось с татарским в самый день, когда празднуется Рождество Богородицы, 8 сентября, в 1380 г. от Рождества Христова на поле Куликовом за Доном у реки Непрядвы» и др.

С этой же целью учитель может предложить ученикам 5--7 классов самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на её лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной -- рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.

Наряду с простым запоминанием дат-одиночек методисты давно советуют применять «определённую систему обучения, развивающую у школьников представление о времени как пути движения исторических событий и о датах как моментах исторического развития» (А.И. Стражев). С этой целью в теорию и практику обучения истории А.И. Стражев ввёл хронологические комплексы, ряды логически связанных между собой фактов и дат. Например, при анализе состояния крепостного права в России в ХVIII в. уместно совершить исторический экскурс по основным вехам становления крепостничества и проследить формирование этой системы начиная с ХVI в. Это поможет учащимся устанавливать прочные ассоциации развития исторических событий во времени», крепче запоминать и обогащать историческое мышление.

Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их последовательность или одновременность могут быть оформлены в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы. В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий они сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Обычно в них две колонки: даты и события.

Тематические хронологические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития: «Народные движения в первой половине ХIX в.», «Этапы политической реформы в СССР (1988--1991)» и т.д. Помимо двух традиционных колонок в них может быть третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого факта в отдельности.

Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчёркивают их динамизм, быстроту и напряжённость действий их участников. В этих таблицах знаменательный факт фиксируется с точностью дней, часов и минут.

Своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп -- таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой способ изучения хронологии эффективен при определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности.

При изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Составление таких таблиц и их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.

Специфическую роль в изложении хронологического материала выполняют схемы, которые в самых разнообразных вариантах предложены в рабочих тетрадях по истории. Схемы-лесенки, к примеру, выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории («Мир на пути к Первой мировой войне», «Как начиналась война на Балканах» и т.п.). В более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи становления определённого исторического феномена и, возможно, являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов.

Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя, ученики обоснованно выбирают одну из них.

Процесс формирования хронологических знаний и умений школьников в курсах истории не замыкается на сообщении дат и тем более на их бездумном заучивании. Следующие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития хронологических умений.

Параллельно с введением основных единиц исторического времени в начальном курсе истории формулируется правило установления их соотношения (год--век--тысячелетие). Обычно этот механизм иллюстрируется на аналогии с часами.

или на примерах самих детей: к сегодняшнему дню вам исполнилось 10 лет и 5 месяцев, т.е. вам идёт одиннадцатый год, соответственно 1005 год относится к XI веку.

Нестандартные хронологические задачи основаны на соотнесении разных систем летосчисления, существовавших в древности и Средневековье. Этот тип задач эффективно используется на уроках по истории Древней Греции и Рима, арабов, отечественной истории и др., поскольку создаёт атмосферу реального прошлого, позволяет работать с оригинальными (неадаптированными) источниками и развивать творческие способности школьников.

Хронологические задачи, кроме всего прочего, являются действенным средством закрепления в памяти учащихся дат основных исторических событий и проверки их усвоения. На это же рассчитаны хронологические примеры.

Хронологические уравнения помогают школьникам не просто вспомнить даты исторических событий, но и соотнести их между собой, найти новые связи и отношения между фактами, имевшими место в разные периоды и в разных странах. Они диагностируют уровень развития невербального воображения учащихся, их логические способности, способствуют выработке точности и лаконичности устной речи. Расставляя условные знаки тождества/аналогии (=), противоположности () или следствия () между парами дат, ученики обосновывают своё решение.

Для усвоения временных представлений и развития навыков по хронологии М. Т. Студеникин предлагает следующие приёмы:

подобрать к каждой дате соответствующее событие;

вычислить продолжительность события;

расставить события в хронологической последовательности;

определить временные промежутки между событиями.

Основные данные ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. Интересно представлен опыт использования хронотронов - специальных пособий для запоминания исторических дат. Хронотроны представляют собой карточки из твёрдой бумаги с прорезями, в которые вертикально вставлены ленты с написанными на одной из них римскими, а ан другой - арабскими цифрами. На арабском хронотроне ученик набирает нужную дату, а на римском показывает, какой это век, первая или вторая половина века [10, с.54-59].

Ещё один вариант применения хронотрона: учитель называет историческое событие, а ученик показывает на арабском хронотроне дату. Дополнительно для запоминания века, в котором происходило событие, соответствующей событию половины века используется римский хронотрон. Хронотроны наиболее эффективны для быстрого получения «обратной связи» от детей и проведения мгновенного контроля за знанием исторических дат учениками.

Данное пособие позволяет учащимся решать хронологические задачи, в результате чего происходит запоминание исторических дат. Создатели хронотронов считают, что работа с данными пособиями может проводится при условии наличия хронотрона у каждого учащегося.

Наглядно-образное обозначение времени является эффективным приёмом конкретизации исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся связанные с ними даты. Описание должно быть ярким, красочным, исторически достоверным.

Учитель, работая над созданием наглядного образа времени, может предложить учащимся самостоятельно проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке, на лицевой стороне которой изображена дата, а ан обратной рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах.

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Особенностью исторического факта является его временная определённость. Только определив время совершения события, можно установить его связи с предшествовавшими и последующими событиями, его причины и последствия. Изучение истории в школе требует, чтобы учащиеся умели представлять исторические события во времени, знали, когда произошло, то или иное событие. Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлением об определённом времени, в значительной мере лишены познавательной ценности, не являются знанием истории, которая вся развивается во времени.

В качестве диагностирующих и контрольных заданий по хронологии также используются:

Тесты с выбором ответа по датам и событиям

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений соотносить факты с определённым периодом исторического развития

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений решать хронологические задачи

Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий

Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определёнными периодами времени

Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий

Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий, а также для развития и проверки умений определять их последовательность и взаимосвязи

Тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов

Тесты на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов.

Эффективным средством формирования хронологических знаний и умений являются игры с правилами на хронологическом материале: чайндаты, домино, лото, кроссворды и т.п.14 , разработки которых можно найти в пособии и по аналогии составлять самим на актуальном учебном материале.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ, СОПРОВОЖДАЮЩИМ ОПИСАННУЮ ВЫШЕ МЕТОДИКУ

  • Процесс формирования хронологических представлений надо начинать с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств исторического времени.

  • Начать работу с формирования представлений о том, как люди измеряют время, подводит к пониманию продолжительности жизни самих детей: самые первые воспоминания в их жизни, что самое важное произошло за эти годы.

  • Больше времени уделять работе с «лентой времени»: ученики указывают свой возраст и самые главные события жизни: когда пошли в детский сад, школу, сколько лет были в саду и сколько учатся в школе.

  • Использовать таблиц, для усвоения счёта лет в пределах столетия.

  • Важно связывать каждую новую дату с предшествующей.

  • Для осознанного запоминания дат и событий их важно также связывать со временем правления конкретных лиц - князей, царей и императоров.

  • Использовать в усвоении хронологии различные игровые приёмы.

  • Необходимо объяснить детям правила написания римских цифр, так как возникают трудности в виду написания сложных цифр, куда ставить знак, вперед или назад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся изучения хронологии в школьном курсе истории.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, и является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари различных народов и государств.

Для правильной и последовательной презентации хронологического материале в школе, важно понимать цель и задачи ее изучения: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Изучение хронологии в школе направленно на обеспечение в сознании учеников правильного отражения исторического времени, что помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; развитие их временных представлений; помощь в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Опираясь на цель и задачи изучения хронологии в школе, учитель отбирает и группирует хронологический материал и выбирает способ его подачи. Нельзя упускать из вида и то, что выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Кроме этого, для учителя важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. Правильно выбранные приемы и средства изложения хронологических сведений плюс различные познавательные упражнения и задания, в совокупности эффективнее способствую формированию хронологических знаний и умений школьников. Так же мы знаем, что многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С.116–117.

  1. Бущик Л.П. Очерки развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961. С. 10.

  1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. С. 90–97.

  1. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е.Вяземский. О.Ю.Стрелова и др. М., 1997–2002. С. 125–131.

  1. Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2004.

  1. Подробнее см.: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
  2. М., 2003. Глава 2.

  1. Линденберг К. Обучение истории. М.: Парсифаль, Русское слово, 1997. С. 12.

  1. Методика обучения истории в средней школе. / Отв. ред. Ф.П.Коровкин. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1978. С. 156.

  1. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. С. 156.

  1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. § 14.

  1. Образец синхронистической таблицы в учебнике «История Дальнего Востока: эпоха средневековья». Хабаровск, 2003.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М., 2000. С. 31.

  1. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М., 1985. С. 75—77.

  1. Кулагина Г. Сто игр по истории. М., 1983. См. также дидактические материалы в газете «История», журнале «История и обществознание для школьников»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Конспект урока по истории

(разработан для 4 класса)

Класс: 4 а

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель: Формировать представление об Отечественной войне 1812 года и ее народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом.

Личностные:

  • Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордость за положительные качества своего народа.

Предметная:

  • Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года и называть признаки ее народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Формировать умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.

Регулятивные:

  • Развивать умение понимать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение целенаправленно слушать учителя и одноклассников.
  • Учить взаимопроверке, оценивать деятельность товарища.

Оборудование:  учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть; историческая карта, карты с датами, с событиями и понятиями.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Евгения Владимировна сегодня урок истории проведу у вас я.

Здороваются с учителем, организуют рабочее место.

Актуализация знаний

- Наш урок начнем с исторического диктанта. Если вы согласны с моим утверждением, поднимайте руку. Если не согласны, то руку не поднимайте, а дайте правильный ответ.

+1) Ломоносов трудился в петербургской академии наук.

-2) Ломоносов был родом из знатной семьи.

+3) Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию.

+4) При Екатерине Великой в состав России вошла Грузия.

-5) Суворов был великим русским ученым.

+6) Суворов написал книгу «Наука побеждать».

+7) Ушаков – адмирал русского флота.

-8) В Греции поставили памятник Ушакову в честь победы над турецким флотом.

+9) Екатерина Великая поставила в Санкт-Петербурге памятник Петру Первому?

-10) Петр Первый был продолжателем славных дел Екатерины Великой?

Выполняют поручение учителя.

Формирование темы урока

- Ребята послушайте стихотворение:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы…

- Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

- Между какими странами происходили боевые сражения?

- Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

- рассмотрите памятную медаль в верхнем углу на стр.52 учебника.

-Как она называется? Как вы думаете, почему?

 Тема нашего урока “Отечественная война 1812года”.

Слушают.

Открытый вопрос.

Россия и Франция.

За любовь к Отечеству

Смотрят слайд.

Постановка целей и задач урока

- Как думаете, что узнаем сегодня на уроке?

А сегодня на уроке мы с вами применим на себе роль исследователей, окунемся в прошлое и попытаемся понять, почему же началась Отечественная война 812 года, откуда пришло Наполеоновское войско, каков был ход развития войны, какие основные битвы произошли, узнаем о великих людях, которые воевали в ряду армии: это и великолепные полковники и просто обычные, но очень смелые и отважные граждане своей страны. Узнаем, как же удалось победить нашей армии и какое значение принесла эта победа для нас с вами и для остального мира.

О Отечественной войне 1812 г., о ходе событий и о исторических личностях.

Планирование

- Сегодня на уроке мы с вами разберем такие вопросы:.

  1. Наполеоновское нашествие.
  2. Битва за Бородино, Бородинское сражение.
  3. Изгнание Наполеона из Москвы.
  4. Герои войны 812 г.

Смотрят слайд.

Практическая деятельность

Работа с книгой

Дополнительный материал

Видеоролик

Работа с книгой

Физминутка

Практическая деятельность

Приложение №3

Дополнительный материал

Приложение № 4-5

Работа с книгой

Самостоятельная работа по карточкам

Взаимопроверка

Самостоятельная работа учащихся

Видеометод

Самостоятельная работа

Рассказы детей

Беседа

-Послушайте фрагмент из произведения  композитора Римского-Корсакова «Млада». Вы услышите «Марш».

 - Какая музыка звучала?

- И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, которую нам предстоит исследовать. В очень тревожное и грозное время. Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год. В этом году началась одна из кровопролитных для России войн- Отечественная война 1812 года. Сейчас мы, как юные исследователи, рассмотрим основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года.

- 1812 год- это начало какого века?

Верно, начало 19 века.

Посмотрите на ленту времени и найдите на ней отрезок, обозначение 19 века римскими цифрами и скажите, под каким номером он находится.

Верно, под номером 4.

А теперь начнем наше исследование. Сегодня мы будем во время нашего исследования заносить данные в специальную таблицу.

Первый столбец – дата, второй – событие, третий –герой войны.

Откройте учебники на стр. 52. Найдите и прочитайте тот абзац, в котором говорится об Наполеоне.

Назовите дату начала Отечественной войны.

В начале 19 века кто стал Императором?

А императором какой страны он стал?

Посмотрите на портрет на слайде.

Так выглядел он – император Франции, бывший полководец, человек стремительный, мечтавший подчинить себе весь мир.

Сейчас, учащийся, у которого находится карточка под названием “Наполеон” выйдет и прочитает нам ее содержание. Остальные внимательно слушают.

(карточка: Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.)

Посмотрите видеоролик с кажите, как вы поняли смысл названия Отечественная война? (0:037).

Верно, война 1812 г.названа Отечественной, т.к. происходила на нашей родной земле и в борьбе против французских захватчиков поднялись абсолютно все слои населения, начиная от крестьян и заканчивая дворянами и воинской элитой. Всех тревожила судьба России и все пытались внести свой вклад в борьбу.

Занесем наши первые данные в таблицу.

Что запишем в первую колонку?

Во втору?

В третью?

Продолжим наше исследование.

Найдите и прочитайте абзац, в котором описывается первый бой с Наполеоновской армией, как именно русские войска решили вести войну.

Скажите, какую тактику вело русское войско с врагом, решили ли они сразу же вступить в серьезную битву или сделали что-то другое?

Верно, русское войско заманивало армию Наполеона дальше, в глубь страны и лишь тогда вступили в первый серьезный бой.

Где разгорелся этот бой?

Верно, под Смоленском.

Смоленское сражение стало первым серьезным сражением русской армии против французской армии и несла оборонительный характер, а произошла она 16 августа 1812 г. и завершилась уже 18 августа 1812 г. После двухдневного сражения Смоленск был оставлен, а русская армия была вынуждена продолжить отход к Москве, столице России.

Под руководством кого казачья конница изматывала Наполеоновскую армию?

Верно, под руководством Матвея Ивановича Платова, атамана, т.е. главы Донского казачьего войска, который блистал отвагой, умом и силой.

Обратите внимание на его портрет на слайде.

Как вы думаете, какими чертами характера обладает этот человек?

Занесем данные в нашу таблицу.
Что запишем в первый столбец?

Что во второй? Что в третий?

А сейчас немного отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения на видео.

Предлагаю вам прослушать запись, чтобы вы поняли и сказали мне, что будет дальше нашем объектом исследования. (0:0:46)

Скажите, какой фрагмент Отечественной войны 1812 г. мы с вами исследуем?

Верно, Бородинское сражение – решающий момент войны, где русская армия во главе великим и потрясающим полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым смогла дать отпор Наполеоновскую армию, притормозить ее.

 

Сейчас учащийся, у которого есть карточка под названием “Кутузов” выйдет к доске и прочитает ее содержание. Остальные внимательно слушают.

(карточка: М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. Когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. “Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”. Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Прибыл Кутузов бить французов» - говорили солдаты.)

Прослушайте запись. Потом ответите на пару вопросов.

Скажите, кем был Петр Иванович Багратион?

Кем был Николай Николаевич Раевский?

Найдите и прочитайте абзац, в котором описано Бородинское сражение.

Посмотрите внимательно на карту, я покажу как двигались войска и как выглядит Бородинское поле, на котором произошло сражение, на исторической карте.

Скажите, какую цель преследовал Наполеон на нашей земле? Почему он хотел это сделать?

Верно, вступить с победой в Москву, а именно в нее потому, что он считал Москву сердцем страны и что, если падет Москва, то падет и вся страна.

А что нужно было сделать, по мнению Наполеона, чтобы дойти до Москвы и вступить в нее?

Скажите, когда произошло Бородинское сражение?

Верно, утром 26 августа 1812г.

Каков был исход сражения?

Верно, хоть русская армия и дала достойный отпор противнику, лишив его немалого количества войска, но Москву пришлось оставить, т.к. Кутузов хотел спасти оставшуюся часть своей армии и четко понимал, что лучше отступить сейчас, чем быть разгромленными насовсем. Вы только представьте, насколько Кутузов не только отличный полководец, но и сердечный, добрый человек, который знал и понимал, что его армия не только способ победить врага, но и в первую очередь простые люди, которые тоже хотят жить.

Занесем данные в таблицу.

Что занесем в первую колонку?

Во вторую? В третью?

Это было величайшее сражение. Оно продолжалось 15 часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда.

В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

А сейчас я раздам вам карточки и мы проверим, насколько хорошо вы запомнили даты, которые узнали сейчас.

На карточках 1 задание - таблица: в первой колонке дата, во второй колонке событие.

Вам нужно соотнести дату с событием стрелочками.

Начало Отечественной                     16 августа 1812г.

войны (нашествие Наполеона)

Бородинское сражение        12 июня 1812г.

Смоленское сражение                       26 августа 1812г.

Обменяйтесь с соседом по парте работами и проверим друг друга. (слайд с готовой работой).

У кого ни одной ошибки – ставим отметку 5, одна ошибка – 4, две -3, больше 2.

(раздаю другие карточки с текстом)

Посмотрите внимательно на текст, в нем есть пропущенные слова которые вам нужно дописать, опираясь на свою память. Каждый выполняет самостоятельно.

(карточка: В …….. году армия французского императора ………………….. перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют …………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец……………………………………………

Главное сражение этой войны -…………………………………………………. – произошло ……….. августа 1812 года.)

Карточки положите на край стола, я позже их соберу.

Продолжим наше исследование.

Найдите и прочитайте те абзацы, в которых говорится о том, как Наполеон вступил в Москву и что последовало далее.

Скажите, с чем столкнулся в Москве Наполеон и его армия?

Верно, с подвигом народа, с сожжением столицы Москвы.

Каковы были последующие действия Наполеона?

Верно, он, испугавшись, сначала решил заключить перемирие, а когда понял, что никакого перемирия ему не светит, принял решение покинуть Москву.

Послушаем и посмотрим о том, что происходило в Москве после пожара (0:2:00) (выборочно рассказываю о происходящем.)

Вот на такой серьезный поступок пошел наш народ, пожертвовав многим, чтобы все это не досталось врагу.

С какими трудностями столкнулась армия Наполеона?

Что сделал Кутузов с русской армией?

Под каким городом произошло переломное победоносное сражение русской армии с армией захватчиков?

Верно, под Малоярославцем. Именно в этом сражении французская армия была полностью разбита, Наполеон Бонапарт спасся бегством, оставив остатки своей армии, которую русская армия под руководством Кутузова гнала аж до самого Парижа, попутно освобождая другие столицы и города европейский стран от французского гнета.

Какой итог вы, ребята, как исследователи, можете сделать?

Верно, русской армии удалось победить. Война, затеянная против России, обернулась проигрышем Франции.

25 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.

Я вам раздала карточки, на них вы видите высказывание, в колонке справа вам нужно отметить + если вы согласны с утверждение, - если отрицаете, в 3 колонке вы исправляете не верное утверждение.

  1. М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов – одни из героев Отечественной войны 1812 года.
  2. Главным сражением Отечественной войны 1812 года было Бородинское сражение.
  3. Войска неприятеля вторглись в Россию в июне 1812 года, а были изгнаны из страны в декабре 1812 года.
  4. Незадолго до Бородинской битвы войска Наполеона сумели захватить Москву.
  5. Заграничные походы российской армии закончились в Париже.

Положите их на край парты, я их позже соберу. За них каждый тоже получит оценку.

Сейчас я раздам вам карточки с небольшими рассказами. (раздаю из мешочка).  Я буду называть номер карточки, кто услышит свой номер – прочитает ее. (текст на карточках сопровождается презентацией)

Отважные и бесстрашные герои.

Так можно назвать каждого русского человека, который застал время Отечественной войны.

Ведь, против Наполеоновской армии выступил весь русский народ.

Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами, как и бежавшие из плена русские солдаты.

Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Узнаем же немного о партизанских движениях.

Дело в том, что пока наполеоновские войска расслабляются пьянством и грабежами в Москве, а регулярная русская армия отступает, совершая хитроумные маневры, которые потом позволят ей отдохнуть, собраться с силами, значительно пополнить свой состав и одержать победы над врагом, в борьбу вступились так называемые партизанские движения, в которые входили люди со всех слоев населения.

Партизанское движение – вид борьбы народа за свободу и независимость Родины, действия которой проходят именно на вражеской территории.(вывешиваю на доску).

Партизаны это те люди, которые вели борьбу с врагом именно на той территории, на которой находился враг. Эти смелые люди всегда находились на волоске от смерти, пытаясь раздобыть сведения о противнике или как-то нанести ему ущерб.

1 карточка. Одним самым известным из партизанских отрядов Отечественной войны 1812г. был армейский отряд под названием Отряд Денисова, под руководством Дениса Давыдова, знаменитого поэта и партизана того времени. Этот партизанский отряд из военнослужащих регулярных частей и казаков, созданных в русской армии, действовал в тылу противника и вложил немало сил в борьбу с французской армией.

2 карточка. Первый же  партизанский отряд в этой войне был создан под Смоленском ещё до назначения Кутузова главнокомандующим, который активно и успешно громил тылы французов.

3 карточка. И конечно, нельзя не вспомнить великую женщину партизанку Василису Кожину, которая собирала свои собственные отряды односельчан, а также действовала одна в тылу врага, брав немалое количество французов в плен, тем самым помогая освобождать родные земли от врага. 

4 карточка. В память о Василисе Кожиной названа улица в Москве, Сычевке. В 1962 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Василисе Кожиной.

Скажите, кто такие партизаны?

Какой вклад они внесли для нашей страны?

Какие известные партизаны вам запомнились?

Вывод: таким образом отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат холодом и лютыми морозами.

Так великая победа в Отечественной войне 1812 года отразилась на судьбе русского народа, наш народ, пережив горе и потери, стал сильнее. Великая победа также отразилась и на всем остальном мире, ведь благодаря нашей русской армии были освобождены многие другие города европейских стран, ибо Кутузов с его солдатами дошли до самого Парижа. Ни один другой народ не сплотился на столько, насколько сплотились наши предки, ребята. И именно за это нам стоит их уважать. Если бы не они, нас бы с вами сейчас попросту не было.

Тревожная, грозная.

19 века.

XIX, под номером 4.

Открывают учебник.

Читают первый абзац на стр.52.

12 июня 1812г.

Наполеон Бонапарт.

Франции.

Смотрят..

Смотрят видеоролик.

Отвечают: война названа Отечественной, потому что происходила на родной земле и затронула каждого. Эта война несла общенародный характер, поднялись все слои населения, были организованы даже партизанские отряды.

Дату начала войны 12 июня 812г.

Начало войны с Наполеоном.

В третью пока ничего.

Читают второй абзац на стр.52.

В открытую битву не вступали, заманивали в глубь страны, вели мелкие битвы.

Под Смоленском.

Слушают учителя.

Матвея Ивановича Платова.

В 1 столбец: даты начала и окончания Смоленского сражения – 16 августа -18 августа 1812 г. Во второй – Смоленское сражение, в третий столбец Матвея Ивановича Платова.

Отдыхают.

Слушают

О Бородинском сражении.

Был русскими генералом, который принял участие в Отечественной войне 812 года. Он был назначен командовать 2 западной армией.

Был русским полководцем, который участвовал во многих сражениях эпохи, а также в Отечественной войне 812 года, проявил необыкновенный героизм в Бородинском сражении.

Находят и читают третий абзац на стр.52-53.

Смотрят объяснения на карте.

В Москву. Он думал, что если возьмет Москву, то падет вся страна.

Утром, 26 августа 1812г.

Слушают учителя.

В первую: 26 августа 1812 г. Во вторую: Бородинское сражение. В третью: М.И Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский.

Слушают рассказ, смотрят презентацию.

Слушают объяснение задания учителем.

Выполняют первое задание.

Взаимопроверка.

Ответы: 812, Наполеона Бонапарта, Отечественной, М.И. Кутузов, Бородинское сражение, 26.

Находят и читают.

Сожжение Москвы горожанами.

Хотел заключить перемирие с Александром I, русским императором, затем отступил со своей армией.

Смотрят видео.

С борьбой народа, с холодом и голодом.

Со своей армией дал бой французам.

Под Малоярославцем.

Русская армия выгнала армию Наполеона и выиграла войну.

Слушают объяснение, выполняют задание.

+

+

+

-, сначала была Бородинская битва

+

Слушают учителя, смотрят презентацию.

Рассказывают, попутно смотрят презентацию.

Партизаны – это члены партизанского движения, которое боролось за свободу и независимость своей родной страны.

Они наносили ущерб французской армии мелкими боями, действовали на территории врага, собирали важную информацию.

Отряд Денисова, Василиса Кожина.

Осуществление контроля

Сейчас проведем небольшой и необычный тест. На слайдах будут даны вопросы, а к ним по три варианта ответов. Вам нужно будет найти правильный вариант ответа и показать его номер пальцем. Не нужно выкрикивать с места и отвечать, просто показываем номер ответа количеством пальцев.

- Где произошло решающее сражение?

1. У Бородино.

2. У реки Волги.

3. У села.

- Какой полководец командовал русскими войсками?

1. П.И.Багратион.

2. Наполеон Бонапарт.

3. М.И. Кутузов.

- Почему Кутузов решил отступить?

1. Чтобы сберечь войско.

2. Потому что струсил.

3. Чтобы передохнуть.

- Почему Наполеон оставил Москву?

1.Передумал.

2. Из-за пожаров, голода, холода.

2. Решил вернуться обратно.

- Кто наносил значительный урон отступающим французам?

1. Крестьяне.

2. Ремесленники.

3. Партизаны.

- Какое значение имела победа русского войска для русского народа и всего мира?

1. Вся Европа была освобождена от французских захватчиков.

2. Россию признали.

3. Настало спокойное время.

- Назовите дату начала Отечественной войны?

1. 11 октября 1813 г.

2. 12 июня 1812 г.

3. 25 декабря 1812 г.

- Назовите дату окончания войны?

1. 8 марта 1812 г.

2. 14 февраля 1814 г.

3. 25 декабря 1812 г.

Молодцы, неплохо справились с тестом. (проверка выполняется в ходе выполнения теста, если я наблюдаю неправильные ответы.)

Я отметила для себя тех, кто справился с тестом на отлично. В конце урока попрошу вас подать дневники мне на стол.

Ответы:

У Бородино

М.И. Кутузов

Чтоб сберечь войско

Из-за пожаров, голода

Партизаны

Благодаря победе Россия была освобождена, русский народ стал сильнее духом. Вся Европа была освобождена от французских захватчиков.

12 июня 1812г.

25 декабря 1812г.

Подведение итогов

Отечественная война 1812 года оставила свой след и на нашем родном Южном Урале.

На территории, где мы проживаем, есть такие села, как Париж, где стоит своя Эйфелева башня, которая является мачтой сотовой связи. Есть село  Фершампенуаз, которое было основано казаками и названо в честь французского села с таким же названием.

В городе Челябинске есть храм Александра Невского, что стоит на Алом поле, он тоже является памятником войны 1812 года, потому что был построен на добровольные пожертвования челябинцев в память о героях и жертвах той войны.

Памятует о войне с Наполеоном улица Бородинская, что находится в Металлургическом районе, а в поселке Орджоникидзе есть улица имени М.И. Кутузова.

- Чем понравился урок?

- Что было особенно интересно? Что нового вы узнали о войне 1812 года?

- В заключение урока я предлагаю послушать Гимн героям 1812 года.

- Какие при прослушивании чувства вы испытали?

Смотрят фото в презентации, слушают рассказ.

Открытый вопрос.

Узнали о ходе войны, о полководцах и об основных сражениях, об подвигах простых русских людей и партизан.

Слушают гимн.

Чувство гордости, радости за победу.

Домашнее задание

Сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

Учебник с. 52-55 читать, подготовить мини-рассказ “Мои представления об Отечественной войне 1812”.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Оценивание учащихся

- Сегодня на уроке все хорошо поработали, оценки за урок получают …

Урок окончен.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах разработаны с позиции действий учителя....

Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики

Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ - «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

Представленные методические рекомендации – это перечень различных видов  работ по развитию процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Методические рекомендации по формированию умения работать с текстом на уроках окружающего мира...

Методические рекомендации по формированию орфографического навыка у младших школьников с умственной отсталостью

В данной статье представлены методические рекомендации, которые могут широко использоваться учителями начальных классов при проведении уроков русского языка....

Методические рекомендации по организации коллективной работы у младших школьников на уроках изобразительного искусства

  Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу. Так...